Технологическая карта урока русского языка на тему Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Планируемые результаты
Предметные: Метапредметные: Личностные:
Знания:
- знать буквы, которые обозначают мягкость и твердость согласных звуков;
Умения:
- определять качественную характеристику звука: гласный-согласный, согласный твердый-мягкий;
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам;
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв и, е, ё, ю, я, ь в словах;
- определять способы обозначения буквами твердости-мягкости согласных звуков. Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебника;
- анализировать объекты с выделением существенных признаков
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
- контролировать выполнение плана;
- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в паре. - становление мотивационной основы учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формирование интереса к учебному предмету.
Задачи: Закрепление умения обозначать мягкость и твердость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Формирование умения анализировать, сравнивать, группировать звуки и слова по заданным параметрам.
Технологии: ТРКМ, деятельностного подхода, ИКТ, формирующее оценивание.
ЭТАПЫ УРОКА
Деятельность учителя Деятельность учащихся ПРМотивационно-ориентировочный этап
Создание мотивационной основы учебной деятельности.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Прочитайте число, классная работа.
- Откройте тетради.
Тетрадь наклонно положу,
Ручку правильно возьму,
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Запишем число, классная работа (1 ученик с комментированием)
Проверка готовности к уроку,
эмоциональный и психологический настрой на работу на уроке Л
Создание проблемной ситуации, постановка целей.
Кластер (на доске):
129540055245?
0?
306324093345016802102476500239268097155ЗВУКИ
168021012382500129540024765?
0?
гласные согласные
3021330-254003566160-571500
374904015049500363474015049500261747015049500 парные непарные
тв.-мзв. . тв. мягк.
3021330107315?
0?
- На какую тему кластер?
- У каких звуков возникли проблемы?
- Какие бывают гласные звуки?
- Подумайте, какую еще работу могут выполнять гласные звуки?
- Что мы должны вспомнить на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
2682240-15240?
0?
- Посмотрите на кластер. У нас еще есть . Как вы думаете , что здесь?
- Почему он нам нужен на уроке?
Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.
- Звуки.
- Гласных.
- Ударные и безударные.
- Обозначать тв. и мягк. согласных.
- Какие буквы обозн. тв. и мягк.согл.?
- Тв. и мягк.согл. и буквы для их обозн..
- Мягкий знак.
- Ь – обозн. мягкость согл. зв.
ПК
РПоисковый этап
- Что мы должны достигнуть к концу урока, к какому результату прийти? Составим план работы по опорным словам:
- научимся различать…твердые и мягкие согласные звуки;
- знать буквы,…. которые обозначают твердость и мягкость согласных звуков;
- уметь писать ….слова с твердыми и мягкими согласными звуками.
- Эта тема новая для вас или вы уже знакомы с ней?
- Нарисуйте шкалу и оцените, насколько хорошо вы знакомы с этой темой.
- Результаты своей работы будете фиксировать в Оценочных листах. Планируют свою деятельность на уроке.
21374102222500229743022225
21412209461500
214122017081500Оценивают знания по теме.
Оценочный лист
1 Минутка чистописания 2 Кластер (работа в парах) 3 Словарная работа (раболта в паре) 4 Игра «Превращение» 5 Вставьте пропущенные буквы. 6 БУКВОТЕСТ РПрактический этап
Минутка чистописания.
- На минутке чистописания напишем буквы, которые окажутся «лишними» в ряду.
П Т Р Ж
Ч Щ Ф Й
Ж Ц Щ Ш
Ю Я А Е Ё И
- Составьте с этими буквами слоги СОГЛ.+ ГЛАС.
(1 ученик пишет на доске) ЖА ФА ЩА ЖИ ФИ ЩИ
- Обведите зеленым карандашом слоги, в которых согласные мягкие.
- Почему не выделили слог ЖИ, ведь буква И обозначает мягкость согласного звука? Оценочный лист. Анализируют ряды букв, находят «лишнюю», записывают в тетрадь заглавную и строчную буквы.
Составляют слоги и записывают под диктовку.
Определяют функции букв А, И в словах. Делают выводы.
ПР«Дополнить кластер» - работа в парах.
- У каждой пары есть буква, подумайте, куда в кластере вы добавите её.
(Я, У, Ю, , Ш, Ч, Ь, Б, К)
- Вывод. От чего зависит твердость и мягкость согласных звуков?
- с. 121 – вспомним правило.
- Чего мы достигли из того, что запланировали? ( знать буквы,….) Оценочный лист.
Выходят к доске, прикрепляют букву в нужное место в кластере, объясняют.
Контролируют выполнение плана. РК
Словарная работа.
- Какой праздник мы ждем с вами?
- Что происходит на Новый год? (чудеса)
- Отгадайте, о ком пойдет речь:
Чудеса творят любые
И совсем они не злые.
Им не нужны учебники
Ведь их зовут ….(волшебники)
- Волшебников, которые появились у нас на уроке, зовут ТИМ и ТОМ.
- Как вы думаете, какие согласные звуки любит ТИМ? ТОМ?
- Как мы будем различать их? (по цвету)
- Вы любите подарки?
- ТИМ и ТОМ тоже. ТИМ любит подарки, которые начинаются с мягкого согласного звука, ТОМ – с твердого согласного.- Какое задание надо выполнить? (вставить буквы, соединить тв. и мягк.согл.)
КАРТОЧКА – работа в паре.
156591012509500В_Р_БЕЙ
3844290-63500ЗА_Ц
М_ДВЕДЬ
Л_ГУШКА
С_БАКА
Л_СИЦА
- Проверяем по слайду.
- Оценивание. Оценочный лист. Отгадывают загадку.
Вспоминают написание словарных слов, вставляют буквы, анализируют первый звук, соединяют волшебника и слово.
Оценивают результат деятельности. Л
ПК
РФизминутка.
- Волшебники предлагают сыграть в игру «Снежки». Встаньте. Снежок – это слово, которое начинается с твердого или мягкого согласного звука.
Если слово начинается с мягкого согласного – снежок ловим – хлопок,
Если с твердого – уворачиваемся – приседаем.
Лужа, люстра, речка, руки, тюль, туфли, зебра, забор, кот, кит, баран, белка.Играют в игру. Определяют качественную характеристику звука. ПРК
Л
Игра «Превращение»
- ТИМ и ТОМ любят превращения и предлагают вам слова, записанные звуками, превратить в слова, записанные буквами.
22440901130301569720113030012687301092207886701092200
На слайде: М А Л - М, А Л
2232660825501264920635001626870711200784860635000
Н О С - Н, О С
219138511303012687305969078867059690016497301206500
Л У К - Л, У К
1386840444502303780939801642110939800792480444500
У Г О Л - У Г О Л,
- Почему у волшебников слова записаны одинаково, а у нас по-разному?
Оценочный лист.
- Что научились делать? (различать твердые и мягкие согласные звуки) Анализируют звуковую схему слова.
Записывают слова столбиком на доске и в тетради.
Фронтальная работа.
- После мягкого согласного слышим звук О, а пишем Ё; звук У – пишем Ю, мягкий согласный обозначается Ь.
Контролируют выполнение плана. ПР- Что осталось выполнить в нашем плане? (научиться писать слова с тв. и мягк.согл.)
- Волшебники приготовили вам последнее задание. Они хотят посмотреть , как вы умеете писать слова с твердыми и мягкими согласными звуками.
Вставьте пропущенные буквы. (слайд)
(ю-у) Я взял пил_ и доску пил_ .(а-я) Дяд_ Вас_ поймал окун__ и сом__.
(о-ё) П_с Шарик грыз_т к_сть.
- Прочитайте предложения.
- Какое задание выполним?
- 1 ряд – три предложения, 2 ряд – 2 предложения.
- Самопроверка по доске (на обратной стороне доски карточка со вставленными буквами).
- Самооценка. Оценочный лист. Индивидуальная работа.
Самопроверка и самооценка. К
РРефлексивно – оценочный этап
- Каждому из вас волшебники оставили послание. Если вы внимательно сегодня слушали и выполняли задание, то вы его получите.
БУКВОТЕСТ (в каждом ряду обвести нужную букву)
Выберите букву, которая обозначает два звука – твердый и мягкий.
Выбери букву, которая обозначает твердость согласного звука.
Выберите букву, у которой звук согласный, непарный, мягкий.
Выберите букву, которую нужно вставить в слове К_РОВА.
Выберите букву, у которой звук согласный, парный по тв.-мягк., звон.-глух..
Выберите букву, которая обозначает звук Э.
Выберите букву, которая обозначает всегда твердый звук.
- Какое послание оставили волшебники? Оценочный лист.
- Все ли пункты плана выполнили?
- Что мы для этого делали?
- Посмотрите на шкалу, которую рисовали в начале урока. Как бы вы оценили себя в конце урока по этой теме?
- Посмотрите, как вы оцените себя в конце урока.
Д/з с.121 № 196 – выполнить по инструкции, раскрасить рисунок анализируя первый звук в словах. Оценивают результат деятельности, осуществляют рефлексию, работают индивидуально.
У Ь Ч М
О Я Ю Ь
Л И С Т О К
К О Р О В А
Д О М
Д Е Н Ь
Т П Ц Ф
Оценивают знания по теме.
РК
ПЛ