Рабочая программа по живому миру для 2 класса коррекционных школ VIII вида


Индивидуальное учебно-тематическое планирование
на 2014-2015 учебный год
1.1. Общие сведения
Предмет: Живой мир
ФИО учащегося: …………….. Максим
ФИО учителя: Васина Елизавета Николаевна
Недельная нагрузка: 1ч.
Форма занятий: очное индивидуальное занятие
1.2. Пояснительная записка
1. Соответствие программе.
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» (Окружающий мир) для 2 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII . Подготовительный класс.1-4классы.-8-е изд. под редакцией Воронковой В.В. М: Просвещение,2013 .-176с.
Программа рассчитана на 35часа ( 1ч в неделю).
Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом основного образования., Федерального Закона РФ от 29.12.12г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, а также личные достижения ученика.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
наглядный материал (схемы, таблицы. предметные картинки, сюжетные картинки, размещённые в учебнике);
материалы внешних Интернет-ресурсов;
аудио- и видео материалы
• УМК
2. Количество часов в неделю- 1ч.--соответствует базовому и составляет 1 часа в неделю (Индивидуализация планирования связана:с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,
со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности),
со спецификой работы на уроке.
3. Виды деятельности.
1) Ученику доступны лишь некоторые виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие: устный ответ,
практическая работа,
составление/заполнение таблицы,
работа по алгоритму,
сравнительный анализ,
---- поисковая работа,
-----экскурсия
4. Формы контроля
1) Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
опрос
устный ответ
самостоятельная работа практическая работа по изготовлению поделки, рисование предметов окружающего мира
5. Основные сложности
---- отсутствие систематических знаний,
---несформированность навыков самостоятельной работы,
---несформированность навыков работы с алгоритмом / текстом / таблицей / планом/ алгоритмом
---неумение устанавливать причинно-следственные связи,
---неумение строить развернутый устный ответ,
----слабые навыки устной монологической речи,
----ограниченность словарного запаса,
-----неправильное употребление слов и фразеологизмов,
6. Корректировка ИУТП
1). Во время учебного года для повышения мотивации и общего развития ученика будет привлекаться к участию во внутри- и внешкольных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, предметных неделях и т.п.), поэтому ИУТП может незначительно корректироваться в течение учебного года.
2).Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь,). В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов
Живой мир (О—4 классы)
Курс «Живой мир» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Новый учебный план (вариант 2) для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: «Живой мир», «Природоведение», «Естествознание», «География», «Человек и его среда», призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной школы (класса) не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины «Живой мир» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1—4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
---уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
---на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
---вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
---формирует знания учащихся о природе своего края;
---формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу, и также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний и умений и сниженный(минимально необходимый). Первый уровень рассчитан на учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей со сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении. Дети, которые не смогут освоить требований первого или второго уровня, должны заниматься по индивидуальной программе, составленной учителем.

Содержание программы 2 класс (1 ч в неделю) Примерная тематика
      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.      Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.      Дом, квартира, домашний адрес.      Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.      Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.      Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).      Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.      Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.      Овощи и фрукты. Сравнение.      Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.      Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).      Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.      Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.      Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.      Домашние и дикие животные. Сравнение.      Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.      Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.      Птицы и насекомые. Сравнение.      Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.      Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.      Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
      
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;
о растениях сада и огорода, их отличии;
о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
о роли питания в жизни человека;
• о гигиенических правилах;
• о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
• о значении воды, тепла, света в жизни растений и житных.

Планируемые результаты:
уметь:
1-й уровень
правильно называть изученные объекты и явленииразличать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фру кты; объяснять, где они растут, как используются чело веком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
2-й уровень
называть изученные объекты и явления;
различать 2—3 вида комнатных растений, называть; части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
различать изученных диких и домашних животных, рыб;
различать признаки времён года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Учебно-тематический план
Наименование раздела Количество часов Экскурсии,практ.работы1ч 8 2 (э)
2ч 7 1(э)
3ч 10 1(п/р)
4ч 9 1(э)
Итого 34 5
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2010
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, М.: Просвещение, 2013, под редакцией В.В.Воронковой
Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва 2006г.
Матвеева Н.Б. «Живой мир» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.М.:Просвещение,2014г.-97с.
Календарно-тематическое планирование-2класс

№ Название раздела, темы урока Кол-во час. Тип урока Форма урока Информационное сопровождение дата
по плану фактически
1 «Вот и лето прошло…». Подбор слов противоположных по значению.Экскурсия.
(вводный урок) 1 обобщения и систематизации знаний упражнения, беседа,
экскурсия Картина «Лето»,учебник, методичка. 2 «Начало осени». Упражнения на активизацию словаря 1 комбинированный упражнения, рассказ, работа с учебником предметные и сюжетные картинки об осени, 3 «Наша школа». Составление рассказа по плану 1 урок-экскурсия. рассказ, объяснение картина «В школе», учебник, методичка 4 «Пришкольный участок». Составление предложений по картине 1 урок-экскурсия. упражнение учебник, методичка. 5 Уточнение и расширение представлений о типах домов и квартир. Подготовка к холодам.«Дом. Квартира» 1 обобщения и систематизации знаний упражнение, объяснения, рассказ картинки домов, квартир 6 Закрепление правил дорожного движения. «Дорога в школу и домой».ИКТ 1 закрепления знаний упражнения, рассказ, игра «Помоги девочки найти дорогу» макет светофора, учебник, схема пути 7 Уточнение и расширение представлений об изменениях в природе осенью. «Сезонные изменения в природе».Экскурсия. 1 урок-экскурсия. экскурсия, беседа «осколочные» картинки, учебник, методичка 8 Уточнение и расширение представлений о составе семьи и их обязанностях. «Семья» 1 обобщения и систематизации знаний Беседа, рассказ Сюжетная картинка «Моя семья», фотографии, учебник 9 Закрепление представлений о составе семьи и родственных отношениях. «Семья» 1 закрепления знаний Ролевая игра, упражнение Серия сюжетных картинок «Семья» 10 Уточнение и расширение представлений о деревьях и их строении.«Деревья: берёза, клён» 1 изучения нового материала Беседа, упражнение, описание Картинки берёзы и клёна, учебник, схемы
11 Формирование понятия «овощи»( на основе знакомства с особенностями строения и произрастания)морковь, репа, лук» 1 изучения нового материала рассказ, беседа, упражнение Предметные картинки овощей, муляжи, контурные рисунки овощей 12 Уточнение и расширение понятия «поздняя осень» и представлений о признаках зимы. «Итоги осени.»ИКТ 1 Урок-экскурсия. Экскурсия, беседа учебник, методичка 13 Расширение представлений о фруктах на основе знакомства с особенностями цитрусовых. «Фрукты: лимон, апельсин» 1 изучения нового материала Демонстрация, упражнение, беседа Предметные картинки фруктов, муляжи 14 Закрепление и уточнение понятия «фрукты», «овощи». «Овощи и фрукты» 1 закрепления знаний дидактическая игра, рассказ- описание Предметные картинки овощей и фруктов, муляжи 15 Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе зимой» 1 Урок-экскурсия. Экскурсия, беседа Термометр, линейка, корм для птиц 16 Уточнение и расширение представлений о зимних забавах. «Зима. Зимние забавы детей» 1 обобщения и систематизации знаний Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зимние забавы детей» Сюжетные картинки, серия картинок 17 Зима и её особенности 1 комбинированный беседа, рассказ- описание [22], [28] иллюстрации, картинки зимы 18 Одежда. Виды одежды. Уточнение представлений о видах одежды и способах ухода 1 комбинированный упражнение, рассказ.
картинки одежды, учебник 19 Одежда. Уход за одеждой. Сезонная одежда. 1 комбинированный практическая работа щетка для одежды, иголка с ниткой 20 Обувь. Виды обуви. Расширение и уточнение представлений об обуви. 1 комбинированный упражнение, рассказ предметные картинки обуви 21 Сезонная обувь и уход за ней. Формирование умения ухаживать за обувью 1 комбинированный практическая работа тряпочки для обуви, щётка для обуви 22 Дикие животные: заяц. Уточнение и расширение представлений о зайце 1 обобщения и систематизации знаний упражнение, рассказ по картинному плану предметные картинки (заяц серый и белый), разрезные картинки части тела зайца 23 Домашние животные: кролик. Расширение представлений о домашних животных 1 обобщения и систематизации знаний упражнение, рассказ по картинному плану предметные картинки с домашними животными, схемы- символы 24 Дикие и домашние животные 1 закрепления знаний дидактическая игра картинки с дикими и домашними животными 25 Комнатные растения: фикус, бегония. Уход за ними.Практическая работа. 1 обобщения и систематизации знаний беседа, практическая работа комнатные растения, лейка палочка для рыхления 26 Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе весной» 1 Урок-экскурсия. экскурсия учебник, методичка 27 Раннецветущие растения: медуница, мать- и- мачеха. Закрепление и расширение представлений о приметах весны. ИКТ 1 обобщения и систематизации знаний беседа, рассказ картинки с признаками весны, предметные картинки с раннецветущими цветами 28 Птицы: ворона. Уточнение и расширение представлений о повадках и привычках птиц 1 комбинированный упражнение, рассказ картинки птиц, вороны 29 Птицы: воробей. Уточнение представлений о птицах на основе знакомства с воробьём 1 комбинированный упражнение, рассказ картинки птиц, воробья 30 Насекомые: жук. Знакомство с майским жуком 1 комбинированный наблюдение, беседа картинки насекомых, май
ского жука, схемы- символы 31 Насекомые: бабочка. Закрепление представ
лений о строении и поведении насекомых 1 комбинированный рассказ, демонстрация, упражнение картинки бабочек, сюжетная картинка «Летний луг» 32 Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие 1 закрепления знаний дидактическая игра предметные картинки 33 Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание 1 изучения нового материала практическая работа, чтение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского расческа, ножницы, мочалка, предметные картинки со средствами гигиены 34 Итоговый урок «Здравствуй лето!»Экскурсия на пришкольный участок:труд людей весной. 1 закрепления знаний Экскурсия иллюстрации, картинки, запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»; 35 Резерв 1