Открытое занятие по этикету на тему: «Путешествие к Королеве Этикета».
Открытое занятие по этикету
на тему: «Путешествие к Королеве Этикета».
Цель: закрепить знания учащихся, полученные на предыдущих занятиях по разделам программы «Азбука общения».
Задачи:
Образовательные:
закрепить умение объяснять правильность и неправильность поступков;
закрепить знания пословиц и поговорок о подарочном этикете.
формировать способы социального поведения учащихся в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.
формировать у детей навыки и умения владения выразительными движениями (мимика, жесты), средства человеческого общения.
обучать детей речевым средствам общения.
Развивающие:
развивать практическое применение полученных знаний.
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать доверие к собеседнику.
вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Воспитательные:
воспитывать вежливость, учтивость, аккуратность, внимательность;
воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении;
развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;
формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Методы и приемы:
Беседа, вопросы к детям.
Инсценировка, исполнение песен.
Использование пословиц и поговорок, иллюстраций, чтение стихотворений.
Эстафета «Наведи порядок».
Практическое применение знаний.
Дидактическая игра «Правильно – не правильно», дидактическая игра «Что чем едят»,
Музыкальное сопровождение.
Сюрпризный момент: герои: стражники (костюм, копья, Королева Этикета (платье, крылья, колпак);
Материалы и оборудование: макет автобуса, инвентарь для сценки; дерево для пословиц, зеленые листочки, таблички со схематическим названием улиц; картинки и знаки к дидактической игре «Грустный и веселый смайлик», к эстафете «Наведи порядок»: конструктор, 2 ведерка, книги, 2 полки, 2 искусственных цветка, 2 пирамидки, карандаши и 2 баночки под них, музыкальные инструменты; набор посуды для сервировки стола к чаю, обеду, ужину; фланелеграф; книга правил поведения для воспитанных детей; музыкальные заставки для перехода от одного задания к другому, фонограмма для песни «Маленькая фея».
Ход занятия:
Педагог: Ребята, нам Королева Этикета прислала приглашение, и я предлагаю сегодня отправиться к ней в гости, вы согласны?
Дети: Да.
Педагог: Мы подошли к воротам страны. Ворота охраняют стражники.
Стражники: Здравствуйте, зачем пожаловали?
Педагог: Здравствуйте, мы пришли в гости к Королеве Этикета, она нас пригласила.
Стражники: Мы не можем вас пропустить.
Педагог: Почему?
Стражники: Сначала вы должны нам сказать знаете ли вы, что такое этикет?
Педагог: Да, мы знаем даже песенку про этикет.
Дети исполняют песню «Что такое этикет» (слова С. Еремеева, музыка М. Еремеевой)
Стражники: Молодцы, вы знаете, что такое этикет и мы можем вас пропустить к Королеве Этикета, но пройти к ней могут только воспитанные люди, поэтому вам надо будет преодолеть все трудности, которые поджидают вас на пути, а доехать до города можно на автобусе, он вас доставит до места. Займите места согласно купленным билетам.
Дети обыгрывают сценку «В автобусе».
Педагог: Подошел автобус
Мальчики гурьбой
Двери осадили,
Рвутся словно в бой!
Давка получилась,
А мальчишки,
Уступить дорогу
Не хотят.
Пассажирам выйти
Мальчишки не дают.
Всем грубят, толкаются,
И на всех орут.
1 ребенок: Сначала выходящих,
Надо пропустить
А потом спокойно
Внутрь всем заходить.
Педагог:
Стас мороженое ел,
Прямо с ним в автобус сел
Там мороженое тает,
На соседей попадает
Педагог:
Макс в автобусе сидел
И в окошко все глядел.
Рядом бабушка стояла,
Сумку полную держала.
Он уступить не захотел
Она стояла, он – сидел.
3 ребенок: Это грустно и обидно
И за Макса очень стыдно
Старших надо уважать
И места им уступать.
Педагог:
Мама с сыночком в автобус зашла,
И место свободное там заняла,
Она ребенка туда посадила,
Но он закапризничал, что было силы:
«К окошку! К окошку меня посадите! »
4 ребенок: Он маму свою даже слушать не стал,
В автобусе вмиг разразился скандал!
И все пассажиры теряли терпенье:
Кому же приятно его поведенье!
Педагог: Ура! Остановка «Этикет».
Ребята, посмотрите, на дереве нет листьев, случилась беда. Нужна наша помощь. Давайте прочтем, что здесь написано: «Кто пословицу о гостях, гостеприимстве или о подарках скажет, тот листочку даст новую жизнь, и дерево станет, как и прежде зеленым».
Дети называют пословицы и поговорки о гостях, гостеприимстве, подарках и приклеивают к дереву листики на липучку. Дерево покрывается зеленой кроной.
Педагог: Мы помогли дереву и попали на первую улицу страны «Этикета», она называется «Улица добрых и вежливых слов» (педагог выставляет схематическое название улицы) на этой улице нам надо рассказать, что вы знаете о вежливых словах.
Дети читают стихи о вежливых словах.
5 ребенок: «Здравствуйте! »
Здравствуйте! – ты скажешь человеку
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
6 ребенок: «До свидания! »
Когда мы увидимся снова? –
Никто не знает заранее…
Сказать остается два слова,
И мы говорим: «До свидания! »
7 ребенок: «Спасибо! »
Мы все припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз.
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
Звучит волшебная музыка.
Педагог: Рассказав стихи о вежливых словах, мы прошли «Улицу добрых и вежливых слов» и попали на «Улицу хороших поступков» (педагог переворачивает страничку со схематическим названием улицы).
А вот и задание: вам необходимо из карточек распределить, где хорошие поступки, а где ребята делают неправильно, и поставить рядом грустный и веселый смайлик.
1 пара картинок: красивая сервировка стола и беспорядок на столе.
Учащийся: первую картинку мы ставим к знаку «Веселый смайлик», т. к. на столе правильно и красиво расставлена посуда, девочки аккуратно причесаны и опрятно одеты. За этим столом будет приятно кушать. На второй картинке все неправильно: посуда, беспорядок, внешний вид мальчика, поэтому я поставил эту картинку к знаку «Грустный смайлик».
2 пара картинок: в уголке игрушек на одной картинке порядок, на другой нет.
Учащийся: первую картинку мы ставим к знаку «Веселый смайлик», т. к. в этой комнате приятно находиться все по своим местам лежит, а дети поддерживают порядок. Вторую картинку ставим к знаку «Грустный смайлик», т. к. в комнате беспорядок, игрушки валяются, так поступать с вещами нельзя, ведь твоя комната является твоим «лицом».
3 пара картинок: (о внешнем виде детей) девочки опрятно одеты, причесаны, а на другой все наоборот.
Учащийся: первую картинку мы ставим к знаку «Веселый смайлик», т. к. в комнате порядок, внешний вид девочек очень красивый, они аккуратно причесаны, их одежда чистая и красивая. Вторую картинку мы ставим к знаку «Грустный смайлик», потому что мы видим, что мальчик и девочка в грязной одежде, не причесаны, а в комнате не убрано.
Звучит волшебная музыка.
Педагог: Вы правильно расставили все картинки, выполнив задание на «Улице хороших поступков» и попали на «Улицу порядка». (Педагог переворачивает страничку со схематическим названием улицы).
Эстафета «Наведи порядок». Дети делятся на две команды и, добегая до импровизированной комнаты, поднимают и ставят на полку по одной вещи с пола, которые предварительно рассыпал педагог (конструктор в ведерко, книги на полку, цветок поставить, пирамидки поднять, карандаши собрать, музыкальные инструменты собрать и поставить).
Звучит волшебная музыка.
Педагог: на «Улице порядка» чисто и убрано, и мы попадаем на «Улицу приятного аппетита». ( педагог переворачивает страничку со схематическим названием улицы).
Первое задание, которое приготовила нам Королева Этикета на «Улице приятного аппетита»: нам надо сервировать стол для праздничного ужина, для обеда, для чаепития.
Вызывается 3 ребенка, они с сервировочного столика берут необходимые для своей сервировки предметы и располагают их в соответствии со своим заданием. Затем другие 3 ребенка проверяют правильность сервировки.
Педагог: следующее задание на «Улице приятного аппетита» это – игра «Что чем едят». Вам необходимо подставить столовые приборы к картинкам. Вызывается два ребенка.
Звучит волшебная музыка.
Педагог: Мы выполнили задания Королевы Этикета на «Улице приятного аппетита» и очутились на «Улице красивого костюма». (педагог переворачивает страничку со схематическим названием улицы).
Педагог: на «Улице красивого костюма» у нас такое задание: надо кукле подобрать правильно одежду на: деловой прием, для занятия спортом, для работы по дому, для приема гостей. Для выбора каждого костюма вызывается по 1 ребенку.
Педагог: Ребята, а мы с вами одеты соответственно ситуации, ведь мы идем в гости к Королеве Этикета?
Дети: Да, мы правильно подобрали себе одежду, мы нарядно одеты и причесаны, наша обувь чистая, а одежда поглажена.
Звучит волшебная музыка.
Педагог: Вот и замечательно и мы, кажется, уже дошли до замка Королевы Этикета, давайте подойдем поближе и позовем её нашей песенкой про Фею Вежливости.
Дети исполняют песню «Маленькая Фея».
1 куплет:
Все испытанья уже позади
Их мы прошли и вдруг стали мудрее
Но все же не раз еще ждет впереди
Нас встреча с маленькой Вежливой феей.
Припев:
Маленькая фея, прилетай скорее
Занавес волшебный в мир чудес нам приоткрой.
Маленькая фея, мы хотим скорее
К чуду прикоснуться стать красивей и добрей.
2 куплет:
Палочкой добрая Фея взмахнет
Тут же настанет счастливое время
Исчезнут невежи, и грубость уйдет
Люди приветливы будут со всеми.
Припев:
Под музыку выходит Королева Этикета.
Королева Этикета: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Королева Этикета: Я очень рада вас видеть, потому что если вы сумели пройти страну вежливости, значит вы сами вежливые и воспитанные. И поэтому я хочу подарить вам подарок: «Большую книгу правил поведения для воспитанных детей».
Дети: Спасибо!
Королева Этикета: Пожалуйста! А сейчас проходите ко мне в замок пить чай.
Дети покидают зал с Королевой Этикета под мелодичную музыку.
Приложение№1
От вежливых слов язык не отсохнет!
Гости в дом — радость в нем;
Гость на гость — хозяину радость;
Гость недолго гостит, да много видит;
Гостю почет — хозяину честь.
Гость доволен — хозяин рад;
В гостях хорошо, а дома лучше;
В чужом доме не указывают;
Дома, как хочу, а в людях, как велят;
Мойся беленько: гости близенько;
На пиру посуда бьется — к счастью хозяина;
На пороге не стоят.
Через порог руки не подают;
Твой дом — твои и гости;
Умел в гости звать — умей и встречать;
Хозяин весел, и гости радостны;
Что есть в печи, все на стол мечи.
Дар дара ждет;
Дар — не купля: не хаят (не ругают, а хвалят);
Даровому коню в зубы не смотрят;
Кого люблю, тому и дарю;
Не дорог подарок, дорога любовь;
Подарки любят отдарки;
Подарки принимать, так отдариваться.
Ел не ел, да за столом просидел;
За хлебом-солью всякая шутка хороша;
Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.