Технологическая карта В городе богини Афины
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему «В городе богини Афины»
Тема урока: В городе богини Афины. Учитель: Киркун Н.Ю.
Место темы в курсе «История Древнего мира»
Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.
С устройством и жизнью Афин учащиеся знакомятся после изучения порта Пирей и социального состава греческого общества. Данная тема содержит большое количество интересного материала, привлекает наглядностью, красочными изображениями и великими архитектурными памятниками, а так же содержит большой объем новых терминов, на изучении которых и строится знакомство с новой темой.
Формируемые УУД
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно
поиск и выделение необходимой информации умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание формирование умения работать в малых группах осуществлять контроль, соотносить выполненное задание с образцом, с учетом работы других групп
Ожидаемые результаты
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
внутренняя позиция школьника развитие готовности решать учебные и познавательные задачи организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию
адекватно передавать информацию контролировать и оценивать свои действия
Цель: создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства.
Задачи:
1) образовательные: - сформировать представление о городе Афины, его устройстве и культурном значении; - объяснить значения исторических терминов.
2) развивающие: - развивать умение работы с разными источниками информации (текстом, схемами, иллюстрациями); - самостоятельное решение проблем поискового характера; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; - сотрудничество с учителем и сверстниками; - формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3) воспитывающие: - воспитание уважения к культуре других народов; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Тип и вид урока: урок «открытия новых знаний» / урок-путешествие
Планируемые предметные результаты: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Личностные результаты: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные результаты: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, эссе, презентация и др.); готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении.
Основное содержание темы:
Ремесло. Район гончарных мастерских – Керамик. Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Совет пятисот. Культура Древней Греции. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины Девы. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. Древнегреческая архитектура. Колонна, кариатида, фронтон.
Основные понятия и термины: Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, колонна, кариатида, фронтон.Образовательные ресурсы: Учебник. Карта «Древняя Греция». Презентация «В городе богини Афины». Учебные картины: Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Эрехтейон».
Организационная структура урока
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
Характеристика основных видов деятельности Формируемые УУД I. Мотивация к учебной деятельности Фронтальная беседа, словесный, слово учителя
До начала урока организует деление на три группы по карточкам и ответам на них.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отсутствующих.
Знакомит учащихся с древней афинской картой, на которой отмечен клад.
- Как вы думаете, что изображено на данной карте?
- По каким признакам вы сделали данный вывод? Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, доклад дежурного Быстрое включение в деловой ритм II. Актуализация.
III. Построение проекта выхода из затруднения Фронтальная беседа, словесный, слово учителя
(5 минут) Организует работу с картой.
- По каким признакам вы определили, что на карте изображены Афины?
- Желание узнать, что же засекретили афиняне, у вас есть?
- Как мы можем это сделать?
Учебная задача: пройти по городу Афины и определить особенности каждого отрезка данного пути и определить, что находится в месте, обозначенном крестиком.
- Очень хорошо, давайте тогда попробуем определить тему сегодняшнего урока.
- Тогда мы отправляемся в путешествие Слушают учителя. Работают с картой: находят гавани Афинские, узнают ее. Отвечают на вопросы. Предлагают способы решения проблемы Регулятивные: вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу
Познавательные: используют знаково- символические средства
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя Рассказ, беседа по вопросам
IV. Реализация построенного проекта.
В районе Керамик. Агора – главная площадь Афин. На вершине Акрополя Групповая. словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ (15 минут) Организует работу в группах с текстом учебника и источников, картинами, схемами, вопросами и заданиями (приложение №1).
- Город Афины был большим и многолюдным и, поэтому наше путешествие будет очень насыщенным. Чтобы мы успели посетить все его уголки, предлагаю вам разделиться на три группы. Первая отправится в Керамик, вторая – на Агору, третья – в Акрополь.У каждой команды на столе находится все необходимое для путешествия. Это учебные тексты, источники, иллюстрации, схемы, вопросы и задания. Ваша задача, изучив предложенный материал, выполнить задание и представить его классу.
Изучают раздаточный материал, выполняют по нему задания и строят рассказ Регулятивные: принимают способы деятельности; планируют способы достижения поставленной цели
Познавательные: овладение навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства
Коммуникативные: умеют работать в группе Задания на листочках, беседа
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа
(12 минут) Предлагает группам представить результаты своей деятельности.
- Наш путь начинается в районе гончарных мастерских Керамике, о котором нам расскажет первая группа
Первая группа: рассказ о Керамике.
- Кто работал в мастерской? Кто работал лучше? Свободные или рабы? Почему?
Из Керамика, пройдя немного на восток мы попадем на главную площадь Афин, где уже побывала вторая группа.
Вторая группа: рассказ об Агоре.
- Как были связаны быт и досуг афинян и Агора?
Теперь мы отправляемся к нашей третьей группе. Она давно нас дожидается.
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм - Акрополь.
Третья группа: рассказ об Акрополе. Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал, владеют терминами, слушают и понимают ответы других учащихся, записывают новые термины Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других.
Рассказ, задания на листочках
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Групповая. Словесный. Беседа, работа с терминами
(4 минут) Предлагает в группах выполнить взаимопроверку терминов: чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, колонна, кариатида, фронтон.
Организует работу с карточками.
- Почему они разделены на три разных цвета.
- Как вы считаете, что же было отмечено на карте и почему? Объясняют значения терминов, отвечают на вопрос Коммуникативные: принимают участие в работе группы; контролируют действия партнеров Взаимопроверка, работа с карточками
VII. Рефлексия Групповая
(3 минуты) Организует голосование с камешками. Каждый выбирает один черный, серый или белый. Производится подсчет голосов Оценивают сою работу, эмоциональное состояние, общее впечатление Регулятивные: самооценка Подсчет голосов, камешков
VIII. Информация о д/зФронтальная. Словесный. Сообщение учителя
(3 минуты) Комментирует задание.
§ 37 – читать, пункты 2-3 пересказ, задание на выбор:
- стр. 181 – объяснить значение слов;
- стр. 181 – составьте рассказ Воспринимают задание, уточняют, задают вопросы Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/зЗадания в тетради, пересказ