Пояснительная записка к рабочей программе по географии (8-9 классы)

Рабочая программа курса «География России» 8-9класс. 36недель-8 кл., 34 недели 9кл.
2 часа в неделю (72ч) в 8 классе и 2 часа в неделю (68ч) в 9 классе
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используются учебники: География России: Учебн.для 8-9 кл.общеобразоват.учреждений /Под ред.В.П. Дронова, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; Кн. 1 : Природа, население хозяйство. 8 кл. Кн.2 : Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа,
2009-13.
Учебники входят в Федеральный печень учебников на 2014-2015 уч. год, содержание которого соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта ООО по географии

Пояснительная записка
Нормативные документы

В основу рабочих программ положены следующие нормативные документы:
Закон Российской Федерации от 29.12.2002 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
приказ Минобрнауки Новосибирской области от 01.07.2014 №1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2015 учебный год».
федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии. Сборник нормативных документов. География.-М.:Дрофа,2008.
федеральная примерная программа по географии в рамках нового БУП. Сборник нормативных документов. География.-М.:Дрофа,2008, с.75-82.
Региональный компонент государственного стандарта ООО по географии. География Новосибирской области. Сайт НИПКиПРО https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CC8QFjAB&url=http%3A%2F%2Fmetodist.edu54.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fuserfiles%2Frk_geo.rtf&ei=r9RUt2oBqjC4gSqiYCwDg&usg=AFQjCNE2ma11r0GunMefeBpT0iFHm3Dz5A&bvm=bv.56988011,d.bGE&cad=rjt

Цель реализации краеведческого компонента
Создание условий для развития личности ребёнка, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значения их деятельности в оптимальном соотношении природы и общества, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.


Изучение курса «География России» 8-9 класс направлено на достижение учащимися следующих целей и задач:
Развитие географического мышления школьников и формирование у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма ; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям .
Сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;
Сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;
Научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерности;
Развивать картографическую грамотность школьников;
Сформировать у школьников образные представления о крупных природно- хозяйственных регионах страны;
Показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне ( на примере НСО).

Изучение географического содержания краеведческой направленности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Новосибирской области; о географическом разнообразии и целостности области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; о роли географической науки в решении практических задач повседневной жизни;
- овладение умениями ориентироваться на территории НСО, использовать географические карты, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, переработки информации о природе НСО; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории нашей области; проводить наблюдения за географическими объектами в естественных условиях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды и экономическим развитием Новосибирской области;
- воспитание любви к своей местности, своему региону экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды НСО и социально-ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на территории области; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса «География России»» ученик должен:

знать/понимать:
Основные географические понятия и термины;
Различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Географические явления и процессы в геосфере , взаимосвязи между ними , их изменения в результате деятельности человека ;
Географическую зональность и поясность;
Различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий;
Связь между географическим положением , природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
Специфику географического положения и административно – территориального устройства Российской Федерации;
Особенности природы , населения , основных отраслей хозяйства , природно –хозяйственных зон и районов Российской Федерации;
Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном , региональном и глобальном уровнях ;
Меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов: районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутри государственных и внешних экономических связей России;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Уметь:
Выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и океанах:
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на разных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткие географические описания и характеристики разных географических территорий на основе разнообразных источников географической информации;
Определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе имперические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

В результате изучения географического содержания национально- регионального компонента Новосибирской области

Учащийся должен знать / понимать:
Основные географические понятия и термины.
Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области.
Учащийся должен уметь:
Устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи;
Использовать разные источники информации для изучения географических объектов и явлений Новосибирской области;
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы своей местности;
Наблюдать за фенологическими изменениями в природе, за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
Решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
Анализировать и оценивать состояние экономики НСО по картам и статистическим
источникам, определять характер межотраслевых производственных связей. Решать экономические и экологические задачи;
Проводить самостоятельный поиск географической информации и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Методическое обеспечение курса « География России» 8-9 класс.
Учебник и доп. Литература
Наименование учебника: 1 В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром. В 2 кн.
Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8кл.Кн.2: Хозяйство и географические районы.9 кл. М.: Дрофа,2009-13.
Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. Учебное пособие.-Новосибирск:ИНФОЛИО-пресс,2000.
Дополнительная учебная литература для учащихся: Атлас 8 кл. «География России- Природа», 9 кл. «География России- Население и хозяйство» Тетрадь для оценки качества знаний по географии.8, 9 кл.( В.И. Сиротин) М.-Дрофа, 2005.
Методическая литература для учителя: Грушина С.Н.Поурочные разработки по географии России: 8 кл.: к учебнику под ред. В.П. Дронова . Географии России: 8-9 кл. (1 и 2 части)- М.: Издательство «Экзамен» 2008.
Жижина Е.А.Поурочные разработки по географии: Население и хозяйство России. 9 кл.М.: « Вако», 2005.
Евдокимов, В.И.Тесты по географии России: 8-9 кл.: к учебнику под ред. В.П. Дронова
« География России. 8-9 кл. в 2 частях.-М.: Издательство « Экзамен». 2009.
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 кл. М.: Дрофа, 2002.
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по Географии России -8кл., 9кл
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
Мультимедийные компакт- диски:
География 6-10 классы., ( библиотека электронных наглядных пособий) Министерство образования РФ.,2003г.
Видео фильмы по географии России.
Уроки географии «Кирила и Мефодия» 8, 9 классы.
Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы.Методическое пособие с электронным приложением. / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева идр.-М,: Глобус, 2008.
Ресурсы Интернета
Сайты: WWW. http://festival.1september.ru/ , http://www.edu.ru/ , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и т.д.

Авторские презентации : проверочные и контрольные работы, электронный учебник « Физическая география Ордынского района», «Экономическая география Ордынского района», «Электронный атлас Ордынского района», Красная книга НСО, Исследователи Сибири и т.д.

БАНК КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ:
 
Контрольные работы, собранные в папку.
Евдокимов, В.И.Тесты по географии России: 8-9 кл.: к учебнику под ред. В.П. Дронова
География России. 8-9 кл. в 2 частях.-М.: Издательство « Экзамен». 2009.
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 кл. М.: Дрофа, 2002.

Ключевые компетенции, формируемые в 7 классе:
Ценностно – смысловая компетенция;
Общекультурная компетенция;
Учебно-познавательная компетенция;
Информационная компетенция;
Коммуникативная компетенция;
Социально-трудовая компетенция;
Компетенция личностного самосовершенствования.


Контроль уровня обученности
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ГИА; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана

Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа с картами атласа, выборочный контроль, работа с контурными картами, тематический контроль, тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, заполнение таблицы, сообщения учащихся, чтение климатограммы, географический диктант, составление картосхемы.
Формы подведения итогов – уроки обобщающего повторения, тестирование.
Основными методами обучения являются традиционно словесные, наглядные, практические (по источникам знаний). По характеру познавательной деятельности применяются методы объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский, причем особое внимание уделяется трем последним.
Широко применяются на уроках географии общенаучные методы – статистический (статистические показатели – таблицы, графики, диаграммы), картографический (глобус, географические карты, аэрокосмические снимки, план местности, ориентирование на местности), исторический (геохронология, открытие и освоение территории Земли, великие путешественники и первооткрыватели, топонимика), полевой (наблюдения за изменениями в природе, съемка местности, приборы и инструменты, инструменты для проведения наблюдений на местности, обработка и систематизация полученных данных).

Технологии, используемые в процессе реализации программы:
Личностно – ориентированная технология;
Метод проекта;
Работа с опорными конспектами, схемами - ЛОК;
Нестандартные уроки;
Информационные технологии;
Проблемное обучение
Технология критического мышления
Игровая технология
Тестовая технология
Кейс-технология

Распределение учебного материала по курсу «География России» 8 класс

Класс
Период
Уроки обобщающего повторения
Практических работ.

8
1 четверть
1
3


2 четверть
4
7


3 четверть
3
5


4 четверть
2
3


год
10
18

Всего практических работ 18 , из них оценочных 11


Наименование раздела
Кол.
Час.
Практические работы




Тема
Дата

1
Особенности географического положения России
13
Пр. раб.-2
№1:Характеристика географического положения России. Сравнительная характеристика географического положения России и Канады. Обозначение на  контурной карте  стран  -  соседей России.
№2: Определение поясного времени для разных пунктов России.



2
Природа России
30
Пр. раб.-6
№3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий
№ 4: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, ср. температур января и июля, годового количества осадков по территории страны
№5: Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
№ 6 Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
№7: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хоз. использования.
№ 8 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеогр-х и тематических карт.





3
География Новосибирской области. Природа.
6
Пр. раб.-1
№11: «Характеристика географического положения НСО и Ордынского района»


4
Население России
10
Пр. раб.-1
№9 : Выделения районов проживания крупных народов по карте «Народы России». Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.


5
Хозяйство России
12
Пр. раб.- 1
№10: Изучение особенностей, производственных связей и принципов размещения отраслей х-ва. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры х-ва. Группировка отраслей по различным показателям.



Итого
71ч
1 час резерва
Итого 11




Распределение учебного материала по курсу «География России» 9 класс
Класс
Период
Уроки обобщающего повторения
Практических работ.

9
1 четверть

2


2 четверть

2


3 четверть

7


4 четверть

4


год
-
15

Всего практических 15, из них оценочных 10.


Наименование раздела
Кол.
Час.
Практические работы




Тема
Дата

1
Введение
1



2
Хозяйство России
16
Пр. раб.-2
№1. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
№2. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.


3
Регионы России
48
Пр. раб.-6
№3: Сравнение ГП и планировки двух столиц.
№4: Изучение внешних территориально-произв. связей Центральной России
№5: Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
№6: Анализ взаимодействия природы и человека в разных частях Урала. (Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем).
№7: Изучение и оценка природных условий З-С р-на для жизни и быта человека.
№10: Составление ЭГХ промышленного узла (г. Норильск)



4
География Новосибирской области.Хозяйство.
6
Пр. раб.-2
№8: Изучение и оценка природно-ресурсного потенциала области
№9: Определение хозяйственной специализации области и областного центра


5
Россия в современном мире

3




Итого
68ч +2 часа резерва
Итого 10





Соответствие стандарту География России 8 кл.

Наименование раздела
Количество часов по стандарту
Количество часов по рабочей программе
Количество практических работ по стандарту
Количество практических работ по рабочей программе

1.
Особенности географического положения России
10
13
3
2

2
Природа России
30
30
9
10

3
География Новосибирской области. Природа.

6

1

4
Население России
10
10
3
2

5
Хозяйство России
30 из них взято на 8кл. 12
12
4
3


Всего
62+ 10 час резерва
71 + 1 час резерва
19
17


Изменения внесенные в программу
На изучение 1 раздела добавлено 3ч. из резерва, т.к. считаю материал 1 раздела очень объемным и важным в изучении курса. На изучение раздела «География Новосибирской области» взяты 6 ч. из резерва.
По 1 и 4 разделам практические работы по объему включены все, только уменьшилось количество за счет объединения работ. По 2 и 3 разделу добавлены по 1 практической по НСО из-за необходимости более подробного изучения родного края.

Соответствие стандарту География России 9 кл.

Наименование раздела
Количество часов по стандарту
Количество часов по рабочей программе
Количество практических работ по стандарту
Количество практических работ по рабочей программе

1.
Хозяйство России
18
17
3
2

2
Регионы России
42
42
4+повтор по регионам
6

3
География Новосибирской области. Хозяйство.
-
6
-
2

4
Россия в современном мире
4
3
-
-


Всего
64 + 4ч. резерва
68
7+повтор по регионам
10


Изменения внесенные в программу
На разделы 1 и 4 уменьшено по 1 часу. На раздел 3 добавлены 6 часов: 4 часа из резерва и 2 часа от разделов 1 и 4. Считаю, что изучение своего края необходимо более подробно и в связи с объемностью материала.
В разделе 1 практические работы уменьшены на 1, т.к. объединены. Добавлены 2 практические по разделу 3. Считаю, что самостоятельная работа способствует лучшему усвоению учебного материала.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ по ГЕОГРАФИИ 8-9 класс
КАРТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
Великие географические открытия
КАРТЫ РОССИИ
Природные зоны России. Изображения животных, характерных для тех или иных природных зон.
Российская Федерация (физическая)
Российская Федерация (политико-административная)
Агроклиматическая карта России
Геологическая карта России
Климатическая карта России
Почвенная карта России
Природные зоны России и биологические ресурсы
Россия и сопредельные государства. Политическая карта
Тектоника и минеральные ресурсы России
Федеральные округа России
КАРТЫ РЕГИОНОВ РОССИИ
Социально-экономические карты
Восточная Сибирь и Дальний Восток. Социально-экономическая карта
Западная Сибирь. Социально-экономическая карта
Физические карты
Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта
Западная Сибирь. Физическая карта
ПЛАКАТЫ
Комплекты таблиц демонстрационных по географии
Портреты ученых-географов и путешественников
Список демонстрационных таблиц
Рельеф
Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина. Средне-Сибирское плоскогорье. Северо-восток Сибири. Уральские горы. Кавказ. Горы южной Сибири. Дальний Восток. Рельеф дна океана. Формирование современного рельефа.
Земля как планета
Размеры Земли и Солнца. Смена времен года. Внутреннее строение Земли. Эндогенные процессы. Строение вулкана. Экзогенные процессы.
«Геохронологическая таблица»
Комплект портретов географов и путешественников.
Экранно-звуковые пособия
Слайды, фолии (кодопленки)
Ландшафты Земли (слайды)
Картины мира, содержащие яркие образцы ландшафтов Земли.
Население мира (слайды)
Разнообразие народов мира. Связь между природой, населением и его хозяйственной деятельностью.
Стихии Земли (слайды)
Землетрясения, извержения вулканов, наводнения, ураганы
Минералы и горные породы (слайды)
Каменные кладовые Земли, красота камня
География России (слайды)
Особенности природы и населения России. Специфика крупных российских регионов.
Учебные фильмы, электронные пособия
География-1 (фильм)
Физико-географические закономерности, горы и горообразование. Леса, реки и равнины России, их животный мир и другие богатства.
География-2 (фильм)
Загадочные явления, возникающие в зоне течения Гольфстрим. Географическая оболочка земли. Остров Врангеля, Воронежский заповедник, богатство белого моря, последние находки живых организмов в породах докембрийского периода.
География-3 (фильм)
Сахалин, Курильские острова, Кронотский заповедник на Камчатке, Уссурийская тайга и край двенадцати тысяч горных пиков Кымгансан.
Путешествие по России (фильм)
Неповторимые города и земли России: Ярославия, Белогородчина, Тобольский край, Карелия, Камчатка, Валдай, Кубань.
История географических открытий
Путешествия и открытия отважных первопроходцев земли русской – Хабарова, Невельского, Беллинсгаузена, Лазарева, Седова.
Океан и Земля. Ступени познания (фильм)
Течение «Куросио», строение земной коры, таинственные каменные сооружения в разных районах Земли. Проблемы фотосинтеза. Подводный мир кораллов.

ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ
Гербарий растений
Коллекция – шкала твердости Мооса
Коллекция горных пород и минералов
Коллекция полезных ископаемых различных типов
Наборы коллекции по различным темам
МОДЕЛИ, МАКЕТЫ, МУЛЯЖИ
Глобус Земли физический лабораторный
Теллурий
Макеты основных видов движения земной коры
Макет речной долины
СРЕДСТВА ИКТ
Универсальный портативный компьютер
Универсальный настольный компьютер
Цифровой проектор
Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора
Экран настенный
Принтер лазерный цветной формата А4, сканер
Телевизор
Видеопроигрыватель
Сетевой фильтр-удлинитель
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)
Инструмент учителя для создания тестов
Видеофильмы
Диски
Собственные презентации
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Словари
Энциклопедия
ЦОР// ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
Учебно-методические комплекты по географии:
Цифровые образовательные ресурсы по географии 7 класса
Отдельными компонентами системы источников могут служить:
Справочники по географии
Иллюстрации по географии "Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов,.
Банк заданий ЕГЭ по географии.
Коллекция космических снимков. "Размещены в Федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Примерный состав набора космических снимков России: 1. Россия – разрешение 500–1000 м/пиксель
2. Европейский Юг России – 250–500 м
3. Поволжье – 250–500 м
4. Каспийское море. Аральское море – 250–500 м
5. Северо-Запад Европейской России – 250–500 м
6. Европейский Север – 250–500 м
7. Черное и Азовское моря. Кавказ – 250–500 м
8. Горы Юга Сибири – 250–500 м
9. Забайкалье – 250–500 м
10. Центральная Россия – 250–500 м
11. Москва и Московская область – 5–10 м
12. Горы Северо-Востока Сибири – 250–500 м
13. Сахалин – 250 м
14. Урал от Приполярного до Северного – 250–500 м
15. Приморье – 250–500 м
16. Охотское море – 250–500 м
17. Японское море – 250–500 м
18. Южный Урал. Оренбургская область – 250–500 м
19. Западно-Сибирская низменность – 250–500 м
20. Белое и Баренцево моря – 250–500 м
21. Среднесибирское плоскогорье – 250–500 м
22. Северный и Средний Урал – 250–500 м
23. Прибайкалье – 250–500 м
24. Карское море – 250–500 м
25. Курильские острова – 250–500 м
26. Камчатка – 250–500 м
27. Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово моря – 250–500 м
28. Южный и Средний Урал – 25 –500 м
29. 9 российских городов с окрестностями: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Красноярск, Иркутск, Якутск, Анадырь, Хабаровск, Владивосток – 6–10 м
Примерный набор космических снимков мира:
1. Снимки материков – разрешение 1000 м/пиксель
2. Снимки государств (по одному государству на каждый материк и часть света) – 300–500 м
3. Снимки крупных природно-хозяйственных регионов (по одному на каждый материк и часть света) – 500–1000 м
Галерея портретов ученых-географов и путешественников













Заголовок 215