Календарно – тематический план учебной дисциплины ОДб 04 « История»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Кучеровский филиал
Областного бюджетного профессионального образовательного учреждение среднего профессионального образования
«Суджанский сельскохозяйственный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий Кучеровским филиалом
ОБОУ СПО «ССХТ»
Приказ №___от « »____________ 2014 г.
______________________ И.М. Поляков
Календарно – тематический план
учебной дисциплины ОДб 04 « История»
по специальности 110401 «Агрономия»
Рассмотрено на заседании малого педсовета Кучеровского филиала ОБОУСПО
«Суджанский сельскохозяйственный техникум
Протокол №__ от ________2014 г.
Председатель __________ Ванина Т.В.
х. Кучеров 2014 г.
Календарно – тематический план учебной дисциплины
ОДб 04 «История» составлен в соответствии с
примерной программой дисциплины, составленной на основе
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования
по специальности 110401 «Агрономия»
Одобрен методической коммисией
Протокол №__от __________2014 г.
Председатель___________ Т.В. Ванина
Составитель: Комарова Галина Ивановна, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Кучеровского филиала
ОБПОУ СПО «Суджанский сельскохзяйственный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
151. ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04. ИСТОРИЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ календарно – тематического плана ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04. ИСТОРИЯ
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 110401 «Агрономия»
Рабочая программа предназначена для реализации среднего общего образования в пределах ОПОП специальности СПО 110401 «Агрономия» в соответствии с примерной программой по истории
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП:
Дисциплина входит в группу базовых дисциплин общеобразовательного цикла среднего общего образования
. .
Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:.
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение общеобразовательной дисциплины, в том числе:
- максимальная учебная нагрузка - 175 часов;
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 117 часов; - самостоятельная (внеаудиторная) работа – 58 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего):
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторныеработы
практические занятия
контрольные работы
117
*
*
*
Самостоятельная работа обучающеюся (всего)
58
Итоговая аттестация в форме экзамена
3. Тематический план учебной дисциплины История
Наименование разделов и тем
Количество часов
Вид занятия
Макс.
Аудит
Самост.
Введение.
3
2
1
лекция
Раздел 1. ДРЕВНЕЙШАЯ
СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
2
Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества.
3
2
1
лекция
Раздел 2.
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
4
Тема 2.1. Цивилизации Древнего мира
3
2
1
комбин.
Тема 2.2.
Античная цивилизация. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций
3
2
1
комбин.
Раздел 3.
ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
8
Тема 3.1.
Великое переселение народов. Византийская империя
3
2
1
комбин.
Тема 3.1.
Великое переселение народов. Византийская империя
3
2
1
комбин.
Тема 3.3
Феодальная раздробленность в Европе.
3
2
1
комбин.
Тема 3.4
Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации
3
2
1
комбин.
Раздел 4.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА
22
Тема 4.1.
Древнерусское государство.
3
2
1
комбин.
Тема 4.2.
Крещение Руси.
3
2
1
комбин.
Тема 4.3.
Древняя Русь. Управление и социальная структура.
3
2
1
комбин.
Темы
4.4. - 4.5.
Древняя Русь в эпоху политической раздробленности
6
4
2
комбин.
Тема 4.6.
Русь на пути к возрождению
3
2
1
комбин.
Тема 4.7.
Образование Русского
государства.
3
2
1
комбин.
Тема 4.8.
Россия в царствование Ивана Грозного
3
2
1
комбин.
Тема 4.9.
Смута в России начала XVII в.
3
2
1
комбин.
Тема 4.10.
Россия в середине и второй половине XVII в.
3
2
1
комбин.
Тема 4.11.
Культура Руси конца 13 – 17 веков
3
2
1
комбин.
Раздел 5.
ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ.
10
Тема 5.1.
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу
3
2
1
комбин.
Тема 5.2.
Становление абсолютизма в европейских странах.
3
2
1
комбин.
Тема 5.3.
Страны Востока в 16 – 18 веках.
3
2
1
комбин.
Тема 5.4.
Развитие культуры и науки в 17 – 18 веках. Эпоха просвещения
3
2
1
комбин.
Тема 5.5.
Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества
3
2
1
комбин.
Раздел 6.
РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ
8
.
Тема 6.1.
Россия в период реформ Петра I
3
2
1
комбин.
Тема 6.2.
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)
3
2
1
комбин.
Тема 6.3.
Россия во второй половине XVIII в.
3
2
1
комбин.
Тема 6.4.
Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
3
2
1
комбин.
Раздел 7.
СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬ
НОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
4
Тема 7.1.
Развитие капиталистических отношений в 19 веке.
3
2
1
комбин.
Тема 7.2.Политическое развитие стран Европы и Америки.
3
2
1
комбин.
Раздел 8.
ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА
2
Тема 8.1.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии
3
2
1
комбин.
Раздел 9.
РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ
14
1
Тема 9.1.
Россия в первой половине XIX столетия
3
2
1
комбин.
Тема 9.2.
Власть и реформы в первой половине XIX в.
3
2
1
комбин.
Тема 9.3.
Внешняя политика Николая I
3
2
1
комбин.
Тема 9.4.
Россия в эпоху великих реформ Александра II
3
2
1
комбин.
Тема 9.5.
Экономическое развитие России во второй половине 19 века.
3
2
1
комбин.
Тема 9.6.
Внешняя политика 19 века.
3
2
1
комбин.
Тема 9.7.
Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России
Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.
3
2
1
комбин.
Раздел 10.
ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ
10
Тема 10.1.
Мир в начале 20 века..
3
2
1
комбин.
Тема 10.2.
Россия в начале XX в.
3
2
1
комбин.
Тема 10.3.
Первая мировая война
3
2
1
комбин.
Тема 10.4.
От февраля к октябрю
3
2
1
комбин.
Тема 10.5.
Гражданская война в России..
3
2
1
комбин.
Раздел 11.
МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
8
Тема 11.1.
Страны Европы США в 20-е годы
ХХ в.
3
2
1
комбин.
Тема 11.2.
Международные отношения в 2030-е годы ХХ в.
3
2
1
комбин.
Тема 11.3.
Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма
2
1
комбин.
Тема 11.4.Советское государство и общество
в 30 – е годы
3
2
1
комбин.
Раздел 12.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
6
комбин.
Тема 12.1.
Вторая мировая война: причины, ход, значение
3
2
1
комбин.
Тема 12.2. Второй период Второй мировой войны.
3
2
1
комбин.
Тема 12.3.
Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне
3
2
1
комбин.
Раздел 13.
МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
6
комбин.
Тема 13.1.
«Холодная война»
3
2
1
комбин.
Тема 13.2.
Крушение колониальной системы.
3
2
1
комбин.
Тема 13.3
Международные отношения и военно - политические блоки.
3
2
1
комбин.
Раздел 14.
СССР В 1945–1991 ГОДЫ
8
Тема 14.1.
СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе
3
2
1
комбин.
Тема 14.2.
СССР в 50 - начале 60 гг.
3
2
1
комбин.
Тема 14.3.
СССР в конце 1960-х начале 1980-х годов
3
2
1
комбин.
Тема 14.4.
СССР в период перестройки
3
2
1
комбин.
Раздел 15.
РССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ ВЕКА
4
Тема 15.1. Россия и мир в конце 20 - начале 21 века.
.
3
2
1
комбин.
Тема 15.2.
Итоговое тестирование.
3
2
1
Практ.
Всего часов
175
117
58
4. Содержание разделов и тем учебной дисциплины История
№
Содержание учебного материала
Наименование разделов и тем
Объем часов
Информационное обеспечение
2
1
Введение
Основы исторического знания. Значение изучении истории. Проблема достоверности исторических знаний.Исторические источники.Формационная концепция истории. Цивилизационная концепция истории.
2
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. « История» Часть 1
Ст. 4
Раздел 1. ДРЕВНЕЙШАЯ
СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
2
2.
Тема 1.1.
Древнейшая стадия истории человечества
1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.
2.Неолитическая революция и ее последствия.
Основные понятия: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.
2
Ст. 13-22
Самостоятельная работа. Составить презентацию «Жизнь первобытных людей»
2
Раздел 2.
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
4
3
Тема 2.1.
Цивилизации Древнего мира.
1.Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.
2.Древний Египет.
3.Города – государства Шумера.
3.Вавилонское царство. Законы Хаммурапи.
4.Восточное Средиземноморье в древности.
5. Древнейшие цивилизации Индии и Китая.
2
Ст. 32-41
Самостоятельная работа: Составление таблицы "Хронологические рамки Древнего мира"
2
4
Тема 2.2.
Античная цивилизация. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций
1.Древняя Греция.
2.Древний Рим.
3. Культура и религия Древнего мира.
Основные понятия: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь.
2
Ст. 47-63
Самостоятельная работа:
Составит презентации по темам:
«Древняя Греция». «Древний Рим».
« Культура и религия Древнего мира».
2
Раздел 3.
ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
8
5
Тема 3.1.
Великое переселение народов. Византийская империя.
1.Причины падения Западной Римской империи.
2. Возникновение Ислама.
3.Восточная римская империя.
2
Ст. 71-80
Самостоятельная работа:
Составить краткий конспект по данной теме.
Ответить на вопросы .
2
6
Тема 3.2 Восток в Средние века.
1. Политическое развитие Индии. ЕЕ культура.
2. Китай в 3 – 13 веках.
3.Монгольские завоевания.
4.Особенности развития Японии.
2
Ст. 83- 88
Самостоятельная работа: Составление таблицы "Основные положения буддизма и брахманизма
2
7
Тема 3.3 Феодальная раздробленность в Европе.
1. Империя Карла Великого.
2. Основные черты западноевропейского феодализма.
3. Средневековый западноевропейский город.
2
Ст. 93-102
Самостоятельная работа: Подготовка доклада на тему: Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации.
2
8
Тема 3.4 Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации
1. Католическая церковь в Средние века.
2.Крестовые походы.
3.Зарождение централизованных государств в Европе.
4. Средневековая культура Западной Европы. начала Реннесанса.
Основные понятия: ренессанс
2
Ст. 102-110
Самостоятельная работа: провести сравнительный анализ византийской и римской церквей
2
Раздел 4.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА
22
9
Тема 4.1. Древнерусское государство.
1. Образоание Древнерусского государства.
2.Восточные славяне в древности.
3. Первые русские кньзья.
2
Ст. 120
Самостоятельная работа: Описать вече и его роль в древнеславянском обществе
2
10
Тема 4.2. Крещение Руси
1. Начало правления Владимира Святославича.
2.Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.
2
Ст. 120-126
Самостоятельная работа: Составление таблицы
«Первые русские кньзья»
2
11
Тема 4.3. Древняя Русь. Управление и социальная структура.
1.Система управления.
2. «Русская правда».
3.Владимир Мономах.
4. Культура Руси.
2
Ст. 130
Самостоятельная работа: по теме: «Славянский мир. Древняя Русь: проблемы социально-экономического, политическо-культурного развития.»
2
12-13
Темы 4.4. - 4.5. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности
1.Причины раздробленности.
2.Междоусобная борьба князей.
3.Древняя Русь и Великая степь.
Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.
4. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.
5.Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.
6.Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.
7. Борьба Руси с иноземными завоевателями
8. Русь под ордынским игом.
4
Ст. 134-142
Самостоятельная работа: Описать борьбу Руси с иноземными завоевателями
2
14
Тема 4.6. Русь на пути к возрождению
1. Возрождение и начало обьединения Северо -
восточной Руси.
2. Причины возвышения Москвы.
3. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
2
Ст. 146
Самостоятельная работа: подготовка докладов «Александр Невский – государственный деятель и полководец».
подготовка реферата «Новгородская боярская республика».
2
15
Тема 4.7.Образование Русского государства.
1. Характер и особенности объединения Руси.
2. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель.
3.Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.
4. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.
5. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.
2
Ст. 153
Самостоятельная работа: по теме «Русские земли в XII-XV вв.»
2
16
Тема 4.8. Россия в царствование Ивана Грозного
1.Территория и население России в XVI в.
2.Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.
3. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в..
4. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.
5. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.).
Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.
2
Ст. 161
Самостоятельная работа: подготовка докладов «Иван Грозный – человек и политический деятель», внеаудиторная самостоятельная работа № 3. «Россия в XVI в.»
2
.17
Тема 4.9. Смута в России начала XVII в.
1.Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.
2. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.
3. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве.
4. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
5.Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.
6. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России.
2
Ст. 171
Самостоятельная работа: Написание реферата "Смутное время"
2
18
Тема 4.10. Россия в середине и второй половине XVII в.
1.Последствия Смуты и начала возрождения.
2Развитие ремесла и промышленности.
3.Усиление крепостничества. народные восстания.
4. Становление абсолютизма в России.
5. Реформы Никона и церковный раскол.
6. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Самостоятельная работа: работа с опорным конспектом и учебником. Подготовка к развернутому ответу по теме.-
2
Ст. 178-184
19
Тема 4.11. Культура Руси конца 13 – 17 веков
1.Условия развития культуры.
2.Литература, живопись, архитектура.
2
Ст. 199
Самостоятельная работа: подготовка к семинару «От Руси к России IX-XVII вв».
2
Раздел 5.
ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ.
10
20
. Тема 5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу
1. Великие географические открытия.
2. Экономическое развитие и перемены.
3. Возрождение и гуманизм в западной Европе.
2
Ст. 199-208
Самостоятельная работа: Подготовка доклада на тему "Возрождение"
2
21
Тема 5.2. Становление абсолютизма в европейских странах.
1. Реформация и контрреформация.
2.Абсолютизм в Испании, Франции, Англии.
3. Англия в 17 – 18 веках.
2
Ст. 208- 221
Самостоятельная работа: Составить краткий конспект по данной теме.
Ответить на вопросы
2
22
Тема 5.3. Страны Востока в 16 – 18 веках.
1. Османская империя.
2.Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.
3.Международные отношения в 17 – 18 веках.
2
Ст. 227-234
Самостоятельная работа: Составить краткий конспект по данной теме.
Ответить на вопросы
2
23
Тема 5.4. Развитие культуры и науки в 17 – 18 веках. Эпоха просвещения.
1. Основные течения в европейской культуре 17 – 18 веков.
2.Развитие науки.
3.Идеология просвещения.
2
Ст. 238
Самостоятельная работа: Составить презентацию : «Культура 18 века»
2
24
Тема 5.5. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества
1.Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.
2. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.
2
Ст. 243-247
Самостоятельная работа: Подготовка доклада на тему "Великий промышленный переворот" - написать доклад
2
Раздел 6. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ
8
25
Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I
1. Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.
2. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.
3. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».
Культурный переворот петровского времени.
4. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками
2
Ст. 254
Самостоятельная работа: подготовка докладов «Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение».
2
26
Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)
1. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет.
2. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.
3. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне.
4. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.
2
Ст. 264
Самостоятельная работа: Описание причин дворцовых переворотов
2
27
Тема 6.3. Россия во второй половине XVIII в.
1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.
2. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.
3. Павел I характеристика личности и основные направления его политики.
2
Ст. 268
Самостоятельная работа: подготовка реферата «Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков».
2
28
Тема 6.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
1. Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. 2. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества.Итоги развития русской культуры в XVIII в.
2
Ст. 287
Самостоятельная работа: Составить краткий опорный конспект по данной теме.
2
Раздел 7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬ
НОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
4
29
Тема 7.1. Развитие капиталистических отношений в 19 веке.
1. Промышленный переворот и его последствия.
2. Международные отношения.
2
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. « История» Часть 2
Ст. 3
Самостоятельная работа: Составить краткий конспект по данной теме.
Ответить на вопросы в учебнике.
30
Тема 7.2.Политическое развитие стран Европы и Америки.
1. Политическое развитие стран Европы и Америки.
2. Развитие западноевропейской культуры.
2
Ст. 15- 23
Самостоятельная работа: Составить краткий
Конспект данной теме.
Ответить на вопросы в учебнике
2
Основные понятия: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль.
Раздел 8.
ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА
2
31
Тема 8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии
1. Колониальная экспансия европейских стран. Индия.
2. Китай и Япония.
2
Ст. 30-34
Самостоятельная работа: Составить краткий конспект по данной теме.
Ответить на вопросы в учебнике
2
Основные понятия: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог.
Раздел 9. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ
14
32
Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия
1. Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.
2. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения.
3. Общественное движение. Декабристы
2
Ст. 39-45
Самостоятельная работа: Составить краткий конспект по данной теме.
Ответить на вопросы в учебнике.
Составить презентацию «Жены декабристов» или « Личность Александра 1.»
2
33
Тема 9.2. Власть и реформы в первой половине XIX в.
1. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах.
2. Кризис идеологии самодержавия.
3. Общественные движения во второй четверти 19 века.
2
Ст. 49-53
Самостоятельная работа: подготовка докладов
- по теме «Россия в первой половине XIX в.»;
- подготовка реферата «Реформы Александра I»
2
34
Тема 9.3. Внешняя политика Николая I
1. Основные направления внешней политики.
2. Войны с Ираном и Турцией.
3. Кавказская война.
4. Крымская война.
2
Ст. 53-56
Самостоятельная работа: Составить краткий конспект по данной теме.
Ответить на вопросы в учебнике
2
35
Тема 9.4.
Россия в эпоху великих реформ Александра II
1. Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы.
2. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.
3. Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли.
4. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
2
Ст. 58-69
Самостоятельная работа:
подготовка сообщений по теме «Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия».
2
36
Тема 9.5. Экономическое развитие России во второй половине 19 века.
1. Сельское хозяйство.
2. Развитие промышленности.
3.Финансовая политика.
2
Ст. 73
37
Тема 9.6. Внешняя политика 19 века.
1. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.
2. Сан – Стефанский договор и Берлинский конгресс.
3.Присоединение Казахстана и Средней Азии.
2
Ст. 78
Самостоятельная работа: подготовка докладов «Александр II: человек и государственный деятель», «Реформы Александра II и их значение».
по теме: «Россия в второй половине XIX в.»
2
38
Тема 9.7. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России
Великие реформы и русская культура..
1. Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.
2. Повседневная жизнь населения России в XIX в.
Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.
3. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население.
2
Ст. 83
Основные понятия: крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет.
Самостоятельная работа: Описание быта одного из сословий в 19 веке
2
Раздел 10.
ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ
10
39
Тема 10.1. Мир в начале 20 века..
1. Мир в начале 21 века.
2.Пробуждение Азии в начале 20 века.
2
Ст. 91
Самостоятельная работа: составить таблицу
« Страны мира, их экономик и политика»
2
40
Тема 10.2. Россия в начале XX в.
1. Экономическое развитие России.
2. Николай 2.
3. Оппозиционные организации.
4. Русско – японская война.
война.
5. Революция 1905 – 1907 гг.
Столыпинские реформы.
6. Серебрянный век русской культуры.
2
Ст. 100
Самостоятельная работа: Доклад « Серебряный век русской культуры»
2
41
Тема 10.3. Первая мировая война
1. Начало Первой мировой войны.
2. Военные действия на фронтах.
Итоги войны.
2
Ст. 120
Самостоятельная работа: Составить таблицу:
«Ход военных действий»
2
42
Тема 10.4. От февраля к октябрю
1. Причины и ход февральской революции.
2. Октябрьская революция и ее последствия.
2
Ст. 128-134
Самостоятельная работа: подготовиться к
дискуссии « Ленин прав или не прав?»
2
43
Тема 10.5. Гражданская война в России
1. Причины Гражданской войны.
2. Начало гражданской войны.
3.Ход военных действий.
4. Завершающий этап Гражданской войны.
5. Причины победы красных.
6. Экономика страны в период гражданской войны.
2
Ст. 140
Самостоятельная работа: подготовить доклады по теме «Россия в конце XIX – начале XX века (1894 – 1917 гг.)»
по теме: «Гражданская война и формирование большевистского режима в России»
2
Раздел 11.
МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
8
44
Тема 11.1. Страны Европы США в 20-е годы ХХ в.
Европа и США. Недемократические режимы.
Турция. Китай. Индия. Япония.
2
Ст. 149
Самостоятельная работа: составить таблицу : «Страны мира, их политика и экономика»
2
45
Тема 11.2. Международные отношения в 2030-е годы ХХ в.
Лига. Наций.
Возникновение очага напряженности на дальнем Востоке.
Нарастание угрозы войны в Европе.
Мюнхенский сговор.
2
Ст. 163
Самостоятельная работа: подготовить сообщение « Причины нарастание военной угрозы»
2
46
Тема 11.3. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма
Причины, сущность и итоги нэпа.
Образование СССР.
Внешняя политика СССР в 20-30 годы.
Индустриализация.
Коллективизация.
2
Ст. 177
Самостоятельная работа: Подготовка доклада на тему "Внешняя политика СССР в 20–30-е годы"
47
Тема 11.4. Советское государство и общество
в 30 – е годы
1. Мобилизационное развитие.
2. Идеология.
3. Репрессии и социальные процессы.
4. Культура.
2
Ст. 182
Самостоятельная работа: Подготовить информационные сообщения на темы:«Культурная революция». «Создание советской системы образования.» «Достижения и потери в сфере науки и искусства».
2
Раздел 12. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
6
48
Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение
Накануне войны.
Первый период Второй мировой войны.
Нападение германии на СССР.
Московская битва. Бои на Тихом океане.
2
Ст. 192
Самостоятельная работа: работа с опорным конспектом и учебником. Подготовка к развернутому ответу по теме.
2
49
Тема 12.2. Второй период Второй мировой войны.
Сталинградская битва.
Военные действия в Северной африке.
Антигитлеровская коалиция.
2
Ст. 195
Самостоятельная работа: работа с опорным конспектом и учебником. Подготовка к развернутому ответу по теме.
2
50
Тема 12.3. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне
1. Коренной перелом в ходе войны.
2. Битва на Курской дуге.
3. Советский тыл в годы войны.
4. Битва за Берлин.
5. Война с Японией.
6. Итги, последствия и уроки войны.
2
Ст. 202
Основные понятия: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.
Самостоятельная работа: подготовка доклада
по теме: «СССР накануне и в годы Второй мировой войны 1939-1945 годы»
2
Раздел 13.
МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
6
51
Тема 13.1. «Холодная война»
Начало «холодной войны».
Превращение США в ведущую мировую державу.
Европейская интеграция.
Страны Восточной Европы.
2
Ст. 213
Самостоятельная работа: Подготовка доклада на тему: "Причины холодной войны»
2
52
Тема 13.2. Крушение колониальной системы
Вьетнам. Ангола. Мозамбик.
Индия. Пакистан. Китай.
Страны Латинской Америки.
2
Ст. 230
Самостоятельная работа: Подготовка доклада на тему: "Гонка вооружений»
2
53.
Тема 13.3 Международные отношения и военно - политические блоки
Военно – политические блоки.
Международные конфликты
Международные отношения в
конце 20 – начале 21 века.
.Развитие культуры.
2
Ст. 236-246
Основные понятия: НАТО, ООН, ОВД, биполярный, однополярный мир.
Самостоятельная работа: Подготовить описание основных признаков сверхдержавы
2
Раздел 14. СССР В 1945–1991 ГОДЫ
8
54
Тема 14.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе
Изменение положение СССР в мире.
Восстановление экономики.
Идеология и культура.
Научные дискуссии.
2
Ст. 258
Самостоятельная работа: подготовка докладов «СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития».
2
55.
Тема 14.2. СССР в 50 - начале 60 гг.
Смерть Сталина. 20 съезд КПСС.
Реформы в области экономики.
Социальная сфера.
2
Ст. 263
Самостоятельная работа: Подготовка доклада на тему: "Хрущевская оттепель – ее проявления в культуре»»
2
56
Тема 14.3. СССР в конце 1960-х начале 1980-х годов
1.Л.И, Брежнев . Экономическая реформа 1965 г.
2. Хозяйственный застой.
3. Диссиденты.
4. Социальная политика.
5. Внешнеполитическое положение СССР.
2
Ст. 266
Самостоятельная работа:
подготовка докладов «Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги».
2
57
Тема 14.4. СССР в период перестройки
Начало политики перестройки.
Экономические реформы.
Реформы политической системы.
Национальная политика.
Политика гласности.
ГКЧП и распад СССР.
Развитие культуры.
2
Ст. 274
Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада по теме «Перестройка в СССР: от попыток совершенствования системы к смене идеологии общественного развития»
2
Раздел 15. Россия и мир в конце 20 - начале 21 века.
3
58
Тема 15.1. Россия и мир в конце 20 - начале 21 века.
1. Приватизация и ее особенности.
2.Общественно – политическое развитие в 90 – годах.
3.Россия в начале 21 века.
4.Россия на международной арене в 21 веке.
2
Ст. 287
Самостоятельная работа: подготовка к тестированию.
2
59
Тема 15.2. Итоговое тестирование
1
Ст. 3-287
Всего
175
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета истории
Оборудование учебного кабинета:
Презентации
Карты
Тесты
Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
4.2. Информационное обеспечение реализации общеобразовательной дисциплины
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. « История» Часть 1 М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники»; 2013
2.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. « История» Часть 2 М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники»; 2013
3.Артемов В.В. История Отечества с древнейших времен до наших дней. М.: Академия. 2009. – 360 с. Учебник СПО.
4.Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917–2009 / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. 34е изд., расш. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2010. 846 c.
5.Терещенко Ю.Я. История России XX-XXI вв. М. Филологическое общество «СЛОВО»; Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004. 448 с.
6.Данилов А. А. История России, 19452008 гг. : 11 кл. : метод. пособие / А.А. Данилов. М. : Просвещение, 2008. 176 с.
7.Самыгин П.С С 17 История / П.С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 478 с. Учебник для СПО
8.Филиппов А.В. Новейшая история России, 19452006 гг. : кн. для учителя / А.В. Филиппов. М. : Просвещение, 2007. 494 с.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека военно-исторической литературы на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Исторический портал: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Официальный сайт Совета безопасности России: http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал МИД России http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Портал Правительства России: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал Президента России: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Текст Конституции России на сайте: http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Дополнительная
Филиппов А.В. История России 1945-2008 Книга для учителя. Филиппов, Уткин, Алексеев_2008 2-е изд -528с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Формы контроля обучения:
– домашние задания проблемного характера;
– практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;
Формы оценки результативности обучения:
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на проверку умения
учащихся:
– отбирать и оценивать исторические факты,
процессы, явления;
– выполнять условия здания на творческом уровне
с представлением собственной позиции;
– делать осознанный выбор способов действий из
ранее известных;
– осуществлять коррекцию (исправление)
сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых
заданий;
– работать в группе и представлять как свою, так
и позицию группы;
- проектировать собственную гражданскую
позицию через проектирование исторических
событий.
методы оценки результатов обучения:
– мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения нового
знания каждым обучающимся
– формирование результата итоговой
аттестации по дисциплине на основе суммы
результатов текущего контроля.
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты.
Цели ГОС
ОК ФГОС
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
формирование исторического мышления способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Заголовок 115