Технологическая карта урока русского языка на тему Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 класс) 
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Планируемые результаты
Предметные: Метапредметные: Личностные: 
Знания:
- знать буквы, которые обозначают мягкость и твердость согласных звуков;
Умения:
- определять качественную характеристику звука: гласный-согласный, согласный твердый-мягкий;
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам;
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв  и, е, ё, ю, я, ь в словах;
- определять способы обозначения буквами твердости-мягкости согласных звуков.  Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебника;
- анализировать объекты с выделением существенных признаков
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
- контролировать выполнение плана;
- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в паре. - становление мотивационной основы учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формирование интереса к учебному предмету.
Задачи: Закрепление умения обозначать  мягкость и твердость согласных звуков буквами  и, е, ё, ю, я, ь.
Формирование умения анализировать, сравнивать, группировать звуки и слова по заданным параметрам.
Технологии: ТРКМ, деятельностного подхода, ИКТ, формирующее оценивание.
ЭТАПЫ УРОКА
Деятельность учителя Деятельность учащихся ПРМотивационно-ориентировочный этап
Создание мотивационной основы учебной деятельности.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Прочитайте число, классная работа.
- Откройте тетради.
             Тетрадь наклонно положу,
             Ручку правильно возьму,
             Сяду ровно, не согнусь
             За работу я возьмусь.
- Запишем число, классная работа (1 ученик с комментированием)
            Проверка готовности к уроку, 
эмоциональный и психологический настрой на работу на уроке Л 
Создание проблемной ситуации, постановка целей.
Кластер (на доске): 
129540055245?
0?
306324093345016802102476500239268097155ЗВУКИ
168021012382500129540024765?
0?
гласные              согласные 
3021330-254003566160-571500
374904015049500363474015049500261747015049500             парные    непарные
                                                              тв.-мзв.           .    тв.    мягк.
3021330107315?
0?
- На какую тему кластер?
- У каких звуков возникли проблемы?
- Какие бывают гласные звуки?
- Подумайте, какую еще работу могут выполнять гласные звуки?
- Что мы должны вспомнить на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
2682240-15240?
0?
- Посмотрите на кластер. У нас еще есть . Как вы думаете , что здесь?
- Почему он нам нужен на уроке?
Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.
- Звуки.
- Гласных.
- Ударные и безударные.
- Обозначать тв. и мягк. согласных.
- Какие буквы обозн. тв. и мягк.согл.?
- Тв. и мягк.согл. и буквы для их обозн..
- Мягкий знак.
- Ь – обозн. мягкость согл. зв.
ПК
РПоисковый этап
- Что мы должны достигнуть к концу урока, к какому результату прийти? Составим план работы по опорным словам:
- научимся различать…твердые и мягкие согласные звуки;
- знать буквы,…. которые  обозначают  твердость и мягкость согласных звуков;
- уметь писать ….слова с твердыми и мягкими согласными звуками.
- Эта тема новая для вас или вы уже знакомы с ней?
- Нарисуйте шкалу и оцените, насколько хорошо вы знакомы с этой темой.
- Результаты своей работы будете фиксировать в Оценочных листах.  Планируют свою деятельность на уроке.
21374102222500229743022225
21412209461500
214122017081500Оценивают знания по теме. 
  
Оценочный лист
 1 Минутка чистописания 2 Кластер (работа в парах) 3 Словарная работа (раболта в паре) 4 Игра «Превращение» 5 Вставьте пропущенные буквы. 6 БУКВОТЕСТ РПрактический этап
Минутка чистописания.
- На минутке чистописания напишем буквы, которые окажутся «лишними» в ряду.
П  Т  Р  Ж
Ч  Щ  Ф  Й
Ж  Ц  Щ  Ш
Ю  Я  А  Е  Ё  И
- Составьте с этими буквами слоги СОГЛ.+ ГЛАС.
 (1 ученик пишет на доске) ЖА  ФА  ЩА  ЖИ  ФИ  ЩИ
- Обведите зеленым карандашом слоги, в которых согласные мягкие.
- Почему не выделили слог ЖИ, ведь буква И обозначает мягкость согласного звука? Оценочный лист. Анализируют ряды букв, находят «лишнюю», записывают в тетрадь заглавную и строчную буквы.
Составляют слоги и записывают под диктовку.
Определяют функции букв А, И в словах. Делают выводы.
ПР«Дополнить кластер» -  работа в парах.
- У каждой пары есть буква, подумайте, куда в кластере вы добавите её.
  (Я,  У,  Ю,  ,  Ш,  Ч,  Ь,  Б,  К)
- Вывод. От чего зависит твердость и мягкость согласных звуков?
- с. 121 – вспомним правило.
- Чего мы достигли из того, что запланировали? ( знать буквы,….)  Оценочный лист.
Выходят к доске, прикрепляют букву в нужное место в кластере, объясняют.
Контролируют выполнение плана. РК
Словарная работа.
- Какой праздник мы ждем с вами?
- Что происходит на Новый год? (чудеса)
- Отгадайте, о ком пойдет речь:
         Чудеса творят любые
         И совсем они не злые.
         Им не нужны учебники
         Ведь их зовут ….(волшебники)
- Волшебников, которые появились у нас на уроке, зовут ТИМ и ТОМ.
- Как вы думаете, какие согласные звуки любит ТИМ? ТОМ?
- Как мы будем различать их? (по цвету)
- Вы любите подарки? 
- ТИМ и ТОМ тоже. ТИМ любит подарки, которые начинаются с мягкого согласного звука, ТОМ – с твердого согласного.- Какое задание надо выполнить? (вставить буквы, соединить тв. и мягк.согл.)
КАРТОЧКА – работа в паре.
156591012509500В_Р_БЕЙ
3844290-63500ЗА_Ц 
 М_ДВЕДЬ
Л_ГУШКА
С_БАКА
Л_СИЦА
- Проверяем по слайду.
- Оценивание.  Оценочный лист. Отгадывают загадку.
Вспоминают написание словарных слов, вставляют буквы, анализируют первый звук, соединяют волшебника и слово.
Оценивают результат деятельности. Л
ПК
 РФизминутка.
- Волшебники предлагают сыграть в игру «Снежки». Встаньте. Снежок – это слово, которое начинается с твердого или мягкого согласного звука.
Если слово начинается с мягкого согласного – снежок ловим – хлопок,
Если с твердого – уворачиваемся – приседаем.
          Лужа, люстра, речка, руки, тюль, туфли, зебра, забор, кот, кит, баран, белка.Играют в игру. Определяют качественную характеристику звука. ПРК
Л
Игра «Превращение»
- ТИМ и ТОМ любят превращения и предлагают вам слова, записанные звуками, превратить в слова, записанные буквами.
22440901130301569720113030012687301092207886701092200
На слайде:    М А Л      -     М, А Л
2232660825501264920635001626870711200784860635000
                      Н О С      -      Н, О С
219138511303012687305969078867059690016497301206500
                      Л У К      -      Л, У К
1386840444502303780939801642110939800792480444500
                      У Г О Л   -      У Г О Л, 
- Почему у волшебников слова записаны одинаково, а у нас по-разному?
Оценочный лист.
- Что научились делать? (различать твердые и мягкие согласные звуки) Анализируют звуковую схему слова.
Записывают слова столбиком на доске и в тетради.
Фронтальная работа.
- После мягкого согласного слышим звук О, а пишем Ё; звук У – пишем Ю, мягкий согласный обозначается Ь.
Контролируют выполнение плана. ПР- Что осталось выполнить в нашем плане? (научиться писать слова с тв. и мягк.согл.)
- Волшебники приготовили вам последнее задание. Они хотят посмотреть , как вы умеете писать слова с твердыми и мягкими согласными звуками.
Вставьте пропущенные буквы. (слайд)
(ю-у) Я взял пил_  и доску пил_ .(а-я) Дяд_  Вас_  поймал окун__  и сом__.
(о-ё) П_с Шарик грыз_т к_сть.
- Прочитайте предложения.
- Какое задание выполним?
- 1 ряд – три предложения, 2 ряд – 2 предложения.
- Самопроверка по доске (на обратной стороне доски карточка со вставленными буквами).
- Самооценка.  Оценочный лист. Индивидуальная работа.
Самопроверка и самооценка. К
РРефлексивно – оценочный этап
- Каждому из вас волшебники оставили послание. Если вы внимательно сегодня слушали и выполняли задание, то вы его получите.
БУКВОТЕСТ (в каждом ряду обвести нужную букву)
Выберите букву, которая обозначает два звука – твердый и мягкий.
Выбери букву, которая обозначает твердость  согласного  звука.
Выберите букву, у которой звук согласный, непарный, мягкий.
Выберите букву, которую нужно вставить в слове К_РОВА.
Выберите букву, у которой звук согласный, парный по тв.-мягк., звон.-глух..
Выберите букву, которая обозначает звук Э.
Выберите букву, которая обозначает всегда твердый звук.
- Какое послание оставили волшебники?     Оценочный лист.
- Все ли пункты плана выполнили?
- Что мы для этого делали?
- Посмотрите на шкалу, которую рисовали в начале урока. Как бы вы оценили себя в конце урока по этой теме? 
- Посмотрите, как вы оцените себя в конце урока.
Д/з  с.121 № 196 – выполнить по инструкции, раскрасить рисунок анализируя первый звук в словах. Оценивают результат деятельности, осуществляют рефлексию, работают индивидуально.
У  Ь  Ч  М
О  Я  Ю  Ь
Л  И  С  Т  О  К 
К   О  Р  О  В  А
Д  О  М
Д  Е  Н  Ь
Т  П  Ц  Ф
Оценивают знания по теме. 
    РК
ПЛ