Реферат «Сельская семья в условиях социально-экономического кризиса»
Министерство культуры Российской Федерации
Казанский государственный институт культуры
Факультет социокультурной деятельности
Сельская семья в условиях социально-экономического кризиса
Реферат по курсу «Семьеведение»
Выполнен Сайфутдиновой Л.В., учитель технологии,
Старошешминская СОШ, Нижнекамский район РТ
Научный руководитель –
д. соц.н. проф. Карцева Л.В.
Казань 2016
Введение
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. И вместе с тем, последние десятилетия теоретическая мысль как зарубежных, так и отечественных ученых находится под сильным влиянием сложившихся научных парадигм. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы. Со временем данные представления превратились в стереотипы, препятствующие выявлению новейших тенденций и закономерностей в развитии брачно-семейных отношений. В связи с этим анализ состояния семьи как социальной структуры в условиях трансформации российского общества является не только своевременным, но и крайне необходимым. Также интерес представляет рассмотрение семьи сельской, имеющей свою специфику и своеобразие.
Институт семьи в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после окончания второй мировой войны претерпел заметные метаморфозы. В России эти изменения стали значимыми на фоне глубокого системного кризиса. Возникли новые, по сравнению с советским периодом, семейные структуры, перераспределились акценты в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно меняется позиция в отношении числа детей, а более всего – в таком важнейшем проявлении брачно-семейных отношений, как моногамия. Все метаморфозы, возникшие в условиях социально-экономического кризиса, не обошли стороной и Российскую сельскую семью.
Семья и общество в условиях кризиса
Современные социологи едины в понимании зависимости семьи от общественного строя, что означает одно: каково общество, такова и семья.
Проблемы семьи определяются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых стран, так и спецификой переживаемого исторического периода его развития, суть которого в системной трансформации общества и переходе его на рыночные отношения. Трансформационный период сопровождается острым экономическим кризисом, политической нестабильностью, изменением нравственно-этических основ жизнедеятельности личности, которые оказывают решающее влияние на состояние института семьи.
Конец двадцатого столетия стал для России временем не только трансформации базовых социальных институтов, включая институт семьи, но и периодом, когда заметно изменился менталитет россиян. Люди почувствовали себя более европейцами, чем были таковыми на самом деле, разрешили себе делать то, о чём раньше и не думали в условиях, когда слом традиций не сулил ничего хорошего.
В настоящее время россияне оказались в социальном, политическом, культурном и информационном пространстве, в котором исчезла ясность, а социальные вызовы нарастают. СМИ сулят людям сладкую жизнь, забывая о реальных возможностях кризисного общества.
В ситуации нарастания деструктивных тенденций - хронической депопуляции, минидетности, преобладания темпов разводимости над брачностью, высокого уровня детской смертности, неудовлетворительного состояния здоровья репродуктивной части населения, наркотизации, алкоголизации, экзистенциального вакуума представляет большой интерес анализ именно сельской семьи, как отдельного социума, отличного от городского, со своими полюсами и минусами.
Более того, ввергнутая в стихию системного кризиса, семья оказалась мобильнее и гибче, чем можно было ожидать. Она сумела приспособиться к тотальному падению уровня жизни и в основе своей сохранить собственную сущность — кровно - родственные отношения, взаимную ответственность родителей и детей, а также супругов, способность к ведению домашнего хозяйства, как в городских, так и в сельских условиях.
И вместе с тем проблема будущего семьи далеко не снята. Некоторые ученые предрекают ей полный крах, исчезновение как социальной структуры. При этом не уточняется, о каких типах семей идет речь - обо всех либо об определенных типах. Между тем сегодня ясно лишь то, что в современном российском обществе фактически исчезает тип многодетной семьи и под угрозой исчезновения находится среднедетная (двух или трёхдетная) семья.
Л.В. Карцева связывает кризисные тенденции с переходом от патриархальных стандартов к новым ценностным ориентирам и утверждает, что российская семья как социальная группа будет функционировать, но в другом, обновленном виде. В своих трудах она приводит доказательства того, что семья сохраняет высокий престиж как семейная группа, утрачивая при этом свой институциональный статус в процессе адаптации к современным российским условиям.
Кроме того, важную и даже можно сказать - особенную роль играет территориальный фактор. Неодинаковы модели семьи, проживающей в городских или в сельских условиях, а значит и её перспективы в российском обществе. Городская семья являет собой структуру многообразную, вариативную, она ориентирована в большей степени на отдельного индивида и более приспособлена к социальным трансформациям. Сельская семья является структурой, на которую ориентируется не столько отдельный индивид, сколько сельский социум, в ней более заметно влияние традиций, в связи с чем она рассматривается как самостоятельная социальная структура.
Таким образом, сельская семья имеет иную специфику, нежели семья городская:
Сельская семья представляет собой социальный институт, выступающий элементом структуры сельского социума и являющий собой комплекс формальных и неформальных норм, одни из которых (формальные) укоренены в сознании сельских жителей, тогда как другие (неформальные) всё более отчётливо закрепляются в их поведении.
Институту сельской семьи как подсистеме института семьи присущи его основные характеристики, с одной стороны, а с другой - черты, характерные для сельского социума, что определяет амбивалетность его существования, выражающуюся в симбиозе современности и патриархальности в сознании членов семейных групп.
Адаптированность современной сельской семьи к условиям социальных реформ определяется как объективными, так и субъективными факторами. К числу объективных факторов можно отнести прежде всего место жительства (райцентр или село), уровень экономического развития поселения, а также социально-демографические характеристики семьи. Среди субъективных характеристик - её интересы и потребности, социальные установки, нормы и ценности.
Базовый (наиболее распространённый) тип сельской семьи представляет собой семью нуклеарную, малодетную (двухдетную), тяготеющую к среднедетности (трёхдетности), с традиционной ментальностью и демонстрацией эгалитаризма как признака современного образа жизни, что не позволяет отнести данный тип в полной мере ни к традиционному, ни к современному.
5. Среди тенденций, характеризующих направленность процессовмодернизации сельской семьи, выделяются тенденции преобладание семейного самоуправления над социальным управлением, включения членов семьи в рыночные отношения, дифференцированной адаптации к рыночным условиям, доминирования родственных отношений над супружескими, сохранения высокого престижа родительства.
Крестьянский корень России
Таким образом, семья - один из важнейших институтов социума, которому перестройка и последующие реформы нанесли очень сильный удар. Для понимания проблемы необходимо иметь в виду тот факт, что чуть ли не до середины XX века Россия оставалась крестьянской страной. Крестьянская семья была самой косной и традиционной, наименее подверженной изменениям. Главную роль в регулировании семейных отношений в крестьянской семье играли обычаи и традиции. Из источников четко вырисовывается крестьянский взгляд на семью как на непременное условие жизни каждого крестьянина. Семейно-брачные отношения находились в поле зрения всего сельского общества и зависели от общественного мнения. Только женатые люди имели голос на сельских сходах, могли получить землю, завести хозяйство, для которого необходимы и мужские и женские руки. В силу этого в русской деревне вплоть до начала XX века сохранялся высокий уровень брачности. В 1917 году крестьянство в России составляло свыше 100 млн. чел. из общего числа в 140 млн. населения. Однако с конца 20-х годов, с началом коллективизации и индустриализации численность сельского населения России начинает неуклонно снижаться. И вплоть до 90-х годов XX века в стране продолжалась экстенсивная урбанизация, выражавшаяся в постоянном увеличении численности и доли городского населения. Например, за период между всеобщими переписями населения в 1979 и 1989гг. доля сельского населения снизилась с 30,7% до 26,4%. Городское население, соответственно, выросло с 94,9 млн. до 107,9 млн. человек. Ежегодный прирост его составил 1,37%. В 90-х годах XX века перестроечные процессы привели к многочисленным кризисам в разных сферах общественного устройства, которые, в первую очередь, сильно затруднили жизнь в городе. Этим и объясняется, что указанные тенденции резко изменились. Городское население стало сокращаться, а сельское — расти. В этот же период уровень смертности населения начинает превышать уровень рождаемости, и население страны стало сокращаться. В течение нескольких лет потери стали выражаться шестизначными цифрами. Общие события и тенденции в стране отражаются и в сельской жизни. В 1991-1992 гг. главной причиной изменений в численности сельского населения были административно-территориальные преобразования, способствовавшие быстрому росту сельского населения в стране. На 1992 г. приходится также максимум миграционного прироста, сельское население увеличивается в основном за его счет. Начиная с 1994 г. люди начали постепенно адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, городская жизнь вновь становится более привлекательной. Соответственно прекращается отток городского населения в сельскую местность.
Итак, российская семья в начале XXI века с социально-демографических позиций выглядит следующим образом- это семья, состоящая в среднем из 2,7 человек в городе и 2,8 человек на селе. Это преимущественно городская семья где проживает 73 % населения России, на селе живут только 27 % россиян.
Таким образом, наиболее распространённый структурный тип российской семьи — семья городская, нуклеарная, состоящая из трёх человек, мононациональная, немолодая, малодетная, основанная на законном браке.
Значительные сложности, затрудняющие оценку истинного положения сельского жителя и его семьи, относятся не только к динамике населения и ее причинам, но и к самому труду селянина. В отличие от советского периода в аграрном секторе экономики сегодня появились различные формы собственности, (государственная, кооперативная, частная, акционерная, смешанная и т.д.), формы хозяйствования на земле (кооперативные, государственные, фермерские хозяйства) и формы организации производства (арендные, подрядные, семейные и т.д.); виды и способы хозяйствования на земле. Кроме того, труд аграрника, становясь независимым и самостоятельным, все больше включается в рыночные отношения. Точка отсчёта для современной российской семьи, как и для других социальных институтов, - начало 90-х годов прошлого, XX века. С одной стороны, общество жило радужными иллюзиями и неоправданной эйфорией перехода к открытому обществу, а с другой - мощнейшим социально — психологическим шоком от осознания ухудшения условий жизни для широких слоев населения.
В середине 90-х годов стали нарастать критичность и неудовлетворенность, сменившиеся к концу века ощущением острого кризиса, обусловленного резким снижением уровня жизни, сокращением производительности труда по сравнению с дореформенным уровнем, упадком экономики. Натуральное семейное хозяйство стало как производительной, так и потребительской единицей, где разделение труда естественно и оправданно. Ситуация такова, что нарастающие трудности и деструктивные тенденции в обществе и экономике грозят превысить защитные и самовосстановительные функции семьи.
Материальная обеспеченность семьи на селе
Надо сказать, что, хотя в числе основных источников постоянных денежных доходов сельских жителей называют заработную плату, однако, она в сельскохозяйственном производстве кратно ниже таковой же работников промышленности, а во многих регионах - ниже уровня прожиточного минимума. Поэтому фундаментальную основу выживания людей составляет личное хозяйство. Работа в той или иной формальной организации выполняет подсобную функцию. Домашнее хозяйство носит практически натуральный характер. Подавляющая часть продуктов домашнего хозяйства присваивается в натуральной форме. Единственно значимой формой товарноденежных отношений является реализация некоторой части продукта через частных скупщиков. Но и эта практика характерна лишь для небольшой части семей. К сожалению, в результате реформ положение сельского труженика отнюдь не улучшилось, а наоборот. И так далеко не простая его жизнь значительно осложняется безработицей. Уровень ее в сельской местности более чем в 1,5 раза выше, чем в городе. Начав расти с первых лет перестройки, положение, в сущности, не изменилось и в настоящее время. Ни для кого не секрет, что у сельского жителя доход в разы ниже, чем у городского. Зарплата, и без того едва ли не самая низкая, не выдается месяцами. Развал царит в хозяйствах (бывших совхоза, колхозах) — сокращаются посевные площади, падают надои, снижается урожайность. Попытки внедрить рыночные отношения пока не принесли ничего хорошего сельскому жителю. Если раньше умирали только неперспективные поселения, то теперь, похоже, на ладан дышат уже и крупные деревни: закрыты многие клубы, медпункты, распродана или растащена бытовка.
Все вышесказанное свидетельствует о резком увеличении доли малообеспеченных среди сельских жителей.
Ныне на селе появились как семьи предпринимателей, фермеров, так и семьи, в которых родители безработные. С новыми «рыночными» проблемами неожиданно столкнулись многодетные родители. У молодых возникли трудности с жильем, трудоустройством, рождением «незапланированных» детей. Пенсионеры тяжело переживают состояние одинокой старости, обреченности, социальной ненужности, страдают из-за невнимания со стороны близких. Свои сложности у неполных семей.
Расслоение семей по уровню доходов порой отрицательно сказывается на психике растущего человека, его нравственных ориентациях. Одинаково опасны для духовности нации как безнравственная психология подрастающего торгаша («деньги могут все»), ведущая к вседозволенности, нетрудовому образу жизни, так и рабская психология люмпена — человека социально инертного, привыкшего к полунищенскому существованию и иждивенчеству.
Сельской семье сегодня очень трудно. Причины разные: экономические, психологические, бытовые, медицинские, педагогические. Но во всех случаях тяжесть решения социальных проблем государство стремится переложить на семью. Родители это чувствуют, видя, как падает их жизненный уровень.
Стабильность сельской семьи зависит от того, имеют ли взрослые обеспеченную в материальном плане работу. Развал многих совхозов и колхозов (основных работодателей деревни), закрытие промышленных предприятий обострили проблему самовыживания. Ныне безработный человек, особенно семейный, попадает в стрессовую ситуацию. Когда в доме не хватает необходимых вещей — одежды и обуви, еды на столе, — то все это может стать источником взаимных упреков, недовольств, а порой и трагедий. Многие семьи (особенно неполные, где есть дети, престарелые, инвалиды) пользуются денежными выплатами, но это, как правило, незначительные суммы, а свои возможности они реализуют в области так называемой вторичной занятости, т.е. в сфере переобучения, подработки.
Отрадно, что государство заботится о семьях, оказавшихся в экстремальной ситуации. Однако система экономической поддержки имеет сегодня и негативную сторону: она может вызвать иждивенческие, потребительские настроения. Кто-то отказывается от алиментов, не работает, а получает пособие. Нередко женщины (те, что не прочь выпить) увольняются с работы, забирая ребенка из дошкольного учреждения, чтобы посвятить себя его воспитанию. Результат может быть плачевным: брошенные, ненакормленные дети, стремящиеся при первой возможности убежать из дома, заняться бродяжничеством. Работники социальных служб отслеживают подобные тенденции и стремятся предотвращать их.
Репродуктивная составляющая сельской семьи в условиях кризиса
Экономическая сфера налагает отпечаток и на функционирование другой важнейшей сферы - репродуктивной, хотя поведением сельской семьи в этой важнейшей сфере управляет комплекс различных сложных и тонких мотиваторов. Сегодня рождение ребенка автоматически отбрасывает значительную часть российских сельских семей в разряд малообеспеченных. Дети становятся «предметом социальной роскоши»: их содержание, воспитание и образование в соответствии с современными стандартами оказываются по средствам только высокодоходным группам населения.Снижение рождаемости по социально-экономическим причинам оценивается в 10 - 15% от общего уровня его падения.
Культурно-нравственные ценности сельского социума
Изменилось наше общество, порушились ценностные ориентации людей, иной стала семья. Суть современной морали уже не ограничивается общественно-коллективистической направленностью. Вектор направленности сменился, но не сказать пока, что к лучшему. Отрадно лишь то, что человек все больше осознает себя свободной, независимой, самоценной личностью.
Все больше утверждается значимость семьи в системе жизненных ценностей людей, осознается необходимость опираться в жизни на свои собственные силы, крепнет стремление к самореализации. Видимо, можно согласиться с предположением о том, что в «нравственном сознании россиян будет и дальше возрастать значимость сугубо личностных ценностей за счет коллективистских, общественных».
Сегодня многие семьи отличаются друг от друга по отношению к главному нашему достоянию — к духовности: культ денег стал кумиром у одних, а стремление хоть как-то выжить — у других. Одни желают взять от жизни все, другие хотят посвятить свою жизнь детям, семье, другим людям, Отечеству. Ценности взрослых, а они порой диаметрально противоположны, определяют семейную индивидуальность, личностное своеобразие человека.
Безработица, ухудшение состояния здоровья людей, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей — все это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях взрослых и детей. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения, чего не могут восполнить ни радио, ни телевидение, ни газеты, доступность которых, кстати говоря, резко сократилась. Все это формирует у сельчан чувство дискомфортности и социальной заброшенности в этом изменившемся мире. Организуя различные праздники, встречи людей разных поколений, семейные чтения, социальные педагоги таким путем стремятся избавить людей от информационной блокады, вывести из состояния потерянности.
В сельской семье, как и городской, осознается необходимость подготовки детей к социальной самозащите. Делается многое для того, чтобы ребята решали задачи, связанные с поиском выхода из возникших затруднений, естественно опираясь на советы и поддержку взрослых. И вот здесь-то возможны сложности. Одна из них вызвана тем, что опыт старшего поколения уже не соответствует новым социальным отношениям. Недостаточный уровень культуры, слаборазвитая инфраструктура образовательных учреждений на селе не позволяют многим адаптироваться в современных условиях рынка и конкуренции.
Сельская среда не имеет должных условий для нормального развития художественных, музыкальных, умственных и физических способностей ребенка. Не способствуют этому и участившиеся случаи закрытия дошкольных учреждений. Неорганизованный досуг, беспризорность, незанятость детей — все это осложняет положение семьи, усиливает криминогенность сельской среды. Именно поэтому содержательный досуг всех категорий населения становится важным участком профессиональной деятельности социальных педагогов.
Вряд ли трудности, переживаемые сельчанами, ведут к распаду семей со стажем. Сельская семья стабильна. Сельские женщины, как правило, превосходят городских в умении переносить трудности жизни.Сельские молодые люди рано вступают в брак, причем прежде всего по любви. Однако браки не всегда прочны.
Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться.
Родители и дети
Американские социологи Эренсбург и Кимбалл изучали жизнь крестьян западной Ирландии. Они описали, что в крестьянских семьях существуют писаные и неписаные брачные соглашения, определяющие экономическое положение, владение землей, родственные связи и социальный статус людей. Если родители живут достаточно долго, они получают пенсию по старости. Она предоставляется после того, как они передают свои фермы сыну или дочери. Это осуществляется также по случаю женитьбы сына. Отец оставляет для себя и своей жены комнату и возможность пользоваться кухней, их обеспечивают всеми продуктами. Эти условия подробно обсуждаются в процессе сватовства, и родители невесты охотно соглашаются, понимая, что речь идет о последнем этапе жизни фермеров. Если невестка получает надлежащие наставления от своей матери, то сразу же по прибытии в дом мужа она тактично исполняет все указания свекрови, которая по-прежнему чувствует себя в доме хозяйкой, словно капитан на корабле. Если бы невестка посмела ей перечить, ее ждало бы множество неприятностей".
На основе таких соглашений жена входила в семью мужа. Ферма, дом и предметы домашнего обихода передавались от отца к сыну. Пока отец был жив, он полностью управлял делами всей семьи. Например, когда местный уполномоченный по земельным вопросам распределял работу, она поручалась пожилым мужчинам, хотя на деле ее выполняли их сыновья. В день зарплаты "старики" приходили получать деньги, заработанные сыновьями.
Отец руководил и другими сторонами жизни своих сыновей. "Мальчики" 45 и 50 лет осушали поля или продавали скот на ярмарке под руководством отца, который принимал все решения. Как пожаловался один из мужчин, "пока старик жив, я вечно остаюсь мальчиком". Но, несмотря на подобные жалобы, вся система этих отношений была хорошо отработана, "мальчики" и "девочки" успешно приспосабливались к требованиям крестьянской семьи и справлялись со своими обязанностями. С младенчества до 7 лет все дети находились под постоянным присмотром матери, работавшей по дому или в поле. Они чувствовали ее поддержку, заботу и любовь. После первого причастия в возрасте 6-7 лет проводилось четкое разделение между мальчиками и девочками, что оказывало влияние на их жизненный опыт. Мальчики начинали работать на ферме вместе с отцами и старшими братьями. Девочки оставались дома со своими мамами или другими старшими женщинами — членами семьи. Их учили ухаживать за домашними животными, работать в саду и выполнять другие дела по дому. Молодые девушки и женщины выполняли эту работу под руководством старших.
Четкое разделение труда по половому и возрастному принципам не изменялось и после вступления в брак. Отцы по-прежнему считали своих женатых сыновей "мальчиками", а замужние женщины обычно находились под контролем свекрови. Брак также предусматривал обязанности супругов по отношению к другим родственникам. При вступлении в брак каждый из них брал на себя обязательства своего супруга или супруги по отношению к членам семьи или дальним родственникам. Согласно ирландскому обычаю "дружелюбия", детей посылали помочь родственникам собрать урожай или провести семейное торжество. Даже самые дальние родственники могли рассчитывать на кров и пищу. В то время как исполнение общепринятых традиций "дружелюбия" вознаграждалось похвалой, невыполнение обязанностей вызывало осуждение и часто наказывалось.
Отечественные социальные педагоги села с тревогой говорят о безразличии, равнодушии многих родителей к судьбе собственных детей, о резком снижении роли отцов в их воспитании. Все больше и больше семей попадают в категорию «группы риска». Трагедия современного села — семьи, где родители пьют. Страшно это социальное явление, ибо ведет к нравственной и физической деградации общества. Социальная помощь больным, страдающим злоупотреблением алкоголем, становится важнейшей функцией социальных служб на селе.
Горько осознавать: сегодня и в сельской местности участилось число случаев, когда родители невольно толкают ребят на путь преступлений. Достойна сожаления и возмущения ситуация, когда взрослые вынуждены идти на то, чтобы дети превращались в источник доходов. Их могут отправить торговать спиртным, порнографией и даже заниматься проституцией. Самые близкие люди, родители, пытаются заработать на собственных чадах, а если не получается в этом бизнесе, то могут изгнать из дома или превратить их жизнь в кромешный ад. Подростки, которые нигде не учились или бросили школу, - страшный упрек нашей действительности. Честь и хвала тем социальным педагогам, которые стремятся предупредить или предотвратить подобные явления.
К числу бед, которые коснулись и сельской семьи, отнесу неуважение к старости, людям преклонного возраста. Родственное вымогательство как социальное явление порождено сегодня рыночной стихией. В одной из российских деревень мне случилось видеть, как взрослый, неработающий сын обирал одинокую мать-пенсионерку. Предотвратить нравственную деградацию личности, сберечь семью от социального конфликта поколений - важнейшая задача социальной работы на селе.
Сегодня культурные запросы, потребности большинства сельских семей незначительны. Образовательный уровень сельчан гораздо ниже, чем у горожан. Отсутствие возможностей для удовлетворения культурных запросов нельзя считать причиной особого дискомфорта сельской семьи. Скорее сказывается привычка к такому образу жизни, когда ограниченность культурной жизни становится нормой. И зачастую заработанные в результате сверхусилий финансовые средства идут на удовлетворение не духовных, а материальных запросов. Понятно, родители предпочитают накормить, одеть, обуть ребенка, купить вещи, нужные предметы. К сожалению, сельским людям негде послушать музыку, посмотреть спектакль, пообщаться в культурном обществе, провести семейный вечер в приличном заведении, незачем нарядно одеться. Едва теплится прежняя культурно-образовательная, физкультурно-оздоровительная работа, в результате которой дети получали «путевку в жизнь».
Но вопреки всему:
Общественные невзгоды сегодня особенно коснулись семьи. Как отреагировала нормальная сельская семья на рост цен, безработицу? Обнаружилось, что многие селяне расширили свое подсобное хозяйство, обзавелись домашним скотом, разумно используют лето, чтобы сделать заготовки на зиму. Совместный труд членов семьи стал лучшим средством в борьбе с бедностью, нуждой, незанятостью. Верно говорят: работа держит в узде великие беды — скуку, порок и нужды. Благодаря домашнему труду сельские дети постигают технологию трудовой деятельности, уважительно относятся к людям. Но что делать с монотонностью, однообразием, тяжелыми условиями крестьянского труда? Все это вряд ли способствует вхождению свободного человека в мир новых социально-экономических отношений.
Не смотря на надлом и кризис семейных ценностей, я уверенна в том, что именно сельская семья способствует становлению людей предприимчивых, т.е. хозяйственников, будущих предпринимателей. Здесь уместно вспомнить слова Ивана Стебута, патриарха русского земледелия: «Желаете поддержать нравственность в народе — поддержите семью; хотите сохранить в целости здоровье семьи — поддержите деревню и сельское хозяйство». Сельская семья была и остается хранительницей традиций, исторической памяти предков. Художественные ремесла — домашнее ткачество, плетение кружев, резьба по дереву, вышивание, вязание — еще живы в народе. Обладая несомненными воспитательными возможностями, они сегодня используются и как средство для существования и как способ самообеспечения. А так же сельская семья по-прежнему сильна родственными связям. Не забыто и понятие «Отчий дом». Если дочери и сыновья живут в райцентре, поселке, городе, то чаще, чем горожане, навещают стариков родителей, проживающих в отдаленных деревнях, помогают по хозяйству, «подбрасывают» внуков, не забывают о помощи в период сезонных работ, помогают материально.
Выводы
Таким образом, становление, функционирование и развитие сельской семьи в решающей степени обусловлено процессами социально-экономического, традиционно-культурного, конкретно-исторического характера, которые протекают несколько различно в городе и сельской местности. Сельская семья все же сохраняет некоторые признаки традиционной семьи с производственно-семейным принципом организации жизни. Основной экономической единицей во многих сельских семьях выступает семейное домохозяйство, где все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. В таких семьях сильна система ценностей фамилизма: долг, семейная ответственность, ценность детей как залога благополучной старости родителей, доминирование авторитета родителей и родственников. Вместе с тем внесемейная мобильность детей в сельских семьях значительно отличается от традиционной. Дети все реже стремятся наследовать социально профессиональный статус родителей, и их жизненные планы - вне пределов села - не всегда совпадают с планами родителей. В сельской местности медленнее происходят изменения, связанные с последствиями «бытовой революции». Бытовая техника, предназначенная для улучшения быта и облегчения домашнего труда, остается зачастую недоступной для большинства сельских семей по причинам дороговизны. Вследствие этого, члены семьи много свободного времени тратят на так называемую домашнюю работу. В селах зачастую отсутствует сеть дошкольных и школьных учреждений, система общественного питания и здравоохранения. На селе, как и повсеместно, наблюдается тенденция к увеличению количества нуклеарных семей; снижается количество многодетных семей, увеличивается процент малодетных, бездетных и неполных семей. Но эти процессы происходят несколько медленнее, чем в городе. Огромное влияние, на сельскую семью оказывает город, особенно в той социально-демографической ситуации, которая имеет место сейчас. Некоторые стороны городского образа жизни и его нравы подтачивают устои сельской семьи и приводят ее к дестабилизации. Общие тенденции в репродуктивной и сексуальной сферах семейной жизнедеятельности сохраняются и на селе, однако и здесь отмечаются свои особенности, обусловленные спецификой сельского образа жизни. Есть значительные отличия в социализации членов сельской и городской семьи. Совокупность фактов различных сторон жизни сельской семьи, свидетельствует о том, что она находится на стадии перестройки, надлома. Нет сомнения в том, что происходящие в стране процессы подтачивают ее устои, снижая уровень не только ее экономического благосостояния, но и разрушая ее культурно-нравственные ценностные ориентации. Нельзя делать вывод о ее безнадежной деградации, но она вполне возможна. Во всяком случае, вывод о том, что она нуждается в срочной и серьезной помощи со стороны государства, представляется несомненным. Ему пора вспомнить, что сельский труженик, крестьянин во все века составлял и составляет сейчас становой хребет любого государства. При всех перестройках, реформах, реконструкциях и трансформациях он должен кормить страну. Если, конечно, она самодостаточна и хочет оставаться таковой и впредь.
Список литературы
1. Антонов А. И. Семья, рыночная экономика, государство: кризис социальной политики // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. – 1999.
2. Бестужев-Лада И. В. Современная семья и ее проблемы // Вопросы философии. – 1979.
3. Бондарь Л. Семья: прошлое и современность // Бондарь Л. Введение в скаутинг: книга для родителей и для других взрослых. – Женева, 1990.
4. Голод С. И. Будущая семья: какова она? (социально-политический аспект). – М.: Знание, 1990.
5. Громыко М.М. Семья и община в традиционной культуре русских крестьян XVIII -XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.
6. Гурьянова М.П. Сельская семья и общество // Педагогика. - 1995.
7. Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Дис. докт. социол. наук. Казань, 2001 8. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003
9. Комаров М. С. Введение в социологию. – М.: Открытое общество, 1994.
10. Медведев А.В. Социальное развитие деревни (1917-1920) и эволюция концепций кооперирования крестьян // Социс. 1999. 11. Симагин Ю.А. Соотношение городского и сельского населения в России // Социс. 2003.