В городе богини Афины. Технологическая карта урока истории в 5 классе.
ФИО: Дыбко Людмила Михайловна
ОУ: МБОУ Борщовская СОШ Погарского района Брянской области
Предмет: история
Класс: 5 класс
Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2015.
Тема урока: «В городе богини Афины»
Цель урока: создать условия для ознакомления с древними Афинами как центром греческой культуры, с основными творениями древнегреческих мастеров из Керамика, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать пониманию роли античного наследия в современном мире, помочь учащимся составить первоначальное представление об общегреческих ценностях.
Планируемые результаты:
предметные: научиться описывать памятники истории и культуры Афин; применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия значения древнегреческой культуры; сравнивать простые и однородные исторические факты истории Древнего мира; формировать выводы о результатах своего исследования
метапредметные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами
личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие
Основное содержание темы, понятия и термины:
Ремесло. Культура Древней Греции. Классическое искусство. Древнегреческая архитектура. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины-Девы, Зевс Олимпийский. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. Колонна древнегреческого храма . Архитектурный ордер, виды ордеров: дорический, ионический, коринфский; капитель, архитектура, амфора, пифос, вазопись, Керамик, гончар, Агора, портик, храм, фронтон, кариатида, скульптура, смотрители рынка, Совет пятисот
Образовательные ресурсы:
Учебник
Карта «Древняя Греция»
Компьютерная презентация «В городе богини Афины»
Электронное приложение к учебнику
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с картой, работа с учебником, постановка проблемных вопросов и их решение, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая,
План урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи. Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм Сегодня мы продолжим путешествие в мир Древней Эллады. Вы уже побывали на горе небожителей - Олимпе, в воинственной Спарте, в торговых и военных гаванях порта Пирей. Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на следующие вопросы:
- Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса?
- В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности?
-Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем?
Верно, в город богини Афины, центр древнегреческой Аттики.
Сегодня у нас урок-путешествие. Он будет необычным, потому, что путешествовать мы будем во времени и в пространстве.
Учитель просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Устанавливается тема урока.
– Мы отправляемся в путешествие.
открывается слайд 1. – тема урока
Проблемный вопрос:
О своем городе его жители говорили: "Об Афинах v в. до н.э. говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». О чем свидетельствует эта шутливая оценка? (Проблемный вопрос записывается на доске «Почему же греки так восторгались своим городом»?)
Работа с картой. Как настоящим путешественникам, нам понадобятся карты. А т.к. у нас урок истории, то и карты исторические. Предлагается найти на карте Аттику, Эгейское море, г. Афины.
Кто из наших отважных путешественников покажет главную цель нашего путешествия большой карте?
Слушают учителя.
отвечают - Афина
отвечают - Афины
отвечают – Афины
отвечают предположительно – речь пойдет о городе Афины
выдвигают предположения:
цель нашего путешествия: узнать
1.Греки абсолютно правы в своей оценке города Афины
Или
2. Греки преувеличивали оценку своего родного города.
Работают с картой: находят Эгейское море, Аттику,город Афины. Один ученик выходит к доске и показывает на большой карте. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Познавательные: используют знаково-символические средства.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя Работа с картой
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Слайд 2. Представляется план экскурсии.
Слайд 3. (Современное фото района древних Афин). Древние Афины были городом большим, а по тогдашним меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек.
Слайд 4. Учитель предлагает послушать заранее подготовленный одним из учеников миф об основании Афин (Спор Афины и Посейдона)
Слайд 5. Учитель опираясь на схему, рассказывает о планировке города.
Слайд 6,7 Район гончарных мастерских -Керамик
- Уважаемые туристы, сейчас мы с вами посетим район Керамик. Есть ли у вас предположения, почему так называется этот район?
. Отрабатываются понятия керамика, амфора, пифос. Слайд 8.
- Обратите внимание, что мастера района Керамик изготавливали разные вазы: краснофигурные и чернофигурные. Как вы считаете, в чем отличие этих ваз? Слайд 8,9, 10
читают, записывают в тетрадь,
слушают, смотрят слайд.
слушают одноклассника, предположительно задают ему вопросы.
анализируют схему г. Афины
высказывают предположения о связи названия с изготовлением керамических изделий
Описывают картину, оставляют по ней рассказ (слайд 7), различают свободных художников и работников-рабов, чей труд однообразен и не требует творчества
слушают, записывают в тетрадь
Сравнивают красно-фигурный и чернофигурный стили, устанавливают очередность их появления. Объясняют значения терминов. (вариант -заранее подготовленный эксперт дает свою оценку, подготовленную дома, делает вывод) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием схемы, картины; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других Беседа по вопросам, рассказ по картине, сообщение
Слайд 11, 12, 13, 14 Агора
- Давайте продолжим нашу экскурсию, и пройдем с вами на рыночную площадь – Агору. Каждый древнегреческий город имел свое «сердце». У Афин в V веке до н.э. сердцем была Агора.
Предлагает прочитать п. 2 § 37,
рассмотреть картину «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре» и слайды 11.12.13.14. Организует беседу по вопросам:
– Что собой представляла Агора в Афинах? Как она была связана с общественной жизнью граждан?
– Найдите на картине портики. Что это за здания? С какой целью они строились?
– Кто следил за порядком на Агоре?
– Покажите здание, где собирался Совет пятисот, игравший большую роль в управлении Афинами.
– Какими вопросами ведал этот орган?
слушают, смотрят слайды
-читают, рассматривают картину в учебнике, слайды
-описывают картину,
распознают на картине архитектурные постройки
-определяют значения терминов и записывают их в тетрадь (Агора, портик, Совет пятисот)
-отвечают на вопросы учителя
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; извлекают необходимую информацию из наглядных пособий.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Слайды 15-29 Акрополь
– Мы покидаем Агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это Акрополь.
Город Афины был посвящён дочери Зевса - Афине, богине мудрости и войны. Согласно легенде, она вышла в полном вооружении из головы отца (слайд 23). В её славу и был воздвигнут Акрополь.
Рассказывает об истории строительства, архитектурном ансамбле, авторе скульптур Фидии; организует работу с текстом учебника, картинами, картинами и фото на слайдах, документом, проводит беседу -слушают, смотрят фото, рисунки
читают и анализируют «Миф о рождении богини Афины» (в учебнике)
- записывают название архитектурных памятников Акрополя (Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи, храм богини Ники), термины и их объяснения – фронтон, кариатиды, архитектурные стили – дорический. ионический, коринфский. Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков, пополняют запас исторических терминов.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других Работа с текстом, беседа по вопросам
IV. Закрепление знаний и способов действий
– Наше путешествие подошло к концу. С какими районами Афин вы познакомились? Какие достопримечательности этого замечательного города увидели?
– Как называется главная площадь Афин? Какие здания располагаются на ней?
– Что входит в ансамбль афинского Акрополя?
Предлагает выполнить интерактивное
задание – слайд 30
«Найдите на рисунке правильное расположение и название главных достопримечательностей Акрополя» Называют районы Афин, перечисляют достопримечательности. Называют здания, расположенные на Агоре, архитектурные сооружения афинского Акрополя. Используют знание терминов для ответов на вопросы.
Выполняют задание на слайде 30. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; описывают объект: передают его внешние характеристики Беседа по вопросам.
Интерактивное задание.
V. Рефлексия Организация обсуждения проблемного задания. Учитель напоминает проблемный вопрос «Почему же греки так восторгались своим городом?» Участвуют в мини-дискуссии.
Признают большой вклад греков в мировую культуру, выражают желание в действительности побывать в древних Афинах.
Заполнение маршрутных листов. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других VI. Информация о домашнем задании § 37. Составить рассказ от имени путешественника, посетившего древние Афины.
Комментирует задание.
Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу