Урок по теме «Глобальные проблемы современности»

Урок обществознания в 11 классе
по теме «Глобальные проблемы современности»
( в форме урока-размышления)

Учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа» Старооскольского городского округа Белгородской области Дубченко Т.А.

Эпиграф к уроку:
«Мы должны все время еще и еще раз предупреждать об опасности; мы можем и должны всеми силами добиваться того, чтобы народы мира и особенно их правительства проникнулись сознанием всего ужаса катастрофы, которую они наверняка вызовут, если не изменят своего отношения друг к другу и своего подхода к задаче построения будущего»
А. Эйнштейн.

Задачи урока:
определить, что такое глобальные проблемы современности и чем вызвано их появление;
попытаться найти пути решения глобальных проблем;
продолжить формирование умений делать выводы, высказывать аргументировано свою точку зрения.
Ход урока:
Организационный момент. Определяются задачи урока. Выделяется ключевой вопрос: Какие проблемы мы можем отнести к глобальным проблемам на современном этапе?
Практикум.
- Работа с понятием « глобальные проблемы» - это те проблемы, от которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба цивилизации.
- Учитель называет проблемы, которые относят к глобальным:
А) предотвращение угрозы новой мировой войны;
Б) преодоление экологического кризиса его последствий;
В) сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми Г) странами Запада и развивающими странами «третьего мира»
Д) стабилизация демографической ситуации на планете;
Е) охрана здоровья и предотвращения распространения СПИДа;
Ж) наркомания;
З) возрождение культурных и нравственных ценностей;
И) борьба с международным терроризмом.
Задание: расположить эти проблемы по степени значимости и необходимости решения.
3. Работа по первой выделенной проблеме: борьба с международным терроризмом.
Просмотр видеоматериалов, связанных с террористическими актами (события в Беслане). Учащиеся дают им свою оценку.
4.Анализ материалов, связанных со следующей проблемой: угрозой экологического кризиса:
работа с текстом учебника – стр. 256-258;
использование сведений из энциклопедий (материалы из книги рекордов Гиннеса, раздел «Экологические катастрофы»):
ДАННЫЕ:
1986г. – самая крупная атомная катастрофа, на Чернобыльской АЭС, заражение 280220кв. км, 1,7 млн. человек получили радиационное заражение, при ликвидации аварии погиб 31 человек, 200 тысяч было задействовано в операции, на данный момент, в общей сложности 850 тысяч продолжают жить на зараженной территории.
1957г. – в местечке Кыштым взорвался перегревшийся контейнер с ядерными отходами, в атмосферу были выброшены радиоактивные вещества, заражена территория 23 тыс. кв. км, более 30 небольших поселений в радиусе 1200 кв. км были стерты с карты СССР, 17 тыс. эвакуированы были в течение 3 лет, за 30 лет 8015 человек умерли в результате лучевого поражения.
Вопрос к учащимся: Существует ли альтернатива усиления экологического кризиса?
5. Класс делится на группы. Каждая группа учащихся работает по определенной глобальной проблеме, пытаясь найти приемлемые пути решения глобальных проблем (исходя из количества групп, разбираем определенные проблемы).
Каждая группа предлагает приемлемые пути решения проблем.
6. Обсуждение вопроса.
?Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся и появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации. Какова ваша точка зрения.
7. Учитель объясняет новое понятие – ГЛОБАЛОКАЛИЗАЦИЯ.
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
?Как вы думаете, решит ли мировое сообщество глобальные проблемы?
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание. Предложить свои пути решения тех глобальных проблем, которые не рассмотрели на данном уроке.





15