Конспект урока по теме Черви. Тип Плоские черви, общая характеристика
41
Тема урока: Черви. Тип Плоские черви. Общая характеристика, их разнообразие.
Цель урока: познакомить учащихся с общей характеристикой типа Плоские черви, показать разнообразие плоских червей.
Задачи урока:
Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения типа плоские черви; дать представление об отличительных чертах внешнего строения представителей т. плоские черви; их образе жизни, научить распознавать их и отличать от типа кишечнополостные;
Развивающие: способствовать развитию у школьников умений распознавать основные классы типа плоские черви, способности проводить сравнения, работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, определять самостоятельно цели урока и делать самостоятельно выводы;
Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, в группах, индивидуально. Основные термины и понятия: плоские черви, ресничные черви, ленточные черви, сосальщики.
Оборудование: учебник Биология. Разнообразие живых организмов.7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.- М.: «Просвещение»,2014.-159с., таблица «Тип Плоские черви.», презентация «Черви. Общая характеристика плоские черви».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.( 1 мин)
Подготовка к уроку. Приветствие учащихся.
2. Проверка домашнего задания(10 минут). Каждому ученику на парту раздается листок контроля, в котором имеются таблицы(учащиеся заносят правильный ответ), после чего меняются листками с соседом по парте и выставляют оценку.
а. Найдите соответствие типа Кишечнополостные в презентации по рисунку (слайд 3), указав класс, записать правильный ответ в табл. № 1(приложение 1)(1 мин.)
Ответы: а) обелия-медуза(кл.Гидроидные), б) гидра(кл. Гидроидные), в) актиния(Коралловые полипы), г) кораллы(Коралловые полипы).
б) Биологический диктант(по изученной теме: типа Кишечнополостные. (4 мин) (слайд 4)
зад.вставьте пропущенные слова в предложении
1. У кишечнополостных хорошо развита
2. Основную роль в добывании пищи у пресноводного полипа гидры играют.
3. Тело кишечнополостных состоит из слоев.
4. Медузы способные причинить вред человеку(ожоги и даже смерть корнерота, .. и .
в) сообщения учащихся «Роль коралловых полипов в морских экосистемах»(дополнительный материал) 5 мин.
3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы хотелось бы, чтоб вы озвучили сами. Посмотрите на доску и отгадайте загадку:
Мой хвост не отличишь от головы
Мен всегда в земле найдете вы
Правильно, это Черви. Тема нашего сегодняшнего урока: «Черви. Тип Плоские черви, общая характеристика и разнообразие»(слайд 1)
Сформулируйте цель урока в соответствии с темой урока.
Обсуждение вопроса. Почему большинство людей не любят червей? Как вы думаете, с чем это может быть связано?
План урока: (Вывешивается на доске)
Общая характеристика типа Плоские черви.
Внешнее и внутреннее строение типа Плоские черви.
Среда обитания.
Размножение плоских червей.
Роль плоских червей в экосистемах (на домашнее изучение)
4. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
Нелюбовь к червям определяется многими причинами. И тем, что они могут быть паразитами человека и вызывать болезни, и тем, что о червях просто очень мало знают. Давайте познакомимся с ними поближе. А что вы знаете о червях?(учитель записывает на доску знания учащихся).
А знаете ли вы, почему мы их так называем?
Оригинальное название червей на латыни звучит как «Vermes». Однако в русском языке мы привыкли называть такой тип животного царства червями. Происхождение же современного слова червь имеет свои корни в праславянском языке, где подобные существа назывались «
·ьrvь». На русский язык такое понятие можно было примерно перевести, как «красная нить». И здесь прослеживается сходство, ведь нередко черви имеют розоватый, даже красноватый оттенок. А их схожесть с нитью или веревкой очевидна. Вот так и произошло название червей.
К типу относится около 25 тыс. видов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Часть из них свободноживущие хищники, обитающие в морях и пресных водоемах, другие паразиты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] животных и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], вызывающие различные заболевания. Размеры тела червей от долей миллиметра до 10 м.
Работа с учебником стр. 76 Найдите в учебнике и запишите в тетради классы т. Плоские черви. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] включает три класса: Ресничные, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и Ленточные.(слайд 5)
Рассказ учителя.
Класс делится на пары и получают задания(правый ряд находит признаки, а левый объясняет). Задание на слайде 6(5 мин) на подготовку ответа и 5 мин на объяснение.
1 – я пара: Общая характеристика (основные признаки класса насекомые) и среда обитания.
2-я пара :Внешнее строение
- строение тела;
3- я пара : Внутреннее строение
- пищеварительная система;
- нервная система;
- кровеносная система
- половая система
Учитель дополняет учащихся.
1.Внешнее строение.(тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) или лентовидная (у [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
2. Внутреннее строение(слайд 7) Кроме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] они имеют еще средний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] листок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Поэтому их считают первыми трехслойными животными. Наличие трех зародышевых листков дает основу для развития различных систем органов.
3.Стенку тела образует колено-мускульный мешок совокупность наружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких слоев мышц кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] способно совершать сложные и разнообразные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4.Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Она выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] состоит из двух отделов: эктодермальной передней кишки, представленной ртом и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], способной у хищных ресничных червей выворачиваться наружу, проникать внутрь жертвы и высасывать ее содержимое, и слепо замкнутой энтодермальной средней кишки. У многих видов от главных участков средней кишки отходит множество слепых ответвлений, проникающих во все части тела и доставляющих им растворенные питательные вещества. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот.(слайд 8).
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] протонефридиального типа. Через выделительные поры выводится избыток воды и конечные продукты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (преимущественно мочевина)(слайд 8)
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] более концентрирована и представлена парным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и отходящими от него продольными нервными стволами, соединенными кольцевыми перемычками. Нервные стволы образованы расположенными по всей его длине телами нервных клеток и их отростками. Такой тип организации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] называется стволовым. У всех плоских червей развиты органы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], химического чувства, равновесия, а у свободноживущих и зрения.(слайд 8)
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гермафродиты (за редким исключением). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] внутреннее, перекрестное. Кроме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и семенников), развита сложная система половых протоков, дополнительных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], обеспечивающих зиготу питательными веществами и материалом для формирования защитных яйцевых оболочек. У пресноводных ресничных червей развитие прямое, у морских с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] личиночной стадией. У паразитических червей (сосальщиков и ленточных червей) циклы развития сложные с наличием одной или нескольких личиночных стадий и сменой нескольких хозяев.
5. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась.Улыбнулась, потянулась,Раз – росой она умылась,Два – изящно так прогнулась,Три – нагнулась и присела,На четыре – полетела.
Первичное закрепление пройденного материала.
Кроссворд по теме: «Плоские черви»(приложение 1)
Работа с презентацией и учебником § 30 с. 77.
Рассмотрим жизненный цикл представителя кл. Сосальщики: Печеночный сосальщик(слайд 9), кл. Ленточные черви : свиной и бычий цепень, схематически записав цикл в тетрадь.
7. Домашнее задание §30, подготовить сообщение «Роль плоских червей в экосистемах»,
Составить сравнительную таблицу т. Плоские черви и т. Кишечнополостные.
Характеристика
т. Плоские черви
т. Кишечнополостные.
Симметрия тела
Слои
Пищеварительная система
Выделительная система
Половая система
Нервная система
Представители паразиты
Среда обитания
8. Подведение итогов урока(выставление оценок за урок)
Сегодня на уроке мы.
Урок прошел.
Мне понравилось на уроке работать....
15