Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.


МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №5»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ ВО 2 В КЛАССЕ.
Тема Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Цель темы Рассмотреть способ действия (вычислительный приём) при сложении двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Развивать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать математические выражения, рассуждать, использовать различные модели для обоснования истинности суждений.
Задачи урока Открыть приемы сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд, правила нахождения неизвестных компонентов действий.
Осмысление письменных приёмов сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд, осуществлять самопроверку при выполнении работы, находить и исправлять ошибки.
Планируемые результаты Личностные: формирование положительного отношения к школе (к процессу познания), способностей к организации своей деятельности и к преодолению трудностей; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Познавательные: строить сообщения в устной форме; приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать, использовать речь для регуляции своих действий; умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Тип урока урок изучения нового материала
Учебное пособие: Н.Б.Истомина «Математика» 2 класс: учебник. В 2-х ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. (Задания №288 – 292)
Ресурсы:
- основные: компьютерный класс; электронная версия тестовых заданий. Программа СооI-Теst (на сайте издательства «Ассоциация XXI век»).
-дополнительные: песня «Сказки»; изображения героев сказки; настоящие конфеты, большая свеча, большая картина сказочного дворца.
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Литература Творчество учителя
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
I этап. Организационный момент.
Цель - эмоциональный настрой, создание ситуации взаимодействия.
Звучит песня «Сказки» В мире много сказок, грустных и смешных.
Нам нельзя без дружбы.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
-Почему звучит песня «Сказки»? Сегодня урок – сказка.
Где играют дружно,
Считают смело,
Там и сказке можно
Появиться смело. Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД).
Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД А как же начать сказку? Было или не было – не ведаем. А только рассказывают, что жил на свете Иван – удалец, добрый молодец. Ходил по земле и всякий люд из беды выручал. Однажды шел он, шел и зашел во владения царя Ора. Идет по селам, а там ни одной души, словно вымерли, - ни детского смеха, ни звонких песен не слыхать. Встретил он дряхлого старика в одном селе. Старик весь от старости согнулся, в бороде паутина запуталась.
- Эй, дедушка, - кричит Иван, что у вас народу не видать? Аль беда какая?
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования.

Сразу видно, что ты не здешний, а то знал бы, что вот уже год, как умирают наши люди от жестокой неведомой болезни, какую наслал на нас царь Змей. -Сколько месяцев в году?- С какого месяца начинается год? В году 12 месяцев. Год начинается с января. – О! – говорит Иван, - надо помочь делу. Царь Ор тоже при смерти, дочь его единственная вот уже три дня как в сознании не приходит. А как, дедушка, попасть к царю Змею? Хочу поговорить я с ним. II этап. Вызов. Актуализация опорных знаний.
Направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивации к дальнейшей работе.

А вот эта тропинка и приведет тебя ко дворцу Змея. Проявлять интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД).
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).-Какими надо быть на уроке?
Внимательными, умными, старательными, сообразительными. Уж больно хитер Змей. «Спасибо, дедушка, - сказал Иван, поправил на поясе меч отцовский и зашагал по тропинке. А на тропинке написаны выражения.
Объясните, как получены выражения, записанные справа.
38+2+7=38+9
76+4+3= 76+7
84+6+3= 76+9 Моё мнение…..
Я (не) согласен….
Я считаю …. Шёл Иван день, ночь.
А день и ночь что это? (сутки) А на рассвете третьего дня видит заколдованный дворец. Стукнул палицей и сказали ворота человеческим голосом « Откройте замки ключами» Можно ли утверждать, что значения выражений на ключе и замке совпадают?
на замке:36+6
на ключе:36+4+2
на замке:29+7
на ключе:29+1+6
на замке:46+9
на ключе: 46+4+5

на замке: 57+8
на ключе: 57+3+5 Сначала в «наступление» идут те, кто может сосчитать результат.

- Можно ответить на вопрос, не находя значения выражений? Дети «изучают» выражения.
Ученик: ведь 4+2 - это 6.3начит, первое выражение можно записать 36+4+2 - Что можно утверждать? Что значения выражений в первой паре одинаковы. -Скажите мне на ушко, о каком свойстве сложения идёт речь? (о сочетательном) Упали с ворот запоры и вошел Иван – удалец во дворец. III этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели. Видит: сидит на троне дракон с тремя головами. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, проводить сравнение, устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать. (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
(Коммуникативные УУД).
Здравствуй, Иван, зачем пожаловал? – А пришел за лекарством от болезни, какую ты напустил на царя Ора и его народ. Готов я биться с тобой и умом помериться. - О, это то, что надо – умом помериться. Поглядим, что за ум в такой маленькой голове спрятан. Победишь – дам лекарство, а нет – одним ударом хвоста убью. Задание дракона: найди значения выражений:
58+5 34+8 45+7 57+9 29+8 46+8 Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: знаково-символические - моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
Скажите тему урока. Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд. Какую поставите перед собой цель? Осознать способ действия при сложении двузначных и однозначных с переходом в другой разряд. IV этап. Открытие детьми нового знания
Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом,
фиксацию нового способа действия в речи,
фиксацию нового способа действия в знаках (с эталона),
фиксацию преодоления затруднения,
уточнение общего характера нового применения нового способа действий для решения всех заданий знания типа).
Какие равенства вы можете использовать из №290 учебника для вычисления значений выражений у дракона.
РАБОТА В ГРУППАХ
1 ряд – 1 группа записывают выражения из первого столбика.
2 ряд – 2 группа записывают выражения из второго столбика №290.
3ряд – 3 группа работает с выражениями третьего столбика №290.
№ 290 учебника. Найди значения выражений:
29+1+8 46+4+5 58+2+3 34+6+1 57+3+2 45+5+4
58+2+7 45+5+2 29+1+7
34+6+2 46+4+4 57+3+6
Например, для вычисления значения выражения 58 + 5 можно воспользоваться выражением 58 + 2 + 3. В нём к58 прибавляется сначала 2, затем 3, всего прибавляется 5 Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме.
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммукативные: участвовать в коллективном обсуждении различных вопросов, выражать свои мысли и чувства, высказывать оценочные суждения. Слушать высказывания одноклассников, допускать возможность других точек зрения. Соблюдать правила культуры общения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Почему вы не воспользовались выражением 58 + 2 + 7? Потому что к 58 прибавляется 2 и 3, то есть 5, не 9
Далее второклассники самостоятельно записывают в тетрадях пары выражений и находят их значения:
34 + 8 = 42 45 + 7 = 52
34 + 6 + 2 = 42 45 + 5 + 2 = 52 Решил хорошо.
А Змей не угомонится: сделайте вывод. При сложении двузначного и однозначного чисел мы представили второе слагаемое в виде суммы так, чтобы одно из слагаемых при сложении с первым дополняло его до круглого двузначного числа, а затем прибавили оставшиеся единицы второго слагаемого. Ещё больше нахмурился Змей. Вот последнее задание: используйте другой приём? Учащиеся предлагают другие приёмы для вычисления значения выражений. Откройте учебник и прочитайте диалог Миши и Маши (задание 291). В тетрадях и на доске выполняются записи:
75 + 7 84 + 9
75 + 5 + 2 = 82 84 + 6 + 3 = 93
70 + (5 + 7) = 82 80 + (4 + 9) = 93
63 + 8
63 + 7 + 1 = 71
60 + (3 + 8) = 71 и т.д. Продолжите сказку. Твоя взяла, говорит Змей,- хоть и невелик ум в твоей голове. Дал Ивану коробочку с лекарством и отпустил. V этап. Первичное закрепление.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: в парах Выходит из двора Марья - Моревна с конфетами.
Предлагает обменять на настоящую конфету, если объясните новый вычислительный приём.
Не переживайте, конфету можно заработать, решив на конфетах-перфокартах. Выражения из №292 учебника написаны на конфетах - картинках, у учителя настоящие конфеты.
Личностные результаты: участие в совместной работе, умение обосновать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Физкультминутка
Закрыли глазки, открыли глазки, снова закрыли глазки.
Глазки вверх, вниз, влево, вправо.
Закрыли глазки. Темно? Ничего не видно? Стоит злой коварный колдун. V I этап. Решение нестандартных задач.
Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия Успеете выполнить тест, пока свеча не погаснет, пойдете домой, а не успеете всех превращу в камень.
Ребята выполняют электронный вариант тестовых заданий, работая на ноутбуках.
Успели выполнить тест.
Вдруг гром да треск, деревья ломаются. Выросла стена – не пробиться злому коварному Колдуну к людям. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;,коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные: обшеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
V этап. Оценочно-рефлексивная деятельность

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся,
оценивание учащимися собственной деятельности на уроке, направление будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Сказка прощается с нами
А Иван всех людей вылечил и стал жить – поживать с Марьей - Моревной, горя не знать.
И через несколько дней сыграли веселую свадьбу. Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка
процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование
Что помогло вам преодолеть все трудности? Пусть добро навеки побеждает зло. Попытайтесь словами описать, как же нужно действовать присложении двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Конечно, высказывания самые разные: дополнить до 10, прибавить сначала столько, чтобы получилось круглое число (один десяток). Надо посмотреть, сколько в разряде единиц, например, если 8, то прибавить 2, а потом прибавить остальное. Цель достигнута? Я понял…. Я узнал…Я научился Осознали вычислительный приём Над чем будете работать на следующем уроке? Можно поупражняться в вычислениях. Все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу. Дети получают шоколадки «Русские народные сказки», узнают любимых героев сказки.