Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15
города Новоалтайска Алтайского края»
«Химические вещества в повседневной жизни человека»
Учебная программа элективного курса
для учащихся 9-х классов
Прихожая Татьяна Владимировна,
учитель химии
Новоалтайск
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» предназначена для учащихся 9-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.
Цели курса:
создать условия для повышения интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения;
создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания;
развивать творческие способности учащихся;
Основная концепция курса заключается в:
единстве веществ природы и их связью с повседневной жизнью;
соединении знаний химических законов с практической направленностью;
выходе знаний курса на уровень составления проектов, презентаций, проведения школьных конференций;
самостоятельном ориентировании в выборе будущих профессий;
обучении работе с источниками.
Программа рассчитана на 16 часов с учетом 1 часа в неделю и включает два этапа:
изучение теоретического материала;
практическая часть.
Материал отбирался и структурировался с учетом принципов: самоактуализации, индивидуальности, субъективности, выбора, творчества и успеха.
Основной метод: исследовательский и частично – поисковый.
Ведущей формой работы является самостоятельная работа в индивидуальной форме, в парах, в малых группах.
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, карандашах, об экологических проблемах чистоты воды;
Учащиеся должны уметь:
проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию ее кристаллов, дистилляции воды;
определять химические свойства различных пирофоров, соблюдая правила техники безопасности;
выявлять причинно-следственные связи между химическими процессами;
иллюстрировать ответ схемами, рисунками;
вести наблюдения;
описывать результаты наблюдения;
работать с литературой, Интернетом;
составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам; представлять их на школьной конференции;
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Какие виды деятельности возможны
реферат о жизни и деятельности ученых-химиков;
устное общение с последующей дискуссией;
проведение и оформление практической части;
оформление проектов, слайд-презентации.
Какие виды работ могут учащиеся выполнять
На выбор любые две из названных выше.
Какова доля самостоятельности ученика
Учащиеся могут выбрать:
объект изучения (деятельность ученого-химика);
литературу, по которой они будут готовить собственные работы;
вид отчетной работы из предложенного перечня.
Каковы критерии успешности
Ученик получает зачет при условии:
выполнении не менее двух обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются (за любой из названных дополнительных условий):
инициативно качественно выполненное задание, помимо обязательных;
использование Интернет-технологии;
инициативную публичную презентацию своей работы в школе.
Каким образом работы будет фиксироваться динамика интереса
Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ.
Какова форма итоговой отчетности
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.
Формы и методы контроля
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемой теме, оценивание сообщений и качества выполняемых практических работ);
зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных заданий);
обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
Введение.
1
1
Вода.
2
Лекция. Сообщения учащихся. Просмотр видеофильма «Вода – жизнь». Практическая работа.
2.
Поваренная соль.
1
Семинар. Сообщения учащихся. Практическая работа. Тест.
3.
Спички.
1
Лекция. Работа с CD. Практическая работа.
4.
Бумага.
1
Семинар. Тест. Анкетирование.
5.
Карандаши и акварельные краски.
1
Лекция. Сообщения учащихся. Собеседование.
6.
Стекло.
1
Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа.
7.
Керамика.
1
Лекция. Сообщения учащихся.
8.
Химия и медицина.
1
Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа.
9.
Химические средства гигиены и косметики.
1
Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа.
10.
Полимеры и волокнистые материалы.
2
Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа «Выведение пятен с одежды в домашних условиях».
11.
Химия и окружающая среда.
1
Беседа. Решение теоретических задач с экологическим содержанием. Выступления учащихся. Анкетирование.
12.
Итоговое занятие.
2
Защита проектов.
Содержание курса
Введение.
Знакомство учащихся с целями, задачами и содержанием курса.
Тема 1. Вода.
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Тема 2. Поваренная соль.
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и ее очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Тема 3. Спички.
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Получение белого фосфора. Изучение различных свойств пирофоров. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России.
Тема 4. Бумага.
От пергамента и шелковых книг до настоящих дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практические использование.
Тема 5. Карандаши и акварельные краски.
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.
Тема 6. Стекло.
Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.
Тема 7. Керамика.
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.
Тема 8. Химия и медицина.
Лекарства и яды в древности. Антидоты. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники.
Тема 9. Химические средства гигиены и косметики.
Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие средства. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства. Декоративная косметика.
Тема 10. Полимеры и волокнистые материалы.
Полиэтилен, оргстекло, пенопласт. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин.
Тема 11. Химия и окружающая среда.
Человек и биосфера. Уровни экологических проблем. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.
Тема 12. Итоговое занятие.
Защита проектов, рефератов, презентаций.
Темы для подготовки сообщений
Чудесный мир бумаги.
«Соляные бунты» в России.
Физиологический раствор в медицинской практике.
Имеет ли вода память?
Влажность воздуха и самочувствие человека.
«Скользкая» и «мокрая» вода.
История бумажных денег.
Вода в космосе.
Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной бумаге.
Темы проектных работ
История спички.
Экологические проблемы акватории страны.
Бумага – материальный носитель различных видов искусства (презентация в программе Power Point).
Слайд-презентация «Бассейн реки».
Очистные сооружения городского водоканала.
Влияние химических факторов на смещение биосферных процессов.
Способы очистки питьевой воды.
Химия – польза или вред? (по результатам социологического опроса).
Презентация «Современные пятновыводящие средства. (Инструкция пользователю.)»
Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме.
Дезодоранты и озоновый слой планеты.
Литература и другие информационные источники
Химическая энциклопедия. Т.1. М., 1988.
Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М.: Книга, 1988.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
Лялько В.И. Вечно живая вода. Киев: 1972.
Лосев К.С. Вода. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
Розен Б.Л. Чудесный мир бумаги. М., 1990.
Химия в быту. Смоленск: Русич, 1996.
Мир химии. Санкт-Петербург, М.: М-Экспресс, 1995.
Журналы. Химия. Первое сентября.
Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М: Химия. 1998.
Макаров К.А. Химия и медицина. М: Просвещение. 1981.
Энциклопедический словарь юного химика. М: Педагогика. 1982.
Августиник А.И. Керамика. Л: Стройиздат. 1975.
Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М: Стройиздат. 1987.
CD
Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
15