Конспект открытого урока Заболевания органов дыхания и их предупреждение (8 класс)
Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе на тему «Заболевания органов дыхания и их предупреждение»
Урок – проект
Разработала Красавцева
Екатерина Алексеевна
учитель I категории
г. Володарск, 2015
Цель урока: Изучить возможные заболевания органов дыхания; раскрыть значимость сохранения здоровья дыхательной системы; воспитать стремление к здоровому образу жизни; обобщить и закрепить знания по пройденному материалу (защита проектов).
Задачи: Формирование общеобразовательных компетенций: развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Познакомить с гигиеной органов дыхания.
Формирование коммуникативных компетенций: развивать умение работать в парах; формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих; развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.
Формирование личностно - ориентированных компетенций: способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни; способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Тип урока: урок обобщение (комбинированный).
Методы обучения: проблемный, проектный, наблюдение.
Организация деятельности учащихся: работа в малых группах; индивидуальная, фронтальная, проектирование.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерные презентации, листы рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи,
Тема нашего урока: Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Защита проектов, над которыми вы работали.
Задайте интересующий вас вопрос по теме урока, о чём – бы вам хотелось сегодня узнать. (Ребята задают вопросы по теме, которые фиксирует учитель на доске). На все эти вопросы мы сегодня будем разыскивать ответы вместе с вами.
Мотивация: Как вы думаете, в чем вы более всего нуждаетесь в данный момент? В хорошем образовании? В престижной работе? Карьере? Деньгах?
Наверное, каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в жизни. Кто-то стоит краткосрочные планы. Кто-то – планы на всю жизнь. Но совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравниться по значимости с архиважной потребностью. Дышать.
Представляете себе, если бы вы не могли дышать 39 секунд. Сейчас вы были бы готовы отдать все на свете ради одного вдоха. А через минуту вы и вовсе потеряли бы сознание. Еще через 3-4 минуты начнется отмирание клеток мозга и вас уже будет не вернуть к жизни.
Итак, ребята, сегодня мы с вами защищаем проекты.
Заранее класс был поделен на 4 группы («Интерны», «Физиологи», «Валеологи», «Гигиенисты»), каждая группа по полученному заданию разрабатывала мини - проекты по здоровью.
Но прежде чем мы перейдем с вами к самим проектам давайте немного вспомним, что, же мы знаем о дыхательной системе. Цветик – семицветик на доске.
Вот и первое задание!
Что бы выполнить его-
Нужно приложить старания
И…. фантазию еще!
Вот волшебный Цветик - семицветик!
Но не будем мы гадать!
Для другого дела нужно
Лепестки его отрывать!
Я прошу сюда, к доске
Двух отважных человек!
Итак! Вот перед вами цветик - семецветик, на обратной стороне лепестков написаны названия органов, вы по очереди отрываете лепестки цветочка, читаете название органа, и, не произнося его вслух начинаете описывать тот орган: где он расположен, его функцию и прочее. Остальные учащиеся должны отгадать что это за орган.
Бронхи
Плевра
Надгортанник
Носовая полость
Легкие
Трахея
Защита проектов
Практико - ориентированный мини - проект «Дыши, чтобы не заболеть» - разрабатывает группа «Гигиенисты»
Задание: сформулировать правила здорового дыхания. Творческая задача.
Алгоритм: Проверить, умеете ли вы правильно дышать?
Предложить решения к творческой задаче. Сформулировать правила здорового дыхания.
Группа рассказала про правильность вдоха и выдоха, познакомили ребят с понятие ЖЕЛ (Жизненная емкость легких), провели эксперимент (надуть воздушный шарик: одним вдохом – померить его объем и вычислить ЖЕЛ, присесть 5 раз и снова надуть шар одним вдохом – померить его объем сравнить с соседом, поднять руки вверх, опустить и снова вдохнуть в шар воздух – вычислить ЖЕЛ).Сделали выводы по творческой задаче.
Исследовательский мини-проект «Праздники без хлопот» – реализует группа «Физиологи».
Задание: доказать, что переедание затрудняет дыханию. Обосновать физиологический смысл пословицы: «Когда я ем – я глух и нем».
Алгоритм: Первый шаг – повторение теории вопроса «Механизмы вдоха и выдох». Второй шаг – собрать модель Дондерса (инструкция прилагается).Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов (Почему, когда плотно поешь, становится трудно дышать?).
Группа наглядно продемонстрировала как происходит вдох и выдох на моделе Дондерса, которую они самостоятельно подготовили дома. Также объяснили физиологический смысл пословицы.
Информационный мини-проект «Курить или не курить? Вот в чем вопрос», заболевания органов дыхании - разрабатывает группа «Интерны».
Задание: провести опрос в школе «Курение за или против», познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания.
Группа провела опрос среди 5 – 9 классов, в ходе которого было выявлено, что учащиеся знают что курить – это плохо, подсчитали количество учащихся которые курят. Наглядно продемонстрировали на опыте как выглядят органы курящего человека. Был показан видео ролик о вреде курения. Подготовлены доклады по заболевания органов дыхания.
Творческий мини-проект «Запах праздника и здоровья!» – разрабатывает группа «Валеологи».
Задание: придумать и изобразить рекламу цитрусовых фруктов и сосны, учитывая их положительное влияние на органы дыхания.
Группа подготовила плакат, и рассказали о положительных свойствах цитрусовых и сосны. Также были затронуты и отрицательные стороны данных продуктов. Ребята познакомили одноклассников с народными лечебными средствами, которые до сих пор применяются на практике.
В конце выступления каждой из групп учащиеся самостоятельно делали выводы.
По итогам урока учащиеся заполнили листы рефлексии, в которых ответили на вопросы:
1. Какое новое открытие Вы сегодня сделали?
2. Мне это пригодится в жизни, чтобы …
3. Что новое Вы узнали о людях?
4. Что нового обнаружил в себе?
5. Какие чувства Вы испытали по ходу занятия?
Заключение: Итак, человек самое высоко организованное существо на Земле. Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов сказал: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот срок до гораздо меньшей цифры».
Надеюсь, что сегодняшний урок даст возможность вам задуматься о ценности человеческой жизни, в которой человек – творец своего здоровья.
Хочется, чтобы идею этого урока вы донесли до учащихся младших классов. Тогда, возможно, они уже сейчас задумаются о сохранении своего здоровья. Это вы сможете сделать, выполнив домашнее задание.
Домашнее задание: 1. Повторить тему "Дыхание".
2.Нарисуйте агитационный плакат (или листовку), отражающий один или несколько способов профилактики заболеваний органов дыхания.
Приложения для 1 группы «Гигиенисты»
Приложение №1. «Здоровое дыхание»
Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.
Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.
Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.
Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая то и другое – смешанный тип дыхания.
Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно. Давайте научимся дышать правильно, совершаем дыхательные движения животом. Вдох -1,2; выдох 1,2,3,4. Учиться дышать необходимо медленно. Правильное дыхание отпугивает многие болезни. На востоке существует легенда «Кто владеет дыханием, тот владеет судьбой». (Значит, дольше живет).
Приложение № 2. Творческая задача.
Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб.Жизненная ёмкость лёгких это показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания, измеряется с помощью спирометра. Человек стоя делает полный вдох, зажимает нос и, обхватив губами мундштук прибора, делает равномерный, максимально глубокий выдох, стараясь держаться при этом прямо, не сутулясь. Делаются 2-3 измерения, и фиксируется наибольший результат с точностью в пределах 100 кубических сантиметров.
Чтобы оценить полученные данные, величину ЖЁЛ сравниваем с так называемой должной для вас величиной ЖЕЛ. Рассчитать ее можно по формуле Людвига:
ЖЕЛ для мужчин = 40 ∙ рост (см) + 30∙ вес (кг) - 4400;
ЖЕЛ для женщин = 40 ∙ рост (см) + 10 ∙ вес (кг) - 3800.
Приложения для 2 группы «Физиологи»
Пословица «Когда я ем – я глух и нем»
Приложение №1. Инструкция «Как собрать модель Дондерса».
За вдохом наступает выдох. При обычном выдохе диафрагма и межреберные мышцы расслабляются, грудная клетка спадается и ее объем уменьшается. При этом объем легких уменьшается, и воздух выходит наружу.
Поступление воздуха в легкие и его изгнание из легких можно пронаблюдать на модели, носящей имя своего изобретателя, физиолога Дондерса.
Модель дыхания Что нужно? Пластиковая бутылка. Резиновая перчатка. Воздушный шарик. Ножницы. Отрезаем от пластиковой бутылки верхнюю часть (дно выбрасываем или храним в нем ценности. Высота отрезанной части должна быть около 10 (десять) сантиметров.
Пропускаем через горлышко воздушный шарик и, выворачивая его, надеваем на горлышко бутылки (смотрите рисунок). Снизу на бутылку натягиваем резиновую перчатку. Теперь перчатка играет роль диафрагмы, шарик - это легкое, а сама бутылка - это герметичная плевральная полость.
Собственно демонстрация: потянем за перчатку вниз, и шарик немного надуется. Это был вдох. Отпустим перчатку обратно - это выдох.
Модель хорошо показывает, что вдох - это пассивный процесс. Работой мышц мы создаем в плевральной полости пониженное давление, благодаря этому легкие расправляются и в них засасывается воздух.
Приложения для 3 группы «Валеологи»
Приложение № 1. Целебные свойства сосны
Сосна не только красивое дерево, которое неоднократно отображали великие живописцы на своих полотнах. Сосна - это чудесный природный доктор. С давних времен люди используют полезные и лечебные свойства сосны, ели, кедра в народной медицине для предотвращения и лечения многих заболеваний и недугов.
Сосна – дерево спокойствия и высоты духа. При прямом контакте сила сосны унесет раздражение и досаду, которые ежедневно накапливаются в душе человека. Одно из интересных и полезных свойств сосны - способность очищать воздух от вредных бактерий. Установлено, что в воздухе соснового леса в 10 раз меньше бактерий, чем в лиственном лесу. В почках сосны (ели, кедра или лиственницы) содержатся: эфирное масло (0,36%), смолы, крахмал, дубильные вещества, пиницикрин, в хвое - аскорбиновая кислота, около 5% дубильных веществ, алкалоиды, эфирное масло, составными частями которого являются лимонен, борнеол, борнилацетат, кадинен, церратендиол. В состав эфирного масла входят также смоляные кислоты. Помимо этого в иглах и коре содержатся антоциановые соединения. Витаминов больше в зимней хвое, смолистых и горьких веществ больше в молодых листьях.
Для лечебных целей используют почки, хвою, пыльцу, живицу, добываемую из деревьев путем подсечки, деготь, опилки. Почки сосны собирают ранней весной, в марте-апреле, во время набухания, когда кроющие чешуйки плотно прижаты к почке. Распустившиеся почки для лечебных целей непригодны. Сушат на открытом воздухе или в теплом помещении при температуре 20-25° С. Хвою первого года собирают поздней осенью и зимой вместе с ветками, хранят в холодном месте, под снегом. В этом случае витамины сохраняются до 2-3 месяцев, в комнатных условиях, при содержании в посуде с водой - несколько дней. При хранении веток в комнатных условиях сушеными витамины разрушаются через 2-3 дня. Пыльцу собирают во время цветения. Хранят в стеклянной посуде, хорошо закупорив. Фитонциды сосны полезны людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, они губительно действуют на туберкулезную палочку. Дым от сжигания сосны укрепляет зрение и лечит глазные раны. Из хвои получают сосновый экстракт, который употребляют для ванн, необходимых при лечении нервных и сердечнососудистых заболеваний. Пыльцу заварить как чай и пить при ревматизме, подагре. Пыльцу с медом принимать после тяжелых болезней и операций.
Свежие сосновые опилки, распаренные в кипятке, прикладывают к пояснице, больным суставам. Настой хвои применяют для лечения и профилактики цинги. Растертую хвою полезно нюхать при насморке.
Приложение №2. Запах праздника и здоровья
Самым популярным запахом Нового года по праву является хвойный. Это не удивительно, ведь новогодняя елка – самый главный участник торжества. Аромат зелени хвойных деревьев придаст комнате атмосферу ожидания. Живая елка или пихта подарят хвойный запах автоматически со своими появлением. Если вы предпочитаете искусственный вариант новогоднего дерева, то источником запаха могут стать букет срезанных хвойных веток или несколько капель эфирного масла, которое можно купить в обыкновенной аптеке. Хвойное масло послужит не только источником чудесного аромата, но и, обладая сильным бактерицидным свойством, станет мощной защитой от простуд и насморка, что очень актуально для зимнего времени года.
Приложение № 3. Применение сосны в медицине
Почки. Водные настои и отвары (внутрь) — как дезинфицирующее, антисептическое, противовоспалительное, отхаркивающее, мочегонное и желчегонное средства при бронхитах, водянке, ревматизме, болезнях печени и желудочно-кишечного тракта. Отвар (в виде ингаляций) — при острых катарах дыхательных путей.
Шишки (молодые, красные). Настой, настойка — при болях в сердце. Зеленые шишки первого года — как кровоостанавливающее средство.
Хвоя сосны. Водный настой, отвар — при профилактике и лечении гипо- и авитаминоза С, а также в виде лечебных ванн. Хлорофилловая паста (наружно) — при ожогах, ранах, некоторых кожных болезнях.
Пыльца сосны. В виде чая — при ревматизме, подагре; с медом после тяжелых болезней и операций. Настойка и настой — при болезнях легких.
Сосновая живица. Скипидар (наружно) — при ишиасе, люмбоишиалгии, невралгиях, миозитах, ревматизме, подагре. Линимент скипидарный (наружно) — при артритах и других воспалительных процессах. Масло терпентинное очищенное (наружно) — при ишиасе, невралгиях, болях в суставах. Деготь (в виде 10—30% мази) как наружное дезинфицирующее, противопаразитное средство при экземе, чешуйчатом лишае, чесотке. Живица — для лечения долго незаживающих ран, язв; настой — при заболеваниях органов дыхания.
Побеги (молодые верхушки). Отвар (на молоке) — при заболеваниях органов дыхания.
Приложение №4. Сосновые рецепты народной медицины
Отвар сосновых почек (Decoctum turiones Pini): 10 г (1 столовая ложка) сырья помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают на кипящей водяной бане 30 мин. Затем охлаждают 10 мин, процеживают, оставшееся сырье отжимают. Полученный отвар доводят кипяченой водой до 200 мл. Отвар хранят в прохладном месте не более 2 суток. Принимают по 1/4—1/3 стакана 2—3 раза в день после еды как отхаркивающее и дезинфицирующее средство.
Настой хвои сосны. Хвою растирают с небольшим количеством холодной кипяченой воды, а затем заливают водой в 3— или 9-кратной пропорции. Подкисляют лимонной кислотой по вкусу, кипятят в течение 20—40 мин и настаивают в течение 1—3 ч. Затем процеживают и принимают по 1/4—1/2 стакана в день. Приготовленный таким способом настой содержит от 15 до 25 мг% аскорбиновой кислоты.
Витаминный настой. Свежую хвою промывают холодной водой, мелко настригают ножницами (4 стакана), заливают 500 мл холодной воды, добавляют для подкисления 2 чайные ложки столового уксуса и оставляют стоять в темном месте 2—3 дня, затем процеживают. Принимают по 1 стакану в день.
Витаминный отвар. 50 г (5 столовых ложек) хвои сосны или ели заливают 250 мл кипятка, кипятят 20—30 мин на водяной бане. Чтобы улучшить вкус, в отвар добавляют мед или сахар. Отвар принимают по 1/2 стакана утром и вечером.
Настой почек сосны: 10 г измельченного сырья заливают 250 мл кипятка, настаивают 4 ч, затем процеживают. Принимают по 1 столовой ложке через каждые 2—3 ч.
Настой хвои, почек сосны: 0,5—1 кг хвои и почек заливают 3 л кипятка, настаивают 3 ч, затем процеживают. Применяют для ванн.
Настой живицы. Свежую смолу (живицу) настаивают в воде на солнце 9 дней. Принимают по 1 чайной ложке 2—3 раза в день.
Отвар побегов сосны: 15 г верхушек молодых побегов настаивают в 500 мл доведенного до кипения молока, затем кипятят на слабом огне 10 мин и снова настаивают 2 ч. Принимают за один день в 3 приема.
Приложения для 4 группы «Интерны»
Нам понадобится:
сигарета
спички
шприц любого объема (главное — сухой!) без иголки
небольшой кусочек ваты
стакан с водой
марганцовка
резиновая груша (спринцовка) без наконечника
Вынимаем из шприца поршень, он нам не понадобится. Аккуратно вырезаем ножом носик шприца, делаем отверстие по размеру сигареты:
Вставляем в это отверстие сигарету, поплотнее, чтобы не выпала. В шприц кладем рыхлый комочек ваты. Это будет модель легких. Слишком туго не набиваем, нужно, чтобы проходил воздух.
Зажигаем сигарету и резиновой грушей втягиваем воздух из открытого конца шприца — имитируем процесс курения — втягивания дыма в легкие (то есть в вату). Так «скуриваем» всю сигарету.
Теперь готовим слабый раствор марганцовки. Для этого в небольшом количестве воды нужно растворить один кристаллик марганцовки (на кончике ножа):Бросаем в нее «легкие курильщика», то есть использованную вату. Цвет раствора мгновенно меняется:
Думаю, цвет «легких» курильщика вам не понравился. Во вдыхаемом дыме от сигареты содержатся различные вещества: оксиды азота, пиридин, аммиак и ароматические амины. Твердая фаза дыма содержит никотин и смолу (табачный деготь). Все это и придало такой цвет вате. Эти же вещества активно провзаимодействовали с раствором марганцовки и изменили ее цвет.