Презентация по русскому языку на тему: Фразеологизмы.Употребление фразеологизмов в речи (10 класс)
В отличие от свободного сочетания слов у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом «Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека. «Сесть на шею» — быть обузой для другого человека. «Водить за нос» — обманывать. «Тянуть кота за хвост» —надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Не разлей вода» —дружные ребята. «Витать в облаках» — мечтать. «Море по колено» — ничто не страшно. «Мухи не обидит» — кроткий человек. «Как две капли воды» — очень похожи друг на друга. 1. Устойчивость2. Воспроизводимость3. Целостность значения Зарубить на носу – запомнитьКак в воду глядеть – предвидетьЗа милую душу – охотно Тёртый калач – стреляный воробейНепочатый край – раз-два и обчёлсяПустить петуха (поджечь)Пустить петуха (фальшиво спеть ноту) Нейтральной (время от времени, находить общий язык, от мала до велика)Возвышенной (хлеб насущный, краеугольный камень)Просторечной (содрать три шкуры, воротить нос, семь пятниц на неделе) Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения. Они возникли на базе свободных словосочетаний в результате метафорического переосмысления: например, сматывать удочки, в мутной воде рыбу ловитьФразеологизмами стали обороты разговорно-бытовой речи – с гулькин нос, в сорочке родился Обычно фразеологизмом становится часть пословицы или поговорки. Старый воробей (Старого воробья на мякине не проведёшь), собака на сене (Собака на сене лежит, сама не ест и другим не даёт). Без знания самой пословицы такой фразеологизм не совсем понятен Многие выражения из произведений художественной литературы стали фразеологизмами.Свежо предание, а верится с трудомСчастливые часов не наблюдают (А.С. Грибоедов)Бедность не порок (А.Н. Островский)Человек в футляре (А.П. Чехов) Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после принятия христианства. Чаще всего они имеют книжный характер, придают речи возвышенность, торжественность.В их состав могут входить устаревшие слова. Например, ищите и обрящете – «ищите и найдёте», как зеницу ока, на сон грядущий С греческими мифами связаны такие выражения: Ахиллесова пята (уязвимое место, слабая сторона) Авгиевы конюшни (очень загрязнённое место, запущенность в чем-либо) Гордиев узел (необычное решение трудного вопроса) В стародавние времена у древних евреев существовал обряд отпущения грехов, во время которого священник возлагал свои руки на голову живого козла и этим действием как бы перекладывал на животное грехи всего народа. После церемонии козла изгоняли в пустыню. Это тоже евангельское выражение. Слова «царство мое не от мира сего» принадлежат Иисусу.Применяется к людям, погруженным в мечтания, блаженным, чуждающимся забот о реальном, хотя в Новом Завете оно имеет несколько иное толкование. В основе образности фразеологизмов лежат различные приёмы, например: гипербола (преувеличение) – живого места нет, пушкой не прошибёшь Литота (преуменьшение) - от горшка два вершка (вершок-старинная мера длины=4,4 см), тише воды, ниже травы Стили речи:ХудожественныйПублицистическийРазговорный 1. Искажение смысла (на выпускном вечере мы спели свою лебединую песню)2. Нарушение состава: включение лишних или исключение необходимых слов. (главный гвоздь программы) 3. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито-крыто белыми нитками)4. Искажение лексического состава, замена слова (Не мудрствуя долго (надо «…лукаво») 1) капля в море, сколько душе угодно2) воспрянуть духом, повесить голову3) выеденного яйца не стоит, цены нет4) как две капли воды, как с гуся вода 1) капля в море, сколько душе угодно2) воспрянуть духом, повесить голову3) выеденного яйца не стоит, цены нет4) как две капли воды, как с гуся вода Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаныДуша уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашкуВыжимать соки, драть шкуру, тянуть жилыПрощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаныДуша уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашкуВыжимать соки, драть шкуру, тянуть жилыПрощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так. Что руки отваливались. Хотел ведь пораньше уйти – куда там! Наш бригадир тут как тут. Нос к носу столкнулись. Он у нас калач тёртый. К нему просто так на козе не подъедешь. За прекрасные глаза платить не будет. Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так, что руки отваливались. Хотел ведь пораньше уйти – куда там! Наш бригадир тут как тут. Нос к носу столкнулись. Он у нас калач тертый. К нему просто так на козе не подъедешь. За прекрасные глаза платить не будет. Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну)Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение? что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну) Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться. Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно. Душа в пятки… . Без …в голове. Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … Мерить на свой … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Отольются волку овечьи …Гусь свинье не … Все сегодня работали засучив рукава Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.