Разработка урока по теме Глобальные проблемы современности





Разработка открытого урока по обществознанию
«Глобальные проблемы современности»







Разработана: Воротынцева Л. А.












Тема урока: Глобальные проблемы современности
Раздел: Современное общество
Цель урока: обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.
Задачи:
- продолжить работу по формированию представления учащихся о глобальных проблемах, показать их взаимосвязь, выделить направления решения данных проблем;
- продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения, используя имеющиеся знания в ходе обсуждения в группах;
- развивать навыки групповой работы с раздаточным материалом; учить анализировать полученную информацию, видеть предметно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать у учащихся качества толерантности и поликультурности; уважение к миру, в котором живёшь; ответственности за её будущее;
- обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем;
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Форма урока: урок-размышление
Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.
Оборудование: раздаточный материал, учебные пособия, презентации, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, бумага А4.
Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, «Север-Юг», терроризм, озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди.
Используемые технологии:
- ИКТ
- Технология развития критического мышления
Используемые методы обучения:
словесный: лекция с элементами беседы;
наглядный: показ презентации;
практический: заполнение таблицы, составление кластера;
Приемы: Приём «Корзина» идей, понятий, фактов; Лекция с элементами дискуссии; Составление кластера «Глобальные проблемы»; Стратегия «Фишбон»; «Толстые вопросы».
Межпредметные связи: география, история, обществознание, экология, ОБЖ.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- дидактические средства и методические средства: презентация лекции, методическая разработка лекционного занятия для преподавателя, таблица-схема; раздаточный материал, фотографии по теме, фломастеры, карандаши, бумага А4.
- технические средства: компьютер, видеопроектор, проекционный экран,

Учебно-материальное оснащение: учебник Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебное пособие по обществознанию – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 2009.










Изучение нового материала.
Этапы урока
Приемы и средства обучения

I Вводно-мотивационный этап
Приём «Корзина» идей, понятий, фактов
Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы

II этап. Изучение нового материала.
Что такое глобальные проблемы?
Лекция с элементами дискуссии. Составление кластера «Глобальные проблемы», Стратегия «Фишбон».
Выяснение причин появления глобальных проблем.

III этап.
Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения.
Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы «Классификация глобальных проблем». Стратегия «Фишбон»

IVэтап. Альтернативный сценарий будущего.

Лекция с элементами дискусси, вывод.

V Заключительный этап.

Приём «Толстые вопросы». Коллективное обсуждение проблемного вопроса, вывод, проверка знаний, оценка и самооценка работы учащихся, домашнее задание/


Ход урока:
Эпиграф:
«Прогресс – отец проблем».
Честертон (анг. мыслитель 19-н.20 века)
Этап урока, методы и приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I Вводно-мотивационный этап:
Приём «Корзина» идей, понятий, фактов

Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. Честертон сказал: «Прогресс- отец проблем».
- Как вы понимаете его слова?

В жизни человека возникает много разных проблем, но сегодня мы поговорим о глобальных проблемах человечества, то есть проблемах, которые приобрели планетарный характер и затронули интересы всех стран и народов.


- Что известно вам о глобальных проблемах?
- Почему тема актуальна именно в современных условиях?
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей, понятий, фактов
Ответ: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
Учащиеся заранее делятся на группы по 4 человека, распределяют роли: лидер, спикер, оформитель, податель идей.
Слушают, называют тему и цели урока: «Глобальные проблемы современности»
-Понятие
-Причины возникновения
-Классификация
-Пути решения
слайда №1.
Обсуждают проблемные вопросы в своих группах, затем каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

Отвечают на поставленный вопрос.

II Изучение нового материала. Что такое глобальные проблемы?
Лекция с элементами дискуссии




















Составление кластера «Глобальные проблемы»




Стратегия «Фишбон»

История человечества доказывает, что подобные проблемы существуют очень давно. Были и периоды редкого упадка культуры, когда люди жили еще первобытным стадом. За несколько месяцев существования на одном месте они съедали и уничтожали все, что может служить пищей. Затем уходили на другое место, и все повторялось сначала. Они полностью опустошали леса и луга. Затем, когда люди начали заниматься подсечным земледелием, они уничтожали леса, создавая себе пашню, которой пользовались лишь несколько лет. Затем землю бросали, так как она переставала давать урожай, переходили на другое место и опять уничтожали лес.
Известны случаи, когда, осушая болото, люди превращали землю в пустыню, и, наоборот, орошая поля – в болото. Люди перевозили животных в другие регионы и климатические зоны и те уничтожали флору и фауну данной местности. Примеров можно привести множество.
Но, не смотря на огромный урон, который люди наносили окружающей среде, природа всегда себя восстанавливала, она оказывалась сильнее и мудрее человека.
- Поэтому, вполне возможно, что и нынешние глобальные проблемы не так и опасны, они может быть и надуманны. Ничего страшного не происходит, Земля и сейчас справится с проблемами, как справлялась всегда?
Ответ: Но сейчас дела обстоят намного серьезнее. Ведь эти проблемы накопились и грозят гибелью человечеству.
Давайте сформулируем учебную задачу.

- Что означает слово глобальный?
(фр.global-всеобщий; от лат.globus-шар)
Итак, научное значение этого слова таково: охватывающий весь земной шар, всемирный, всесторонний, полный, всеобщий.
-Что такое глобальные проблемы?
-Каковы на ваш взгляд особенности глобальных проблем?
Давайте составим кластер по данной теме. Сейчас каждая команда вытянет карточку с проблемой, которую они будут решать в течении занятия: опасность ядерной войны, экологическая проблема, истощение природных ресурсов, демографическая проблема, проблема охраны здоровья.
·

-Почему вплоть до сер.XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?
- Что их породило?
В нижнем прямоугольнике «рыбной кости» записываем формулировку проблемы: название глобальной проблемы. В левой части «рыбной кости записываем причины, факторы, способствующие возникновению глобальной проблемы.
Слушают, отвечают на поставленные вопросы.
















Учащиеся ставят учебную задачу: доказать, что глобальные проблемы существуют, обострились в наше время и требуют решения для предотвращения гибели Земли и человечества; попробовать найти пути решения этих проблем, определить, что мы можем сделать для этого.
Каждая группа даёт своё определение, затем каждая группа составляет кластер по данной теме.
Сравнивают своё определение с определением на слайде №2.
Каждая группа вытягивает карточку с названием глобальной проблемы и составляет кластер по данной проблеме.
Обсуждают факторы, причины, способствующие появлению и обострению глобальных проблем, затем записывают факторы в левой части «рыбной кости».
слайд №3. слайд №4. в

III Классификация глобальных проблем, их характеристика, пути решения.
Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия



























Стратегия «Фишбон»


В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.
- Какие проблемы вы считаете глобальными?
Назовите их.





- По каким разновидностям можно их сгруппировать?
А теперь вы должны заполнить своей группой таблицу «Классификация глобальных проблем» на листке, а потом вместе проверим. Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы.
- Какая из них наиболее актуальна для вас?
Одним из тяжких современных преступлений стал терроризм. Он наносит огромный моральный, политический, экономический ущерб обществу, угрожает жизни многих людей.
У современного терроризма одна вожделённая цель: захват власти. И ни о каком «благе общества» здесь говорить не приходится. Сегодня самые ходовые и эффективные метолы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных людей с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран.
А о других глобальных проблемах мы узнаем из ваших выступлений.










А теперь запишем в правой части «рыбной кости» факты, аргументы, подтверждающие ваши предположения о причинах возникновения глобальных проблемах
Б.Френсис «Лучший способ избавиться от проблемы - решить её».
Проблем у человечества много и нужно их решать.
- Как вы думаете, можно ли решить проблемы каждой стране в одиночку.
Ответ: Нет, для решения проблем необходимо объединение всех стран. Но так как все проблемы связаны, решать их надо тоже в комплексе.

Продумайте и сформулируйте наиболее рациональные и эффективные пути решения вашей глобальной проблемы.
Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие факторы устойчивого развития общества.
-экологические проблемы -проблема «Север-Юг» -проблема войны и мира в современных условиях - демографическая проблема -проблема охраны здоровья -возрождение культурных и нравственных ценностей -борьба с международным терроризмом
Работа в группах: (заполнение таблицы с последующей проверкой). Слайд №5.
Отчет о работе групп.

Высказывают свои мнения, дискуссия.
Показ слайда№6.
Показ фотографий с террористическими актами в США, Беслане, Москве.
Показ слайда №7.

Выступления с докладами: экологические проблемы;
Показ слайдов № 8, 9, 10, 11.
опасность ядерной войны и локальных конфликтов;
Показ слайдов № 12,13, 14,15, 16.
«Север-Юг»
Показ слайдов № 17, 18, 19, 20,21, 22,23.
Проблема охраны здоровья
Проблема падения культуры и проблема урбанизации
Работа в группе, записывают в правой части «рыбной кости» факты, аргументы, подтверждающие предположения о причинах возникновения глобальных проблемах

Показ слайда №24.

IV этап. Альтернативный сценарий будущего.
Лекция с элементами дискуссии

Теперь ознакомимся с раз личными прогнозами развития мирового сообщества.
Глобальный прогноз – прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трёх основных направлениях:
1) пессимистический прогноз – предсказывающий в недалёком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (англ. Учёный Томас Мальтус)
2) оптимистический прогноз – считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество ещё не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию. И станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (нем. учёный Фриц Бааде)
3)нейтральный прогноз – исходящий из того, что невозможно с определённостью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (амер. учёный Пол Кеннеди)
- С каким прогнозом вы согласитесь и почему?
Вывод: существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможныж альтернатив.
Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя.
















Возникновение дискуссии.
Учащиеся подводятся к выводу.
Показ слайда №24.

V Заключительный этап.
Приём «Толстые вопросы»

Возвращаемся к проблемному вопросу: Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
- Предположите, что будет, если глобальные проблемы не будут решены?
- Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?
Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако, умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.
 А теперь давайте послушаем выступления групп по рассмотренной глобальной проблеме.

Оценивание учащихся.
На столах лежат листы самооценки и оценки урока в целом. Прошу всех заполнить оба листа, лидера группы заполнить также лист оценки работы каждого учащегося группы и сдать их мне после окончания урока.



Д.З. - реферат про одну глобальную проблему (на выбор)
Решение вопроса, мысли по поводу. Возникновение дискуссии.
Учащиеся подводятся к итоговому выводу.
Каждая группа записывает вывод в голове «рыбной кости».



Спикер каждой группы защищает свой кластер.
Учащиеся заполняют бланки самооценки и оценки урока.
Заполнение каждым учащимся листа самооценки и листа оценки урока (сдаются учителю после окончания урока)

Записывают дом.задание.


}ђ Heading 1Default Paragraph Font Table Normal
No List}ђHeading 1 Char Абзац списка* * *