Урок по окружающему миру на тему Огонь,вода,газ


Окружающий мир
Учитель: Кузнецова Наталья Ивановна
3 класс
Тема: «Огонь, вода и газ»
Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;
познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;
довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;
развивать такие качества, как находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации
Оборудование: телефон, интерактивная доска, конверты с заданиями, ножницы, клей, учебник «Окружающий мир» 3 класс, рабочие тетради, «Спасатели».Форма организации детей: индивидуальная работа, работа в малых группах.
Технология: обучение в сотрудничестве
I.Организационный момент. (Слайд 1)
- Ребята, представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите  кому-нибудь из своего класса своего солнечного друга, пожелайте им удачи.
А солнечный лучик вприпрыжкуС улыбкой и счастьем в душе,Прочувствовав нежность и ласку,Вновь счастье подарит нам всем...
Это очень важно, так как мы сегодня будем учиться работать в сотрудничестве.
II.Мотивация темы и целей урока.- Тема нашего урока очень важна для всех и каждого из нас.
- А о чём мы будем говорить, узнаем, когда отгадаем загадки.
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь) ( Слайд 2)
Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу! (вода)
На железной клумбе
Цветы голубые
Помогают стряпать
Кушанья любые. (газ)
III.Изучение новой темы. (Слайд 3)
Тема нашего урока «Огонь, вода, газ»
- Ребята, давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом. Что могут они принести человеку пользу или вред? И как надо ими пользоваться?
-У вас на груди бейджики со значком, займите, пожалуйста, свои места за столами в соответствии с цветом. (красный стол, синий стол, жёлтый стол)
Мы будем работать по группам. Каждой группе будет отдельное задание. Ознакомиться с материалом из учебника. (Слайд 4)
Огонь (красный стол) учебник с.4 №1
Вода (синий стол) учебник с.5 № 2
Газ ( жёлтый стол) учебник с.6 № 3
Хоровое чтение.
-Наши эксперты готовы.
(Слайд 5) Огонь.
-Человек научился высекать огонь около 790  тыс. лет назад. Наши предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах. Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге.
Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации.
- Когда огонь будет человеку другом?
Полезные свойства огня используют люди различных профессий:
- Попробуйте назвать профессии, в которых люди используют огонь? (Слайд 6)
(сталевары, электросварщики, стеклодувы, гончарных дел мастера )
Огнём мы пользуемся ежедневно,
без него мы не можем прожить.
Но когда мы небрежны с огнём,
он становится нашим … ( врагом)
- Когда огонь становится человеку врагом ? (Слайд 7,8)
- Назовите причины возникновения пожара….
Ни для, кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. (Слайд 9)
Статистика пожаров показывает, что 80% пожаров происходит в жилье. По данным Центра пожарной статистики на 1 миллион человек в России при пожарах погибают более 100 человек.
В 2014 году на территории Республики Крым произошло 112 пожаров, в которых погибли 21 человек. При этом спасателями на пожарах было спасено 7 человек. По данным управления, чаще всего пожары происходят из-за нарушения правил и эксплуатации электросетей, пожарной безопасности при эксплуатации отопительных печей, а также из-за неосторожного обращения с огнем.  - Как же уберечь своё жилище и себя от пожара? Расскажут нам ребята красного стола. Для них приготовлен блиц-опрос.
Блиц – опрос (быстрый ответ)
- Что нужно делать, если в квартире что-то загорелось? (быстро погасить огонь)
-Что для этого надо сделать? (одеяло) Почему? (без доступа воздуха огонь не горит)
- А если огонь разгорается? (вызывать пожарных)
-Если с тобой в квартире младший брат или сестра? ( убегать вместе)
-Что надо сделать, убегая из квартиры? (закрыть дверь, задержать распространение огня)
-Что надо сделать, чтобы уберечься от дыма? ( дышать через мокрое полотенце)
- Почему нельзя прятаться под кровать? (не найдут пожарные)
- Почему нельзя пользоваться лифтом, если в доме возгорание? (можно застрять в лифте)
- Почему нельзя заставлять ненужными вещами балкон?
-Назовите экстренный вызов пожарных. (101)
4.Физминутка… «Зоркие пожарные» ( Слайд 10)
- Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем, чтобы в городе не было пожара.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже
Поглядим из - под ладошек.
И – на право!
И ещё через левое плечо!
Через правое плечо!
1, 2 – выше голова
3, 4 - руки шире
5, 6 – тихо сесть
- Ребята, а что сильнее огня? (вода) А вода друг или враг?
- Когда вода человеку друг ? (Слайд11) (примеры детей)
Несмотря на то, что человек, без воды не может прожить, и она может отказаться для него враждебной силой.
- Какая беда может возникнуть из-за воды в доме?
Работа синего стола. Ребята вам надо объяснить поведение в данной ситуации.
1 ситуация « Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия. (закрыть кран)
2 – ситуация « Прорвало трубу. Ваши действия.» (завернуть вентиль, позвонить родителям) (Слайд 12)
3 – ситуация « Прорвало трубу отопления или батарею. Ваши действия» (звонить родителям или диспетчеру 3-12-78) (Слайд 13)
ДИСПЕТЧЕР  ( анг. яз.) – человек осуществляющий приём сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях.
- Огнём и водой люди пользуются ежедневно. А без чего мы не можем обойтись на кухне? (без газа)
Что это природный газ?
Выступление ученика о природном газе. (показ пробирки с природным газом)
Природный газ – это полезное ископаемое в газообразном состоянии. Он используется в качестве топлива. Природный газ бесцветен и не имеет запаха, он легче воздуха. Горюч и взрывоопасен. Я сказал, чтоприродный газ не имеет запаха, но для того, чтобы человек смог почувствовать утечку газа в него добавляют сильно пахнущие вещества (напоминающие запах гнилой капусты или яиц).
Желтый стол изучал правила безопасного обращения с природным газом. Сегодня они наши эксперты, послушаем их.
- Когда газ человеку друг? (Слайд 14)
- А когда газ может стать врагом?
- Что может стать причиной взрыва? (Слайд 15,16)
-Ребята, расскажите как надо вести себя «Если чувствуешь запах газа» (Слайд 17)
Давайте ещё раз повторим, чего нельзя делать, если чувствуешь запах газа.
- 3 нельзя (Слайд18)
5.Коллективная работа (вырезание и наклеивание значков) (Слайд 19)
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать группами. У вас на столах лежат задания. От каждой группы выходит 1 учащийся к доске и рассказывает о правильном поведении во время … . 6.Тест «Проверь себя» (Слайд 20-24)
При пожаре нужно звонить по телефону:
А) 101 Б) 102 В) 103 Г) 104
2. Чего нельзя делать при пожаре?
А) громко кричать
Б) убегать из квартиры
В) пользоваться лифтом
Г) дышать через мокрое полотенце
3.При аварии водопровода нужно:
А) завернуть вентиль на трубе
Б) обмотать трубу полотенцем
В) начать стирку
Г) позвонить родителям
4. Какой знак напоминает о том, чего нельзя делать при утечке газа?
А) открыть окно
Б) вентиль закрыть на газовой плите
В) вентиль закрыть на трубе
Г) зажечь спичку
5.Мастера из газовой службы вызывают по телефону:
А) 101 Б) 102 В) 103 Г) 104
7.Моделирование ситуаций по телефону. (Слайд 25)
От каждого стола выходят по 1 ученику и делают звонок диспетчеру.
8.Выступление школьного психолога о правильном поведении в экстренных ситуациях. (Слайд 26)
IV.Итог урока
- Что вы узнали сегодня?
- Нужно ли это изучать и знать детям?
V.Оценивание («Спасатель)
VI.Домашнее задание (Слайд 27)
С. 4-7
Нарисовать рисунки на тему : «Причины возникновения пожара»
Спасибо за работу!
Берегите себя!
(Слайд 28)