План-конспект урока технологии Пошив головного убора Челоуч и его украшение лентами
УРОК ПО ТЕМЕ: « ПОШИВ ИЗДЕЛИЯ «ЧЕЛОУЧ» И ЕГО УКРАШЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЛЕНТ»
План - конспект №2.
Тема урока: «Пошив изделия «Челоуч» и его украшение с помощью лент».
Цели урока:
познакомить со старинными способами украшения челоуча, со значением узоров, лент, кружев в традиционных оберегах казаков;
учить применять сочетание цветовой гаммы лент в зависимости от структуры и объемы;
воспитывать усидчивость, аккуратность;
пробуждать интерес к предметам казачьего костюма, вышивки, кружевоплетения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нитки, иголки, ленты, кружево, английские булавки, мел, швейная машина.
Ход урока:
I. Организация урока.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение пройденного материала.
Опрос обучающихся по вопросам:
- Что мы делали на прошлом уроке?
- Кто такие казаки?
- Назовите особенности казачьего национального костюма.
- Перечислите виды головных уборов донской казачки.
III. Изучение нового материала.
Учитель:Ребята, на прошлых уроках мы уже говорили о том, что казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»...
( учитель демонстрирует слайды)
Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, «знуздалка», или «замуздка», — платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками». Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян — крепостных донского дворянства. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому. А кто мне скажет, как оно называлось?
Дети: Оно называлось«кубелек» (тюрк, мотылек), потому что действительно напоминало силуэтом распахнутые крылья бабочки.
(слайд – «Донской кубелёк»)
Учитель: Ребята, а теперь мы с вами поговорим об украшении одежды.Оно характерно обилием кружев. Кружева же, как и вышивка, издревле считались магическими. В старину это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую... У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам даже гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня казачки и не верят в их охранительную силу, украшать ими одежду тем не менее продолжают с удовольствием.
(слайд – «Современная одежда казачек в кружевах»)
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. Делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
(Слайд – «Аутентичные славянские узоры и казачья вышивка»)
Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, легкая верхняя одежда, головные уборы и платки. Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды, и начиналось тело человека. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишневый, кирпичный... Швы, которыми выполнены старинные вышивки - счетные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счетные швы, как "роспись", "набор", "счетная гладь". Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Вышивки шерстью выполнялись на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения. Шерстью обычно вышивают силуэты животных (тех, которые нравятся вам, к которым вы интуитивно тянетесь), реже - деревья и плоды. Обережную вышивку предки делать гладкой, без узелков - считалось, что узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий. Места расположения вышивки: традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол).
(слайд «Обережная вышивка»)
Учитель: А теперь поговорим о женском донском и русском головном уборе и его украшении.
(весь рассказ сопровождается слайдами)
См. приложение №2
IV. Практическая работа.
Задание: сшить и украсить головной убор по образцу.
Технологическая карта работы с тканью «Моделирование головного убора «Челоуч»:
Расстелить ткань, по долевой нити перенести на неё выкройку и закрепить с помощью английской булавки.
Обвести мелом выкройку, прибавить на швы по 2 см.
Вырезать выкройку в количестве 2 шт.
Сложить заготовки лицевой стороной, вложить и закрепить завязки (ленты), наметать швом «вперёд иголка».
Прострочить на машинке.
Вывернуть изделия на лицевую сторону, прогладить.
Теоритические сведения о рабочем материале – «Шелковая лента»
Технологическая карта работы с лентами:
Выкладка лент на готовое изделие.
Приметать ленты к основе.
Пристрочить ленты к основе (следить за прямой строчкой, подбором ниток по цвету).
V. Итог урока.
1. Самоанализ деятельности обучающихся.Обучающиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на следующие вопросы:
-Для чего девочке-казачке украшение из лент на головном уборе, что они символизировали?
- Какие трудности возникли при подборе украшения челоучаи как вы ихпреодолели?
- Нравится ли вам ваша работа?
- Чем бы вы хотели дополнить изделие?
2. Выставление оценок, их аргументация. Постановка домашнего задания.