Организация групповой деятельности учащихся на уроке

Организация групповой деятельности учащихся на уроке
I. Этап самоопределения в учебной деятельности
Учитель объявляет общие цели урока, а каждый ребенок формулирует про себя или вслух собственную цель в предстоящей учебной деятельности.
II. Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний
На этом этапе учащиеся выполняют индивидуальное задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Правильность выполнения задания проверяется в группах. Все исправления вносятся цветом, отличным от цвета исходного текста. Листочки сдаются учителю в конце урока.
III. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний
На этом этапе учащимся предлагается выполнить задания, требующие повторения теоретических знаний, то есть воспроизведения вслух определений известных понятий или алгоритмов.
IV. Организация поиска затруднения в учебной деятельности
На этом этапе учащиеся выполняют последнее задание из числа предложенных на предыдущем этапе. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, то есть возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания.
V. Выявление в группах причин затруднения
На этом этапе учитель фиксирует на доске задание, вызвавшее затруднение во всех группах, и обращается к группам с просьбой определить, чем ситуация, вызвавшая затруднение, отличается от встречавшихся ранее. Учащиеся обсуждают в группах искомое отличие и предлагают согласованный вариант. Группа готова предложить свою версию, если каждый ученик в группе готов ее озвучить. Это условие требует, чтобы каждый ученик в группе проговорил свой вариант, а группа внесла в него необходимые коррективы.
VI. Согласование причин затруднения между группами
На этом этапе учитель организует общение между группами по выявлению причин затруднения. Педагог выслушивает версию первой группы, все остальные версии должны локализовать место различия сравниваемых ситуаций и уточнить сущность этого различия. После выявления сути и места различия формулируется тема урока, которая фиксируется на доске.
VII. Проектная деятельность в группах
На этом этапе педагог просит группы предложить варианты устранения причин затруднения. Группы формулируют версии, которые поручают изложить своему представителю. Он же выступает в качестве оппонента при согласовании вариантов между группами.
VIII. Согласование проектов между группами
На этом этапе педагог организует коммуникацию по обсуждению проектов. Итогом этого этапа в зависимости от типа затруднения является согласованный вариант определения нового понятия, введения термина или формулировка нового алгоритма.
IX. Выполнение в группах задания, вызвавшего затруднение
На этом этапе учащиеся выполняют задание, вызвавшее затруднение. Считается, что группа выполнила задание, если каждый из ее учеников готов озвучить у доски вариант выполнения. По просьбе учителя два или три ученика предлагают варианты решения, один из них объясняет, другой контролирует правильность объяснения.
X. Индивидуальная работа по закреплению новых знаний с последующим согласованием в группе
На этом этапе каждый ученик выполняет индивидуальное задание, требующее применения новых знаний в типовых условиях. Выполненные задания сравниваются участниками группы, после чего группа сигнализирует о готовности к ответу. Учитель предлагает каждой группе образец выполнения заданий. Все исправления выделяются особым цветом. Варианты индивидуальных письменных работ, выполненных в начале и в конце урока, сдаются учителю.
XI. Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием
На этом этапе решаются задачи, требующие, во-первых, повторения ранее изученных алгоритмов и понятий, во-вторых, включения нового знания в систему знаний и, в-третьих, уточнения границ применения нового знания. Таким образом, на этом этапе происходит включение нового знания в имеющуюся систему.
XII. Рефлексия урока
На данном этапе урока дети отвечают на вопрос "что нового я узнал на уроке?", затем оценивается работа класса в целом, а также осуществляется оценка своей деятельности каждым учеником.
Конспект № 1
Тема. "Число и цифра 4. Сравнение множеств по количеству элементов".
Цели.
Деятельностные: тренировать способность к исследованию ситуации; формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности.
Воспитательные: формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы.
Образовательные: научить сравнивать множества по количеству; научить выделять четырехэлементные множества; научить писать и правильно использовать цифру 4.
Развивающие: формировать способности к классификации по качественным и количественным признакам.
Оборудование. Учебник Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 1. М.: Баласс, 2000. С. 33.
ХОД УРОКА
I. Этап положительного самоопределения в учебной деятельности
Учитель. Вспомните, ребята, чем мы занимались на прошлом уроке?
Дети. Мы говорили о числе и цифре 3, разбивали предметы на группы по количеству.
У. Сегодня на уроке мы продолжим работу по разбиению множеств на группы по количеству.
II. Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний
Дети получают индивидуальное задание на отдельных листочках.
У. Разбейте фигуры на части по форме и укажите количество фигур в каждой части.

– Укажите значком, по каким признакам можно здесь осуществить разбиение множества.
Цвет указывается цветовым пятном на карточке, размер указывается карточкой с большим и маленьким квадратом, форма указывается карточкой с нарисованными фигурами.
III. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний
У. Поставьте нужный знак между множествами, укажите признаки, которые помогали находить пары одинаковых элементов.
 
– Вспомните порядок действий при сравнении множеств. Что главное в таком сравнении?
Порядок действий при сравнении множеств
1. Найди каждому элементу одного множества пару в другом множестве, то есть такой же элемент по размеру, цвету или форме.
2. Если для каждого элемента первого множества нашлась пара, то эти множества равны.
3. Если хотя бы для одного элемента не нашлось пары, то эти множества неравны.

Дети, действуя по алгоритму, приходят к выводу, что первые два множества неравные, вторые – равные.
У. С какими еще свойствами предметов вы знакомы?
Д. Назначение, материал.
IV. Организация поиска затруднения в учебной деятельности
У. Используя порядок действий при сравнении множеств и известные знаки, найдите множества с одинаковым количеством предметов, подберите нужный знак и расскажите другим группам, что у вас получилось.

Дети пытаются использовать известный алгоритм для поиска множеств с одинаковым количеством элементов. Так как в предложенной ситуации нельзя использовать пункт 1, то учащиеся могут ограничиться подбором известных знаков. Однако в задании приведена пара множеств, в которых четыре элемента, а знак еще на уроках не использовался. Учащиеся в группах фиксируют затруднение.
V. Выявление в группах причин затруднения
На этом этапе учитель отмечает на доске задание, вызвавшее затруднение во всех группах, и обращается к группам с просьбой определить, чем рассматриваемая ситуация отличается от встречавшихся ранее.
У. Почему в данном случае нельзя использовать известный порядок действий и знаки?
Дети совещаются и готовят свои версии. Учитель подходит к группам, корректируя вопросами их совместную деятельность.
VI. Согласование причин затруднения между группами
У. Что не позволило вам выполнить задание? Какие же причины вы выявили?
1-я группа. Мы считаем, что раньше мы сравнивали множества по форме и цвету, а по количеству не сравнивали.
2-я группа. Нужно разобраться, как находить пары элементов при сравнении по количеству.
3-я группа. У нас нет значка для обозначения числа 4.
4-я группа. Нужно составить порядок действий при сравнении множеств по количеству.
Таким образом, в ответах учащихся не только выявлены причины затруднений, но и указаны их места.
У. Давайте подведем итоги.
1. Запишем все ваши вопросы.
2. Определим, чем мы будем заниматься на уроке, чтобы выйти из затруднения:
а) составим порядок действий при сравнении множеств по количеству; б) введем новый знак для обозначения нового числа.
VII. Проектная деятельность в группах
Дети работают в группах и на больших листках выносят свои наблюдения. Учитель организует по необходимости работу в группах побуждающим или подводящим диалогом.
VIII. Согласование проектов между группами
Группы выставляют свои работы. Основное внимание участников коммуникации направлено на выявление особенностей сравнения количественных характеристик и поиск критериев. Работу начинаем с неверных гипотез.
1-я группа. Наша группа считает, что надо находить пары одинаковых предметов. У сердечка есть пара, у молнии тоже есть пара.
У. А как быть с заданными множествами, есть ли в них одинаковые элементы?
Д. Элементы не совпадают, значит, способ сравнения неверен.
2-я группа. Наша группа считает, что надо пересчитать количество элементов в группах, подобрать цифру для каждой группы, если цифры совпадают, значит, эти множества равны по количеству.
У. Как в нашем случае, если еще нет значка, воспользоваться этим предложением?
3-я группа. Мы считаем, что нужно составить пары из элементов разных множеств, не обращая внимания на форму, цвет, размер, так как они в данном случае не имеют значения.
– Если для каждого элемента одного множества нашлась пара в другом множестве, то число элементов в множествах одинаковое.
– Если пары не нашлось, то число элементов разное.
У. Как считают остальные группы, можно ли пользоваться последним способом сравнения множеств по количеству?
Ответы детей.
– Итак, вносим изменения в порядок действий при сравнении множеств по цвету или размеру и получаем новый порядок действий, позволяющий сравнивать множества по количеству.
Порядок действий при сравнении множеств по количеству элементов
1. Соединяем парами элементы разных множеств, не обращая внимания на их цвет, форму или размер.
2. Если для каждого элемента первого множества нашлась пара, то эти множества равны.
3. Если хотя бы для одного элемента не нашлось пары, то эти множества неравны.

– На все ли вопросы мы ответили?
Д. Нет, мы не узнали новый значок. Мы знаем, что число называется четыре.
У. Может быть, кто-то знает знак, обозначающий число 4?
Д. Да, видели: кажется, это цифра 4.
У. Посмотрите внимательно, как пишется цифра 4.
1. Проведите в воздухе. 2. На какую цифру она похожа?
Д. Напоминает цифру 1.
У. Продолжаем.
3. Найдите нужные точки и впишите 4 в клеточки. 4. Напишите строчку цифр в тетради.
IX. Выполнение в группах задания, вызвавшего затруднение
У. Вернемся к нашему заданию, которое вызвало затруднение. Попробуйте теперь его выполнить. Соедините множества, содержащие четыре элемента, с нужной цифрой.
Дети выполняют задание.
X. Индивидуальная работа по закреплению новых знаний с последующим согласованием в группе
У. Найдите множество, состоящее из четырех элементов".
Ученики выбирают два множества. Согласовывают в группе и сверяют с образцом учителя.
У. Сделайте задание сами и проверьте его друг у друга в группах. Найдите множество с четырьмя элементами.

Дети выполняют задание, и после согласования в группах учитель предлагает каждой группе образец для проверки правильности его выполнения.
XI. Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием
У. Выполнить задание № 3 на с. 33 учебника.
XII. Рефлексия урока
У. Что нового вы узнали на уроке? Где эти знания могут пригодиться?
Ответьте на вопросы: как работал я на уроке? Что получилось? Чем я не доволен?

Рисунок 115