«Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
«Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Учитель ГБОУ школы-интерната № 3 г.о.Тольятти
Иванченко Татьяна Николаевна
Словарная работа – это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.
Работа над словарём состоит в его уточнении, обогащении и активизации.
Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом.
Активный словарь у наших детей невелик. Однако и этот запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому перед нами, учителями стоят задачи:
расширить детский словарь;
пассивный словарь сделать активным;
обогатить речь ученика образными словами и выражениями.
Всё это имеет большое значение для общего развития ребёнка. Работа над словарём на уроках по развитию речи ценна тем, что словарь детей закрепляется не только в устной, но и письменной речи.
По методике С.Н.Лысенковой составлены, например, 9 блоков для учащихся 5 классов.
1. учебные вещи 2. Россия 3. класс
карандаш Москва класс
тетрадь Родина ребята
пенал город девочка
спасибо деревня товарищ
фамилия ученик
4. в школе 5. птицы 6. зима
дежурный сорока мороз
учитель ворона ветер
учительница воробей иней
много соловей коньки
суббота
7. магазин 8. животные 9. огород
посуда корова ягода
молоко собака капуста
одежда медведица урожай
пальто заяц берёза
платок осина
сапоги
Каждый блок – альбомный лист, который вывешивался на неделю в классе. Работа проводилась по следующему плану.
Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальный словарик с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.
Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографически проговаривая).
Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов ( где возможно), составление предложений.
Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста (каждый ребёнок пишет свой текст, может менять заголовок), отбор лучших текстов.
Пятница. Словарный диктант (5 – 10 слов из трёх первых блоков)
Приведу пример работы по блоку № 2.
Понедельник.
Москва - город – герой, столица нашей России, крупнейший центр промышленности, культуры, науки. В Москве находится наше правительство.
Родина – место, где человек родился, живёт (малая Родина).
Город – крупный населённый пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговли, а также в сфере обслуживания, управления, науки.
Деревня – небольшое поселение, один из видов сельских населённых пунктов.
Фамилия – от латинского слова семья, родовое наименование лица, приобретаемое при рождении.
Вторник.
Моск-ва, Ро-ди-на, го-род, де-рев-ня, фа-ми-лия.
Среда.
Красивая Москва, большая Родина, чистый город, маленькая деревня, знатная фамилия.
Москва, москвичка, московская.
Родина, родить, родня.
Город, городок, городской.
Деревня, деревенька, деревенский.
Москва – столица нашей огромной России.
Моя большая Родина – Россия.
Тольятти – мой родной город.
Моя бабушка живёт в деревне Васильевка.
Фамилия моей подруги Королёва.
(вся работа проводится устно).
Четверг.
Письменное составление рассказов.
Пятница.
Словарный диктант «Россия».
Моя Родина – Россия. Столицей России является город Москва. Я родилась в городе Тольятти. Это моя маленькая Родина. В России много больших городов и малых деревень. Моя фамилия
Как и многих учителей русского языка и чтения меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Для этого нужна систематическая0 целенаправленная работа по этой проблеме.
Анализ диктантов, проводимых по разным темам заставил меня задуматься над развитием орфографической зоркости детей.
Как проводится анализ ошибок и работа над ними?
Типы ошибок классифицируются.
слова на правила, которые надо знать и применять на практике, т.е. при письме;
словарные слова;
слова, которые можно повторить;
ошибки на невнимательность.
Ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте.
Проводится орфографическое проговаривание, потом к каждому сову подбирается однокоренное родственное слово.
После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов, обнаружение и распознование орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками. На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.
С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости? Я думаю, что прежде всего , необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове, приучить к самоконтролю.
При решении этих задач постоянно ставятся вопросы: «Какую букву надо проверить при письме и почему?» «Как мы это будем делать?» «Что надо делать, чтобы написать верно?».
Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, знание правил орфографии и самоконтроль – условия, которые необходимы для выработки грамотного письма.
Вот некоторые приёмы работы.
На каждом уроке отводится 3-5 минут для дополнительного жужжащего чтения, а на уроках русского языка используется методика орфографического проговаривания.
письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слова по слогам, называя слог и гласную в нём. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя чётко каждое слово.
письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на различных этапах урока. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
Повторение изученной орфограммы. Упражнения занимают на уроке не более 5 минут в устной форме.
Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течении одной недели. В это время нельзя допускать чередования нескольких орфограмм, нельзя нарушать ритмичность.
По каждой слабо усвоенной орфограмме проводятся ежедневные упражнения с ключевыми словами (1 мин.), со словариками (2-4 мин.)
на использование ассоциаций (1 мин.)
Работа со словариками проходит в режиме самопроверки, возможны варианты взаимопроверки, соревнования между учениками. В этом случае надо увеличить время до 4 минут.
Формулировка правил идёт с опорой на ключевые слова, т.к. не следует излишне напрягать память наших учащихся требованием его запомнить, при повторении в течении шести дней это произойдёт само собой.
Чтобы наши дети писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях надо многократное кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал.
Например:
списывание слов с доски с пропуском буквы;
работа в паре с последующей взаимопроверкой;
использование загадок, ребусов, кроссвордов.
Формы работы тоже различны:
списывание с разнообразными заданиями;
диктанты зрительные с комментарием, объяснительные, выборочные (по орфограммам), предупредительные, диктанты по памяти;
диктант «проверяю себя», когда ученик пишет слова с пропуском буквы, в написании которых сомневается.
После этого диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Только доброжелательная обстановка на уроке даёт желаемый результат в этой работе.
При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.
Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей всей работы зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
чёткое планирование всей работы;
тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;
систематический и разносторонний характер работы по орфографии с учащимися;
постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315