Урок производственного обучения на тему Оштукатуривание четырехгранных колонн


Краевое государственное казенное
Профессиональное образовательное учреждение № 6
УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ «Оштукатуривание четырехгранных колонн»
ПМ.01 Выполнение штукатурных работ
профессия СПО 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Разработала:
Мастер п/о
Лопушанская И. О.
г. Хабаровск
2016 г.
Пояснительная записка
Программа профессионального модуля ПМ 02.01«Выполнение штукатурных работ» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии «Мастер отделочных строительных работ».
Содержание и результат усвоения учебной информации определяется исходя из профессиональных компетенций:
ПК-2.1. Выполнять подготовку поверхностей под оштукатуривание;
ПК-2.2.Выполнять оштукатуривание поверхности;
Общих компетенций:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
По теме занятия в соответствии с профессиональными компетенциями ПК-2.1; ПК-2.2;ФГОС обучающийся должен знать:
- технологию оштукатуривания поверхностей;
- технологию разделки углов;
- правила безопасного труда;
По теме занятия в соответствии с требованиямиФГОС обучающийся должен уметь:
придавать поверхностям шероховатость;
выполнять оштукатуривание колонн;
выполнять разделку углов, падуг, тяг;
применять безопасные приемы и методы труда.
На учебном занятии реализуются междисциплинарные связи с общепрофессиональными дисциплинами: «Основы строительного черчения», «Основы материаловедения», «Основы строительного производства».
Место проведения урока: Учебные мастерские отделочников
Мастер производственного обучения Лопушанская И. О.
Тема раздела: Оштукатуривание колонн и пилястр.
Тема урока: Оштукатуривание четырехгранных колонн.
Цели урока:
Обучающая: формирование первоначальныхзнаний, умений и практического опыта при оштукатуривании четырехгранных колонн;
Развивающая: развивать у обучающихся умение применять имеющиеся знания на практике;
Воспитательная: воспитывать инициативу и самостоятельность трудовой деятельности.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Тип урока: изучение трудовых процессов
Методы обучения: Словесный, наглядный, практический, рефлексивный.
Методическое оснащение: Настольные инструционно-технологические карты, таблица «Требования к качеству работ», инструменты штукатура, приспособления, известковый раствор, гипс.
Межпредметные связи: технология штукатурных работ, материаловедение, русский язык.
Формируемые компетенции: ПК. 1.1, 1.2 ОК 1,6.
ХОД УРОКА
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Организационная часть (сдача рапорта)
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация знаний по ранее изученному материалу СПТ
1.Как подготавливают поверхность к оштукатуриванию? (выбирают швы, сметают пыль, увлажняют)
2. При помощи каких инструментов можно крепить рейки к стене? (гвоздями, зажимами, на гипсовый раствор).
3. При помощи каких инструментов контролируют ровность навешивания реек? (отвесом, строительным уровнем).
4. Назовите способы затирки поверхностей? (вразгонку, вкруговую).
5. Дайте определение лузгу. (Лузг – это внутренний угол в местах примыкания двух стен или потолка и стены).
6. Усенок – это наружный угол, образуемый в местах сопряжения двух стен.
Объяснение нового материала
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, несколько обучающихся готовили сообщение и доклад по нашей теме. Давайте их послушаем.
Колонна в архитектуре — элемент зданий или отдельно стоящее столбовидное сооружение.
Общие сведения о колоннах: несущие столбы и опоры в зданиях часто оформляют в виде колонн
Какие по форме бывают колонны? (квадратных, многогранных, круглых).
Сегодня мы с вами познакомимся с технологической последовательностью четырехгранных колонн.
Технологическая последовательность оштукатуривания четырёхгранных колонн и пилястр:
1.Подготовка кирпичной поверхности колонн под оштукатуривание (показ с объяснением): швы расчищают металлической щеткой на глубину 10-15мм, очищают поверхность от грязи проволочной щёткой, сметают пыль, смачивают водой.
Для чего это необходимо выполнить? (Это необходимо выполнить, чтобы увеличить сцепление наносимого раствора с поверхностью колонн.)
2.Приготовление известкового раствора (показ с объяснением): в известковое тесто добавляют просеянный песок небольшими порциями и всё перемешивают. Песок добавляют до тех пор, пока не получится однородный раствор необходимой консистенции.
3.Навешивание реек (показ с объяснением): на двух противоположных сторонах колонны укрепляют рейки так, чтобы их рёбра выступали из-за плоскости колонны на толщину штукатурки (15-20мм). Рейки можно крепить к колонне гвоздями, зажимами или приморозить на гипсовый раствор. Ровность навешивания реек можно контролировать отвесом или строительным уровнем.
4.Нанесение раствора с разравниванием (показ с объяснением): между рейками последовательно набрасывают слои раствора -обрызг, грунт, накрывку и разравнивают их полутёрком или правилом.
5.После схватывания раствора его затирают (показ с объяснением): затирку можно выполнять вкруговую, перемещая тёрку круговыми движениями против часовой стрелки или вразгонку, совершая прямолинейные вертикальные и горизонтальные движения тёркой.
6.Рейки снимают, перевешивают на две другие стороны колонны и продолжают оштукатуривание в том же порядке.
7.Оштукатурив таким образом все четыре стороны колонны, натирают усёнки. (показ с объяснением): усёнок - наружный угол, образуемый в местах сопряжения двух стен; двигая полутёрок с небольшим нажимом вверх и вниз получаем чистую линию усёнка.
Показ приемов работы мастером п/о:
«навешивание реек на колонну»
-повтор показа приема обучающимся.
«нанесение грунта»
- повтор показа обучающимся;
«Разравнивание раствора полутерком»
- повтор показа обучающимся;
Обсуждение выполненных работ.
2. Требования к качеству.
3. Техника безопасности при работе.
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ
1 обход: с целью проверки организации рабочих мест и преступление к работе.
2 обход: с целью проверки технологической последовательности и соблюдение техники безопасности.
3 обход: проверка умения пользоваться инструкционно-технологической картой.
4 обход: с целью индивидуальной помощи и разъяснения отстающим.
5 обход: с целью подбора материала к заключительному инструктажу.
6 обход: проверка ухода за рабочим местом и инструктаж.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
1. Подведение итогов работы за день:
- отметить лучших;
- анализ ошибок и дефектов, допущенных в работе;
2. Сообщение оценок.
3. Выдача домашнего задания - оформление творческих работ по теме «Колонны».
4. Уборка рабочего места
ТИПЫ ОРДЕРОВ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ
Типы колонн отличаются по типу ордеров (от лат строй, порядок), к которым они относятся.
Каждый из них имел свое пропорциональное строение и свою систему декора.
Дорический ордер – строгий, лаконичный, мощный, «мужской». Колонна имеет массивный ствол, без базы и отличается простой капителью без декора.
Ионический ордер – изящный, утонченный «женский». Колона стоит на базе, имеет изящные каннелюры и капитель с орнаментом в виде волют (украшение в виде завитка, спирали)
Коринфский ордер, как ионический, отличается стройностью и наличием базы. Для него характерен растительный декор капители (завершение колонны).

КОЛОННА В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ
Если исторические интерьеры классицизма активно эксплуатировали колонну как опору, то современная колонна преимущественно играет роль украшения интерьера или подчеркивает его стилевую принадлежность. Впрочем, ее функциональность тоже не забывается. Например, если вам потребуется скрыть какие-либо коммуникации, то лучше колонны ничего для этой цели не придумано.
Функциональные же задачи колонны в современном интерьере таковы:
1. Создание или усиление ритмической организации окружающего пространства.
2. Зрительное изменение пропорций помещения. Зрительного расширения или повышения пространства.
3. Зонирование помещения.
Колонна придает помещению торженственность и гордое величие.
ОШТУКАТУРИВАНИЕ 2 СТОРОН
СНЯТИЕ ПРАВИЛ И НАВЕШИВАНИЕ НА ДРУГИЕ ДВЕ СТОРОН
НАВЕШИВАНИЕ ПРАВИЛ НА 2 СТОРОНЫ
ОШТУКАТУРИВАНИЕ 3 и 4 СТОРОН
СНЯТИЕ ПРАВИЛ И НАТИРКА УСЕНКОВ, С НАНЕСЕНИЕМ НАКРЫВОЧНОГО СЛОЯ
ПРОВЕШИВАНИЕ КОЛОНН И ПИЛЯСТР
ВАРИАНТ № 1
1. Назовите классификацию штукатурных покрытий по качеству, по назначению, по видам вяжущего.
По качеству-
По назначению-
По виду вяжущего-Перечислите средства индивидуальной защиты для штукатура.
3.Перечислите заполнители для строительных растворов.
4.Назовите ручной инструмент для штукатурных работ.
5. Опасные и вредные производственные факторы при штукатурных работах.
ВАРИАНТ № 2
1.Назовите основные положения требований охраны труда для ручного инструмента.
2. Назовите средства подмащивания для штукатурных работ.
3.Перечислите контрольно-измерительные инструменты.
4.Дать определение - что такое лузг, усенок и фаска.
5. Назовите особенности выполнения штукатурок по качеству.

ВАРИАНТ № 1
1. Назовите классификацию штукатурных покрытий по качеству, по назначению, по видам вяжущего.
По качеству-простая, улучшенная, высококачественная
По назначению-обычная, специальная,декоративнаяПо виду вяжущего-цементная,известковая,гипсовая,сложная2. Перечислите средства индивидуальной защиты для штукатура.
Спец. одежда, головной убор, очки,респиратор,перчатки, спец. обувь.
3.Перечислите заполнители для строительных растворов.
Заполнители для строительных растворов:песок (горный, речной, морской, озерный), гравий,щебень, шлак,пемза,мраморная крошка, пигменты(сухие краски).
4. Назовите ручной инструмент для штукатурных работ.
Штукатурная кельма,ковш, отрезовка, сокол, полутерки, терки, гладилки, правило, троянка, зубчатка, бучарда, рустовка.
5. Опасные и вредные производственные факторы при штукатурных работах.
Работа на высоте, работа на окраске внутри помещения, работа с известью, покраска помещений с использованием средств механизации (ручные краскопульты) находящиеся под давлением воздуха, воды и т. д.
ВАРИАНТ № 2
1. Назовите основные положения требований охраны труда для ручного инструмента.
Деревянные рукоятки ручного инструмента должны быть изготовлены из древесины твердых пород, гладко обработаны, тщательно подогнаны и надежно закреплены
2. Назовите средства подмащивания для штукатурных работ.
Подмости, лестницы, стремянки, строительные леса, люльки.
3. Перечислите контрольно-измерительные инструменты.
Отвес, ватерпас, правило, гибкий уровень (водяной),угольник, талонный конус, рулетка или метр.
4. Дать определение- что такое лузг, усенок и фаска.
В местах примыканий стен, потолка и стен образуются углы. Внутренний угол называют лузгом. Наружный угол называют усенком. Фаска это прямая или закругленная часть угла.
5. Назовите особенности выполнения штукатурок по качеству.
Простая-в два слоя,обрызг и грунт,без провешивания и проверки правилом. Средняя общая толщина штукатурного намета-12мм.
Улучшенная-обрызг, грунт, и накрывка,с проверкой поверхности правилом, без провешивания поверхности. Средняя толщина намета-15мм.
Высококачественная-обрызг,одного или нескольких слоев грунта и накрывка с провешиваниемповерхностей и установкой маяков. Средняя общая толщина-20мм.