Урок литературы в 8 классе на тему: «Чудеса надо делать своими руками»
Урок литературы в 8 классе Тема: «Чудеса надо делать своими руками»
Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Цветочненская СШ» Кайбуллаева Л.Р.
Урок – путешествие
На алых парусах Грина
Тема: «Чудеса надо делать своими руками!»
... Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
А. ГринЦели урока:1.Познакомить учащихся с повестью А. Грина «Алые паруса »,рассмотреть композицию произведения, проанализировать образы главных героев, образность речи писателя;2.Развивать речь учащихся, память, мышление, творческое воображение.3.Воспитывать любовь к русской литературе, вдумчивого читателя.Ход урока:
Организационный момент.Учитель:
«Мечта разыскивает путь, -
(Под музыку)
Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь, -Намечены пути;
Мечта разыскивает путь, -Открыты все пути.»
АктуализацияРебята! Кто написал эти строчки и о чем они?
- А. Грин стихотворение «Движение». Если человек идет к своей мечте, разыскивает путь, для того чтобы она исполнилась, то перед ним откроются все пути и мечта исполнится, станет явью.
Учитель: Ребята! Так скажите, о ком и о чем мы будем сегодня говорить? Мечтал ли кто-нибудь из вас совершить путешествие на корабле, на бриге с алыми парусами?
Так вот, сегодня мы совершим такое путешествие по страницам повести-феерии А. Грина «Алые паруса». Мы встретимся еще раз с Ассоль и Греем, побываем в Каперне, поговорим со сказочником в волшебном лесу.
Работа по теме.Открыли тетради, записали число, тему урока, эпиграф. Учитель: Перед тем, как отправиться в путешествие давайте вспомним о Грине.
Похож или не похож рассказ о Грине на другие рассказы о других писателях и почему?
(ответы учеников и рассказ биографии Грина)
Учитель: Всей своей жизнью Грин утверждает: мечта сбудется если сильно желать, мечта в руках человека, в его власти.
Начинаем путешествие.
Какие мысли и чувства вас волновали, когда вы читали феерию Грина «Алые паруса»?
Что отличает «алые паруса» от уже знакомых нам книг?
Какова тема этого произведения?
Задание: Прослушать музыкальные фрагменты и сказать: мироощущение каких героев книги Грина можно передать той или иной музыкой?
(играет музыка, учащиеся отвечают)
Учитель: действительно в камерной, нежной мелодии Чайковского угадывается хрупкий и мечтательный характер Ассоль. В хаотичных, лишенных гармонии звуках «Пикассо-сюиты» мы видим обывательский городишко Каперна с его грубыми, ограниченными жителями.
Ребята! В любом путешествии можно встретить случайного знакомого. Давайте послушаем «Разговор со случайным знакомым» Роберта Рождественского.
(Стихотворение)
Что сближает эти два произведения: «Алые паруса» Грина и стихотворение Рождественского. |
- стихотворение Рождественского построено на таком же резком контрасте, как и феерия Грина «Алые паруса». Это контраст мировоззрений и мироощущений. С одной стороны: жители Каперны, с другой - нежная, мечтательна Ассоль, Грей.
А сейчас ребята, давайте вглядимся в Каперну и ее обывателей, встретимся с Ассоль и Греем.
(раздать карточки с заданием)
КапернаДайте характеристику Минерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность?
его поступки
Какими изображены жители Каперны?
стр. 328 «Эгль о Каперне + таблица»
Какими словами передает легенду об алых парусах прохожий-нищий?
Сделайте вывод о нравственном облике Каперны.
Ваше отношение к жителям Каперны.
Вывод: облик Каперны - серый, скучный, неинтересный. Обыватели - жестокие, пошлые, ограниченные. Не умеют мечтать и не желают мечтать, не способны видеть прекрасное, не способны делать добро.
Ассоль1. Как росла Ассоль, какие светлые и темные стороны жизни видела она еще в детстве?
- росла без друзей, дети обижали ее, когда она пыталась с ними сблизиться, швыряли грязью, дразнили. Ее попытки сблизиться заканчивались синяками и плачем. Наконец она перестала оскорбляться, но все еще спрашивала у отца: «почему нас не любят?»; отец отвечал: «Они просто не умеют любить».
2. Что помогало ей преодолевать невзгоды?
3. Выберите из 1 главы детали портрета. Как в нем проявилась душевная красота девочки и авторское отношение к ней?
4. Какие черты характера мы видим в ее поступках? Например.
5. Как отец отнесся к ее мечте об алых парусах?
6. Сделайте вывод о внутреннем мире Ассоль.
7. Ваше отношение к Ассоль.
Грей
Каким было детство и юность Грея? Что отличало его от родителей?
Что роднит Ассоль и Грея?
Почему корабельной команде Грей объясняет покупку шелка очень прагматично (долго и внятно)?
Найдите описание оттенка шелка на которой остановился Грей, и объясните почему именно этот цвет привлек юношу? Как называется прием, который использует Грин, то есть что это за художественное средство выразительности? (сравнение)
Какую нехитрую истину понял Грей?
Ваше отношение к Грею?
. А теперь посмотрим на цепочку слов: добрые дела - чудо - счастье.
Как связаны эти понятия?
Кого в этой феерии можно назвать счастливыми людьми? Почему?
Учитель: Подходит к концу путешествие. Ребята! Вы обратили внимание, каким словом заканчивается повесть? - словом «счастье»
И мы верим, что встреча Ассоль и Грея обещает им только счастье, ведь они оба знают цену ему.
Ребята! А какие мы можем и должны делать добрые дела чтобы мы сами, и люди, окружающие нас были счастливы? (ответы)
Мы заканчиваем наш урок словами благодарности Грину, который подарил нам это чудо - феерию «Алые паруса»
(Стихи)
IV.Итог урока
Понравилось ли вам наше путешествие?
Чему мы научились?
Мы сегодня тоже совершили чудо, своими руками. Вы - были внимательными читателями, талантливыми художниками. Хочу закончить урок словами поэта:
«да будем мы людьми, что грезят жизнью!»
V.Домашнее задание Сочинение.