Критерии оценки качества учебного проекта
Г. С. Вараксин Пермь 2009 Г. С. Вараксин Методическое пособие Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов«Пермский краевой институт повышения квалификацииработников образования» ББК 74. 202. 4 В 18 В 18 Вараксин Г. С. Критерии оценки качества учебного проекта. Пермь: ПКИПКРО, 2009 – 36 с. Методическое пособие содержит сжатое схематичное изложение учебного материала в форме структурированного конспекта. В нем представлены критерии оценки качества учебного проекта. Данные критерии можно использовать также для анализа профессиональных информационных продуктов и интерактивных учебных ресурсов. Такой анализ позволяет оценить степень соответствия электронных учебных материалов принципам модульного и дистанционного обучения. Основное назначение пособия – систематизация знаний и умений слушателей курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования. Реализация принципов и критериев оценки качества учебного проекта, представленных в методическом пособии, обеспечивается инструментальной средой педагогического назначения, подготовленной на основе использования пакета прикладных программ MS Office. Конечный информационный продукт, разработанный в инструментальной среде, полностью совместим с системой модульного обучения и дает возможность работникам образования поэтапно внедрять эту образовательную технологию в учебный процесс. © Г. С. Вараксин, 2009© Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2009 Критерии оценки качества учебного проекта 000 КП 4 Критерии оценки качества учебного проекта КП 17 Объекты мультимедиа КП 2.3 16 Графическая информация КП 2.2 15 Вербальная информация КП 2.1 14 Сенсорные каналы в составе учебного проекта КП 2 13 Принцип инструментальности КП 1.7 12 Принцип интерактивности КП 1.6 11 Принципы обратной связи и нормирования учебного процесса КП 1.5 10 Принцип вариативности КП 1.4 9 Принципы квантования и модульности КП 1.3 8 Принцип структурирования учебной информации КП 1.2 7 Принцип системности КП 1.1 6 Принципы организации учебного проекта КП 1 5 Системный анализ учебного проекта 34 Презентация учебного проекта КП 5.7 22 Принцип пропорции и порядок КП 3.4 27 Состав проекта КП 5 18 Организация учебной среды КП 3 32 Блок управления КП 5.5 33 Пояснительная записка КП 5.6 19 Организация гиперссылок КП 3.1 31 Блок контроля КП 5.4 30 Блок формирования умений КП 5.3 29 Блок усвоения понятий КП 5.2 28 Информационный блок КП 5.1 26 Параметры учебного проекта КП 4 25 Применение цвета КП 3.7 24 Принципы равновесия и единства КП 3.6 23 Акцентирование КП 3.5 21 Размещение информации на экране КП 3.3 20 Всплывающие подсказки и встроенная помощь КП 3.2 3 Информационно-методическое и программное обеспечение модульного обучения Критерии оценки качества учебного проекта 4 КП 3 Размещение информации на экране 3 Применение цвета УЧЕБНАЯ СРЕДА ДИЗАЙН 2 Встроенная помощь 2 Всплывающие подсказки 5 Организация гиперссылок ИНТЕРФЕЙС 25 СОСТАВ ПРОЕКТА 2 Презентация учебного проекта 4 Пояснительная записка 5 Блок управления 2 Блок контроля 4 Блок формирования умений 3 Блок усвоения понятий 5 Информационный блок 15 ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА 4 Информативность 5 Адекватность образовательным целям 3 Новизна 3 Информационный объем 30 ПРИНЦИПЫ 3 Инструментальности 4 Интерактивности 2 Нормирования 4 Обратной связи 2 Вариативности 3 Модульности 2 Квантования 6 Структурирования 4 Системности 15 СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ 3 Видеоинформация 2 Аудиоинформация 2 Анимация 5 Графическая информация 3 Вербальная информация 15 КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Системный анализ учебного проекта КП 5 25 баллов 15 баллов 15 баллов 15 баллов 30 баллов 4 2 5 4 2 3 5 4 5 3 3 3 3 2 2 5 3 2 2 5 3 3 4 2 4 2 3 2 6 4 дизайн интерфейс Состав проекта Параметры проекта Учебная среда Сенсорные каналы Принципы организации учебного проекта В рейтинговой таблице представлена система критериев оценки учебного проекта, выполненного средствами MS Office на основе использования инструментальной среды педагогического назначения. В системе критериев предварительно были определены приоритеты и весовые коэффициенты по каждому параметру. Совокупность признаков профессионально выполненной работы дает возможность студентам и слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации четко определить и поставить личные цели перед началом самостоятельной работы. Качество учебного проекта определяется суммой баллов по всем критериям с учетом приоритетов и соответствующих весовых коэффициентов. Максимально возможное количество баллов – 100. Фактическое количество баллов по каждому учебному проекту будет определяться тем, насколько информационный продукт соответствует идеальным параметрам. КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 4) Принципы организации учебного проекта 6 КП 1 Для того, чтобы избежать грубых ошибок в процессе проектирования и создать качественный информационный продукт, необходимо учитывать некоторые основные принципы организации инструментальных средств обучения. Принципы неравнозначны, что отражено в весовых коэффициентах рейтинговой системы. Для реализации этих принципов необходимо четкое понимание каждого критерия, сформированное системное мышление и базовый уровень ИКТ-компетентности Реализация данных принципов обеспечивается инструментальной средой педагогического назначения, организованной на основе использования пакета прикладных программ MS Office. Конечный информационный продукт, разработанный в инструментальной среде, совместим с системой модульного обучения и дает возможность поэтапно внедрять эту образовательную технологию в учебный процесс. Критерии качества, отражающие принципы организации учебного проекта, можно использовать также для анализа профессиональных информационных продуктов и интерактивных учебных ресурсов. Такой анализ позволяет оценить степень соответствия учебных материалов принципам модульного и дистанционного обучения. КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 4) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Принцип системности КП 1.1 7 Реализация принципа системности означает, что обучающий модуль включает в себя компоненты в различных форматах и инструментальные средства, обеспечивающие возможность организации полного учебного цикла, осуществления всех учебных действий, необходимых для достижения учебного результата. В этом учебном цикле обязательно должны быть предусмотрены следующие учебные действия: восприятие и обработка информации, тренировка, контроль учебных результатов, возможность самоанализа и самоуправления учебной деятельностью. Нарушение принципа системности и неполноценность учебного цикла ведет к снижению количества баллов по этому критерию. Реализация принципа системности и модульности обеспечивает создание полноценного учебно-методического продукта, как инструментального обучающего средства, на основе применения которого возможно внедрение элементов модульного обучения в образовательный процесс. В качестве системного фундамента, на котором должно быть построено интерактивное обучающее мультимедийное гиперпространство, выступает иерархическая структура курса, представленная в виде пакета взаимосвязанных иерархических графов — логических схем основных тем и понятий курса (дерева понятий). Листья этого дерева связаны гиперссылками с другими базовыми компонентами системы: библиотекой декларативных и процедурных цифровых образовательных ресурсов (справочники, демонстрации, домашние задания, лабораторные работы, исполнители алгоритмов и пр.), интерактивными программами-тренажерами, контрольными материалами (в т.ч. системой тестирования), системой управления учебными действиями учащегося. Интерфейс интерактивной обучающей программы должен быть организован таким образом, чтобы в поле зрения ученика постоянно находилась системная картина курса, место в этой системе очередной изучаемой темы, ее ближайшие и дальние связи с другими фрагментами учебного материала. Компьютерные обучающие средства, организованные подобным образом, обеспечивают системное восприятие учащимися содержания учебного курса и способствуют развитию системного мышления, что является важной развивающей целью в цикле обучения. На основе применения подобных интерактивных программ можно построить учебный процесс в режиме активного самообразования, саморазвития, самоуправления , КП 1. Принципы организации учебного проекта (стр. 6) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Принцип структурирования учебной информации 8 КП 1.2 Структурирование учебного материала необходимое условие разработки качественных информационно-методических материалов в составе обучающего модуля. Принцип структурирования тесно связан с принципом когнитивной визуализации и реализуется в процессе проектирования опорных конспектов. При этом формируется иерархическая система взаимосвязанных интеллект-карт (слайдов), определяющих структуру учебного курса или обучающего модуля. Каждая интеллект-карта (логическая схема) является исходным учебно-методическим материалом (фундаментом) для проектирования всех остальных инструментальных обучающих средств в составе модуля. Иерархия (дерево) схем это информационная структура учебного курса, которая полностью определяет процесс создания вторичных дидактических и методических материалов. Структурирование учебного материала предполагает разделение его на автономные элементарные информационные единицы, формулирование заголовков (названий) этих элементов, установление взаимосвязей между компонентами учебной информации и построение структуры в виде иерархии информационных единиц. Принцип структурирования многократно усиливается, если в качестве информационных единиц используются логические схемы (блок-рисунки), то есть структура формируется на основе принципа когнитивной визуализации. С критерием «структурирование» тесно связаны критерии «модульность», «системность» и «квантование». КП 1. Принципы организации учебного проекта (стр. 6) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Принципы квантования и модульности КП 1.3 9 ПРИНЦИП КВАНТОВАНИЯ Квантование – это разделение учебной информации на элементарные фрагменты (учебные единицы, дозы, шаги, кадры) различного назначения (информационные, тренирующие, контролирующие, управляющие). Объем текстовой (вербальной) информации в этих фрагментах должен быть ограничен. Желательно строить учебные единицы на основе активного использования графических объектов и средств мультимедиа, учебный текст при этом должен выполнять комментирующие функции. Принцип квантования имеет прямое отношение к процессу разработки электронных обучающих модулей и тесно связан с принципом модульности ПРИНЦИП МОДУЛЬНОСТИ Принцип модульности является достаточно важным критерием оценки учебного проекта. Понятие модульности как критерия означает, что учебный курс разрабатывается как система обучающих модулей, которые, в свою очередь, состоят из модульных единиц. Каждая модульная единица включает в себя компоненты, необходимые для реализации полного учебного цикла (восприятие информации, обработка информации, тренировка, контроль, система управления учебным процессом). Принцип модульности тесно связан с принципами системности, структурирования и квантования. Принцип модульности проявляется в организации файловой структуры. Реализация принципа модульности обеспечивает максимальную гибкость в процессе разработки средств обучения. Этот эффект особенно проявляется при проектировании электронных обучающих средств. Очень удобно строить обучающий модуль как взаимосвязанную систему папок и файлов – автономных цифровых ресурсов. В этом случае можно удалять, редактировать отдельные файлы, добавлять новые компоненты в учебный комплекс без нарушения структуры образовательных ресурсов. КП 1. Принципы организации учебного проекта (стр. 6) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Принцип вариативности 10 КП 1.4 Вариативность модульного учебного курса проявляется в следующем:Учебная информация в курсе может быть представлена в трех вариантах: полном (стандартном), сокращенном (минимальном) и углубленном (максимальном). Выбор одного из вариантов производится самим учащимся на основе реальной оценки своих познавательных возможностей. Учебная среда обеспечивает различные варианты учебных действий в составе модуля (самобучение, работа в паре, групповые методы обучения, учебный эксперимент и пр.).В модульном курсе предусмотрены различные уровни и формы внешнего контроля. Выбор одного из вариантов производится самим учащимся в зависимости от личных целей, которые он ставит перед началом изучения курса.В модульной учебной среде обеспечена возможность организации индивидуальных образовательных маршрутов. КП 1. Принципы организации учебного проекта (стр. 6) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Принцип вариативности является одним из необходимых условий организации модульного обучения и реализуется в учебном проекте через блок управления, встроенный в обучающий модуль. С принципом вариативности тесно связаны принципы обратной связи, нормирования, модульности, структурирования. Реализация принципа вариативности усиливает самомотивацию учащихся на достижение учебных целей, так как предоставляет им множество возможностей выбора уровня усвоения, образовательных маршрутов, видов учебных действий, вариантов контроля и пр. Функции управления учебным процессом при этом частично делегируются учащимся Принципы обратной связи и нормирования учебного процесса КП 1.5 11 ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Понятие обратной связи является фундаментальным в кибернетике. От качества обратной связи зависит эффективность управления учебным процессом. В обучающем модуле каналы обратной связи могут быть построены в кибернетических системах «ученик – знания» и «преподаватель – учащиеся». Функция обратной связи может быть встроена в электронную рейтинговую таблицу (Excel – учет) и реализована на уровне самоанализа учащегося и внешнего контроля на уровне преподавателя. Учащийся в учебном процессе по программе модульного курса самостоятельно измеряет объем учебных действий (восприятие и обработка информации, тренировка) и учитывает результаты самоконтроля в рейтинговой таблице. На основе этих записей появляется возможность системного анализа структуры учебных действий. При этом учащиеся учатся использовать канал обратной связи и формируют у себя навыки самоуправления учебным процессом. В рейтинговой таблице также должна быть предусмотрена возможность ввода данных о результатах выполнения контрольных заданий для определения уровня усвоения знаний и умений обучаемых. Это канал обратной связи для преподавателя. ПРИНЦИП НОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Нормирование учебного процесса является заключительной стадией в процессе проектирования обучающего модуля и играет чрезвычайно важную роль для организации модульного обучения. На основе разработанных компонентов обучающего модуля можно точно определить нормативы по следующим параметрам: уровни усвоения, затраты учебного времени (с учетом вариативности), количество баллов за выполнение учебных действий, количество баллов за выполнение контрольных заданий. Нормирование дает возможность преподавателю подготовить данные, на основе которых учащиеся могут самостоятельно формировать личные цели и планировать учебные результаты. Определение нормативов возможно только на определенных этапах разработки обучающего модуля – должны быть предварительно сформулированы все учебные действия в виде записей в алгоритме учебных действий, а это возможно только после разработки всех компонентов учебного модуля. Принцип нормирования тесно связан с принципом обратной связи. КП 1. Принципы организации учебного проекта (стр. 6) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Принцип интерактивности 12 КП 1.6 ПРИНЦИП ИНТЕРАКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ: выполнение небольших по объему, несложных тренировочных учебных действий сразу после восприятия порции (фрагмента) учебной информации;двухстороннее общение пользователя с компьютером в режиме диалога;оперативную реакцию компьютера на действия человека (правильные и неправильные); выбор обучающих маршрутов и способов получения учебной информации (обучение в гиперпространстве);ручное управление компьютерной информационной моделью. MS Word – текстовый процессор. С помощью этой программы можно проектировать различные интерактивные конструкторы, электронные информационные материалы, электронные бланки, формы, фреймы, шаблоны и пр.MS PowerPoint – программа для создания презентаций. Очень удобное приложение для подготовки интерактивных меню, тестовых тренировочных заданий открытого и закрытого типов, интерактивных карт знаний с элементами когнитивной визуализации и объектами мультимедиа.MS Excel – электронные таблицы. Инструментальное средство для автоматизации вычислений, а также для создания интерактивных средств мониторинга и системного анализа учебного процесса, тестовых заданий закрытого типа. КП 1. Принципы организации учебного проекта (стр. 6) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) В инструментальной среде педагогического назначения, подготовленной на основе пакета прикладных программ MS Office, предлагается большое количество готовых интерактивных форм, шаблонов, фреймов, конструкторов, интерактивных меню, с помощью которых можно быстро создавать учебные материалы (информационные, тренировочные, управляющие, контролирующие). Инструментальная среда открытая, обеспечивает возможность модификации предлагаемых интерактивных моделей, создания новых форм и шаблонов для решения различных учебных задач. Технические возможности программ MS Office позволяют проектировать системные учебные ресурсы, реализующие принцип интерактивности. Принцип инструментальности КП 1.7 13 Принцип инструментальности – это обеспеченность педагогической технологии техническими средствами обучения. Для учебного проекта критерий «инструментальность» может иметь несколько иной смысл. Для обучающего модуля на печатной основе инструментальность – это обеспеченность специальными бланками и учетными формами, предназначенными для выполнения определенных учебных действий. Для интерактивного обучающего модуля инструментальность – это наличие в составе учебной среды электронных бланковых форм, фреймов, шаблонов, конструкторов для выполнения практических заданий, тестовых оболочек, компьютерных моделей, программ-тренажеров и пр. Принцип инструментальности тесно связан с критерием «новизна». У автора учебного проекта есть возможность проектировать новые и модифицировать действующие инструментальные оболочки и интерфейсы, необходимые для выполнения тренировочных учебных действий в соответствии с содержанием учебного курса. Реализация принципа инструментальности в процессе проектирования электронных образовательных ресурсов обеспечивает повышение эффективности учебного процесса и самостоятельных учебных действий. Наличие в инструментальной среде педагогического назначения различных форм, фреймов, конструкторов, шаблонов, бланков для обработки и преобразования учебной информации дает возможность встраивать метод проектов в учебный процесс и расширять возможности обучающего модуля в процессе эксплуатации, наполняя шаблоны образовательными ресурсами, привлекая для этого на добровольной основе учащихся старших классов. КП 1. Принципы организации учебного проекта (стр. 6) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Сенсорные каналы в составе учебного проекта 14 КП 2 В этой группе критериев оценивается качество учебно-методических материалов в составе электронного обучающего модуля по каждому коду (сенсорному каналу) отдельно (учебный текст, когнитивная графика, визуализация, анимация, звуковой канал, видеоинформация). Видеоинформация в учебном проекте – использование видеоклипов, учебных и демонстрационных фильмов, видеороликов Динамическая пошаговая демонстрация учебного материала с речевым и (или) музыкальным сопровождением Анимация – это включение в учебные слайды «живых» картинок и движущихся элементов интерфейса Визуализация учебной информации и когнитивная графика. Принцип визуализации означает, что к вербальному каналу передачи учебной информации подключается образный эмоциональный канал на основе использования рисунков, иллюстраций, анимации, звуковых эффектов и пр. Основная задача когнитивной графики заключается в создании комбинированных когнитивных моделей представления знаний, сочетающих символический и визуальный (образный) способы мышления и способствующих активизации познавательных процессов По этому критерию оценивается качество оформления текстовых фрагментов по многим параметрам: стиль, язык, управление шрифтами, форматирование текста, цветовое оформление, оптимальность количества знаков, акценты на ключевых элементах, понятиях, расположение текста на экране, баланс текстовой и графической информации на рабочем поле Краткая информация о сенсорных каналах 15 СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ 3 Видеоинформация 2 Аудиоинформация 2 Анимация 5 Графическая информация 3 Вербальная информация КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 4) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Вербальная информация КП 2.1 15 Необходимо помнить о следующих правилах представления текстовой информации:нейтральный, деловой стиль изложения учебного материала (тезисы, утверждения, комментарии, сопутствующие примеры из жизни);продуманный дизайн слайдов, минимизация использования специальных эффектов, тщательный подбор типов и размеров используемых шрифтов. В электронных учебных материалах текстовая информация дополняет и комментирует графическую информацию! КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 2. Сенсорные каналы в составе учебного проекта (стр. 14) Учебный текст – это вербальное представление учебной информации. По этому критерию оценивается качество оформления текстовых фрагментов по многим параметрам: стиль, язык, управление шрифтами, форматирование текста, цветовое оформление, оптимальность количества знаков, акценты на ключевых элементах, понятиях, расположение текста на экране, баланс текстовой и графической информации на рабочем поле. Графическая информация 16 КП 2.2 Визуализация (фотографии, иллюстрации, рисунки) Принцип визуализации означает, что к вербальному каналу передачи учебной информации подключается зрительный канал на основе использования рисунков, иллюстраций, фотографий. Возможности современных компьютеров позволяют полностью реализовать этот принцип в процессе разработки электронных обучающих модулей (программных педагогических средств). Графическая поддержка текстовых (вербальных) учебных материалов подключает потенциал правого полушария головного мозга. Мы думаем не только словами, но и образами. Зрение – самое главное из всех наших пяти чувств. Именно оно играет основную роль в нашей повседневной жизни и использует больше ресурсов головного мозга, чем любой другой вид восприятия. Правое полушарие напрямую связано со зрительными образами и тесно связано с понятием творчества. Графическое кодирование (когнитивная графика) Принцип когнитивной визуализации вытекает из психолого-педагогической закономерности, согласно которой эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию. Именно поэтому составными компонентами обучающего модуля являются когнитивно-графические учебные элементы опорные конспекты (интеллект-карты, слайды). Основная задача когнитивной графики заключается в создании комбинированных когнитивных моделей представления знаний, сочетающих символический и визуальный (образный) способы мышления и способствующих активизации познавательных процессов. Необходимо выделить два очень важных графа в составе интерактивного учебного курса: дерево понятий и дерево умений. Иерархия понятий и умений – это графические образы, которые полностью определяют систему учебных целей. Получение учебной информации из логических схем можно активизировать через организацию гиперссылок. КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 2. Сенсорные каналы в составе учебного проекта (стр. 14) Объекты мультимедиа КП 2.3 17 АНИМАЦИЯ Анимация – это включение в учебные слайды «живых» картинок и движущихся элементов интерфейса. При этом оценивается педагогическая целесообразность использования динамических элементов, степень соответствия этих эффектов образовательным целям. Одним из основных стандартов анимации пока считается формат графических файлов Gif. Графические файлы в таком формате легко импортируются в слайды PowerPoint. На основе использования Gif-анимации можно создавать динамические информационные ролики и элементы интерфейса. Существуют простые инструментальные среды для создания и редактирования Gif-объектов. Кроме того, в офисном приложении PowerPoint предусмотрено много технических возможностей для создания анимационных эффектов. АУДИОИНФОРМАЦИЯ Мультимедиа – это объединение образных информационных каналов (графика, анимация, звуковые эффекты, музыкальное сопровождение) для эффективного учебного воздействия на учащихся. Технологии мультимедиа позволяют дополнительно к графическим и вербальным средствам представления информации использовать звуковой канал в учебном процессе и тем самым полностью смоделировать учебный процесс в режиме самостоятельной работы учащихся (динамическая пошаговая демонстрация учебного материала с речевым и (или) музыкальным сопровождением) ВИДЕОИНФОРМАЦИЯ Видеоинформация в учебном проекте – это использование видеоклипов, учебных и демонстрационных фильмов, видеороликов. Это очень мощный канал учебного воздействия. Эффект от восприятия видеоинформации значительно увеличивается, если обеспечен интерактивный процесс общения с компьютерными средствами обучения. Пассивное восприятие видеофильмов менее эффективно. При этом надо иметь в виду, что избыточное количество учебной видеоинформации может привести к перегрузке нервной системы учащихся и эффект будет отрицательным. Необходим системный подход к организации учебного процесса с использованием видео и технологий мультимедиа. КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 2. Сенсорные каналы в составе учебного проекта (стр. 14) Организация учебной среды 18 КП 3 Краткая информация о компонентах учебной среды УЧЕБНАЯ СРЕДА Цветовая гамма Размещение информации при выводе ее на экран (принципы пропорции, порядка, акцентирования, равновесия и единства) Размещение информации на экране и использование цвета Вызов справочной информации учащимся об интерфейсе и режимах работы учебных ресурсов. Помощь контекстно-зависимая (привязана к реальным ситуациям) Всплывающие подсказки – это краткая текстовая информация справочного характера, которая привязана к указателю мыши и появляется при подведении этого указателя к графическому или текстовому объекту на информационном слайде Организация гиперссылок имеет прямое отношение к процессу проектирования электронных обучающих средств. Навигация – это система гиперссылок, встроенная в обучающую программу, через которую реализуется цикл управления учебными действиями на основе педагогического сценария Интерфейс – это организация информационного пространства учащегося, это все аспекты компьютерной обучающей системы, с которыми непосредственно соприкасается ученик 3 Размещение информации на экране 3 Применение цвета ДИЗАЙН 2 Встроенная помощь 2 Всплывающие подсказки 5 Организация гиперссылок ИНТЕРФЕЙС Критерии, входящие в эту группу, имеют большое значение на этапе учебного проектирования, так они во многом определяют эффективность учебного воздействия электронных обучающих материалов. Среда – это то, с чем непосредственно взаимодействует учащийся в учебном процессе (интерфейс, наличие справочной системы и помощи, дизайн, эргономика, организация гиперпространства в составе обучающей системы). КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 4) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Организация гиперссылок КП 3.1 19 Организация гиперссылок имеет прямое отношение к процессу проектирования электронных обучающих средств. Навигация – это система гиперссылок, встроенная в обучающую программу, через которую реализуется цикл управления учебными действиями на основе педагогического сценария. В инструментальной среде педагогического назначения предлагаются различные способы перемещения по электронным материалам учебного курса (кнопки на панелях инструментов, текстовые и графические гиперссылки на информационном рабочем поле): Движение вперед и назад (прокрутка) Движение вперед и назад по вариативным маршрутам Вертикальная навигация по иерархии схем – структуре модуля Перекрестная навигация (по ассоциациям) Получение справок о значении слов и терминов (всплывающие подсказки) Вызов встроенной помощи Включение видеороликов, анимации, демонстрация учебных действий Выбор фрагментов учебной информации из меню Всплывающая учебная информация Вызов различных внешних компонентов учебного проекта из библиотеки образовательных ресурсов КП 3. Организация учебной среды (стр. 18) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Всплывающие подсказки и встроенная помощь 20 КП 3.2 Всплывающие подсказки Всплывающие подсказки – это краткая текстовая информация справочного характера, которая привязана к указателю мыши и появляется при подведении этого указателя к графическому или текстовому объекту на информационном слайде. Это интерактивная возможность получения дополнительной информации об объекте по желанию учащегося. Организация всплывающих подсказок дает возможность организовать эффективные учебные модели в среде PowerPoint (карта ссылок, интерактивные меню, учебные эмуляторы программных средств, интерактивный глоссарий и пр.) Встроенная помощь По этому критерию оценивается наличие в обучающей системе встроенной контекстно-зависимой помощи. Это может быть организовано разными способами: появление на экране информационных справочных окон по вызову учащегося, в которых представлены краткие инструкции и алгоритмы учебных действий, включение специальных слайдов, объясняющих правила самостоятельной работы в обучающей системе, описание интерфейса. Это очень важный компонент интерактивной учебной среды, обеспечивающий относительную независимость учащегося от преподавателя в образовательном процессе. КП 3. Организация учебной среды (стр. 18) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Размещение информации на экране КП 3.3 21 Существуют общие принципы и рекомендации по организации учебной информации на слайде. Не только содержание, но и оформление экрана оказывает колоссальное влияние на восприятие учащегося, его работоспособность и утомляемость, и в конечном счете, на эффективность применения интерактивных обучающих средств. Краткая информация ПРИНЦИПЫразмещения информации на экране монитора Принцип единства требует, чтобы элементы изображения выглядели взаимосвязанными, соотносились по размеру, форме, цвету Принцип единства Принцип равновесия предусматривает равномерное распределение оптической тяжести изображения на экране. Считается, что уравновешенное изображение создает у пользователя ощущение стабильности, а неуравновешенное может вызвать стресс Принцип равновесия Акцентирование – это выделение на экране наиболее важного объекта, который должен быть воспринят в первую очередь (важное правило, закон, инструкция по выполнению действий и пр.) Акцентирование Порядок означает такую организацию расположения объектов на экране, которая учитывает движение глаз. Установлено, что глаз, привыкший к чтению, начинает движение от левого верхнего угла экрана построчно взад – вперед по экрану к правому нижнему углу. У детей – по-другому. Они начинают просмотр с центра экрана, что должно учитываться в обучающих программах Порядок Принцип пропорции определяет оптимальные соотношения между размерами объектов и их размещением в пространстве. Принцип пропорции требует, чтобы различные объекты не были хаотично разбросаны по экрану, а сгруппированы в определенных зонах, которые должны отделяться друг от друга Принцип пропорции КП 3. Организация учебной среды (стр. 18) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Принцип пропорции и порядок 22 КП 3.4 Принцип пропорции Принцип пропорции определяет оптимальные соотношения между размерами объектов и их размещением в пространстве. Принцип пропорции требует, чтобы различные объекты не были хаотично разбросаны по экрану, а сгруппированы в определенных зонах, которые должны отделяться друг от друга. Практические рекомендации: Функциональные зоны могут отделяться друг от друга полями, ограничителями (линиями), цветом, яркостью. Количество зон на экране не должно превышать 5 – 7 (для начальной школы не более трех). Для записи различных групп данных можно использовать различный шрифт, размер, цвет, яркость, подчеркивание. Пространственно разделенные, связанные по смыслу, зоны данных, должны оформляться одинаково (стиль шрифта). Порядок Порядок означает такую организацию расположения объектов на экране, которая учитывает движение глаз. Установлено, что глаз, привыкший к чтению, начинает движение от левого верхнего угла экрана построчно взад – вперед по экрану к правому нижнему углу. У детей – по-другому. Они начинают просмотр с центра экрана, что должно учитываться в обучающих программах. Практические рекомендации: Тексты для быстрого чтения (оглавления, важные сообщения, инструкции и т.п.) должны располагаться в левом верхнем углу, занимать по ширине 25 – 30 % экрана и быть выровненными по ширине. Графическую информацию лучше располагать в правой части экрана. Имеет смысл разработать и применять постоянные цвета, шрифты, место на экране для всех типов сообщений и реакций системы (инструкций, сообщений об ошибках, запросов на ввод информации). КП 3. Организация учебной среды (стр. 18) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Акцентирование КП 3.5 23 Акцентирование – это выделение на экране наиболее важного объекта, который должен быть воспринят в первую очередь (важное правило, закон, инструкция по выполнению действий и пр.) Средствами акцентирования являются: Размещение в центре экрана. Отделение важной информации от остальной свободным пространством (полями). Выделение ярким, контрастным по отношению к фону цветом. Применение другого шрифта более крупного или другого начертания (курсив). Подчеркивание. Использование окон (в том числе выпадающих), различающихся с фоном по цвету. Использование графических сообщений – мнемонических пиктограмм. Анимация и звуковые эффекты, дополняющие друг друга. КП 3. Организация учебной среды (стр. 18) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Принципы равновесия и единства 24 КП 3.6 Принцип равновесия Принцип равновесия предусматривает равномерное распределение оптической тяжести изображения на экране. Считается, что уравновешенное изображение создает у пользователя ощущение стабильности, а неуравновешенное может вызвать стресс. Следует учитывать практические рекомендации: Информация не должна концентрироваться на одной половине экрана – оптическая тяжесть должна быть распределена равномерно. Общий заголовок должен быть центрирован. Любой хроматический цвет воспринимается значительно тяжелее ахроматического (черного и белого). Черный цвет тяжелее белого. Объекты неправильной формы воспринимаются тяжелее, чем объекты правильной формы. Большие объекты на экране воспринимаются тяжелее, чем маленькие. Светлые линии и объекты на темном фоне кажутся приближенными к зрителю, темные на светлом фоне – удаленными. Принцип единства Принцип единства требует, чтобы элементы изображения выглядели взаимосвязанными, правильно соотносились по размеру, форме, цвету. Практические рекомендации: Идентичные данные должны быть представлены однотипно, разноплановые – по-разному. Для передачи разграничения можно использовать контрастные цвета, для передачи подобия – похожие, но различные. Для достижения единства изображения в целом используются рамки, оси, поля. Впечатление единства группы создает свободное пространство вокруг нее. КП 3. Организация учебной среды (стр. 18) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Применение цвета КП 3.7 25 Монитор современного компьютера может воспроизвести очень большое количество цветов и оттенков цвета, что, с одной стороны, предоставляет разработчику невероятные графические возможности, с другой стороны, порождает проблему оптимального использования цветовой гаммы. Далеко не всегда буйство красок на электронном экране является оправданным. Если цветовая гамма строится без учета психологии восприятия изображения, это приводит к затруднению его восприятия и повышенному утомлению зрения. Практические рекомендации: При выборе цвета следует учитывать его психофизиологическое воздействие на человека. Красный, оранжевый, желтый и их оттенки человеческий глаз воспринимает как теплые, синий и фиолетовый – как холодные тона. У зеленого цвета есть и холодные и теплые оттенки. В цветовой композиции главную роль, как правило, играют теплые и светлые тона, а темные и холодные – подчиненную. Гармоничны сочетания цветовых тонов с ахроматическими. При оформлении экрана рекомендуется использовать нечетное число цветов – 3 или 5. При использовании нескольких цветов большую роль играет их правильное сочетание (гармоничность, эмоциональное воздействие, акцентирование важной информации). КП 3. Организация учебной среды (стр. 18) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) Параметры учебного проекта 26 КП 4 В эту группу критериев включены некоторые качественные показатели, которые можно учитывать при проектировании (информационный объем, новизна, адекватность образовательным целям, информативность). Учитывая, что эти параметры относятся к этапу разработки учебного проекта, значимость критериев этой группы относительно небольшой. Учебное проектирование – это нормированный процесс, в большей части репродуктивный, так как используется большое количество шаблонов, бланков, образцов оформления конечного продукта. При этом проектная работа может быть организована на основе применения детальных алгоритмов учебных действий и пошаговых инструкций. Информативность это требование обеспечения доступности, понятности предлагаемой учебной информации для соответствующей возрастной группы и обязательное наличие новых сведений в составе обучающего модуля, которые увеличивают объем знаний учащихся 4 Информативность Параметр означает степень соответствия конечного информационного продукта заявленным образовательным целям. Цели и задачи проектирования, как правило, должны быть представлены в тексте пояснительной записки 5 Адекватность образовательным целям При оценке проекта учитывается оригинальность и новизна замысла, идеи в организации интерфейса и гиперссылок, новые эффекты и нестандартные приемы работы в инструментальной среде Этот параметр определяет информационный объем исходного учебного материала (модульная единица, обучающий модуль, модульный учебный курс) Краткая информация о параметрах учебного проекта 15 ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА 3 Новизна 3 Информационный объем КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 4) Состав проекта КП 5 27 В данной группе представлены критерии оценки компонентов учебного проекта в составе обучающего модуля. От того, какие объекты включены в учебный проект, во многом зависит реализация принципов оптимального построения структуры обучающего модуля (интерактивность, структурирование, системность, информативность, вариативность, нормирование, обратная связь, инструментальность). То есть принципы реализуются в том числе и через состав проекта, и эти группы критериев тесно связаны друг с другом. Краткая информация о компонентах учебной среды в составе проекта 25 СОСТАВ ПРОЕКТА Информационный блок (банк информации) – это структурированный массив учебной информации, предназначенный для формирования знаний у учащихся в режиме активного самообразования и самоуправления учебной деятельностью 5 Информационный блок Блок усвоения понятий – это совокупность тренировочных тестовых заданий открытого и закрытого типа. Сюда также можно отнести различные фреймы и бланки для обработки учебной информации 3 Блок усвоения понятий Блок формирования умений – это пакет алгоритмов для организации тренировочных упражнений и решения задач расчетного типа, компьютерные тренажеры и интерактивные учебные модели 4 Блок формирования умений Пакет контрольных тестовых заданий закрытого и открытого типов, контрольные практические и творческие задания 2 Блок контроля Набор инструментальных средств для управления самостоятельными учебными действиями с встроенными возможностями мониторинга и системного анализа учебных действий и рейтинговой оценки учебных достижений 5 Блок управления Пояснительная записка является обязательным компонентом учебного проекта на этапах курсового и дипломного проектирования 4 Пояснительная записка Презентация учебного проекта, подготовленная средствами PowerPoint, – это мультимедийное обеспечение защиты учебного проекта перед экспертной комиссией 2 Презентация учебного проекта КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 4) Информационный блок 28 КП 5.1 Информационный блок (банк информации) – это структурированный массив учебной информации, предназначенный для формирования знаний у учащихся в режиме активного самообразования и самоуправления учебной деятельностью. МП электронное структурированное учебное пособие СК структурированный конспект СЛ терминологический словарь Пакеты информационных ресурсов для модульных единиц ИС интерактивные слайды – карты знаний ВК демонстрационные видеоклипы, видеолекции СШ учебные презентации (слайд-шоу) Электронные материалы МП, СК, СЛ создаются на стадии предпроектирования (технического задания). Предпроектирование – это поиск и накопление исходной учебной информации из различных источников (учебная литература и документы, образовательные ресурсы на CD и DVD, ИНТЕРНЕТ), выделение понятий и базовых учебных элементов, структурирование и графическое кодирование учебных материалов. ИС, ВК, СШ – это интерактивные информационные ресурсы в составе обучающего модуля (учебного курса). Данные учебные модели привязаны к когнитивным опорным картам (СК), разработанным на этапе предпроектирования. ИС – интерактивный слайд (карта знаний) является базовой информационной моделью – фундаментом, на котором строятся все остальные образовательные ресурсы в составе обучающего модуля для организации самостоятельных учебных действий учащихся. КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 5. Состав проекта (стр. 27) Блок усвоения понятий КП 5.2 29 Блок усвоения понятий – это совокупность тренировочных тестовых заданий открытого и закрытого типов. Сюда также можно отнести различные фреймы и бланки для обработки учебной информации. ТВ – интерактивные тренировочные вопросы открытого типа КР – интерактивные тренировочные кроссворды МТ, ПТ – интерактивные тренировочные тестовые задания закрытого типа Фреймы, бланки, формы, шаблоны, конструкторы в составе модульной единицы для обработки учебной информации СЛ – интерактивный фрейм глоссарий КВ – конструктор контрольных вопросов открытого типа ПТ – конструктор тестовых заданий закрытого типа ПЧ – шаблон для подготовки тестовых заданий типа «Поле чудес» КР – конструктор кроссвордов ОК_ДК_УЭ_СЛ – шаблон для подготовки когнитивных информационных карт Блок усвоения понятий это пакет учебных и инструментальных ресурсов в составе модульной единицы (привязка к когнитивным опорным схемам – интерактивным слайдам – картам знаний). В инструментальной среде педагогического назначения, подготовленной с помощью программ MS Office, предусмотрены все необходимые формы, шаблоны, бланки, фреймы и пр. для проектирования образовательных ресурсов, обеспечивающих самостоятельные учебные действия учащихся, направленные на усвоение понятий и обработку учебной информации. КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 5. Состав проекта (стр. 27) Блок формирования умений 30 КП 5.3 Блок формирования умений – это пакет алгоритмов для организации тренировочных упражнений и решения задач расчетного типа, компьютерные тренажеры, конструкторы и интерактивные учебные модели. ЗД – пакет типовых задач расчетного типа с алгоритмами решения УП – алгоритмы выполнения тренировочных упражнений ЛБ – лабораторные работы (исследование информационных или натурных моделей) Инструментальные компьютерные средства для формирования умений ИТ – интерактивные компьютерные тренажеры ИК – интерактивные конструкторы для выполнения упражнений и заданий ИМ – интерактивные учебные модели для исследования Ресурсы ЗД, УП, ЛБ (печатные или интерактивные) определяются содержанием модульных единиц. Как правило такие модульные единицы несут процедурную учебную информацию (алгоритмы выполнения практических действий для формирования элементарных базовых умений). В состав блока формирования умений могут входить инструментальные компьютерные средства – компьютерные тренажеры, конструкторы, интерактивные учебные модели и пр. КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 5. Состав проекта (стр. 27) Блок контроля КП 154 31 Блок контроля – это пакет контрольных тестовых заданий закрытого и открытого типа, контрольные практические и творческие задания СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ: КВ – пакет интерактивных контрольных вопросов открытого типа КР – интерактивные контрольные кроссворды ПТ – интерактивные контрольные тестовые задания закрытого типа СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УМЕНИЙ: ПЗ – контрольные практические задания ТЗ – контрольные творческие задания (реализация метода проектов) Контроль учебных достижений рекомендуется организовывать после изучения очередного обучающего модуля. Контроль должен быть сплошным, вариативным, инструментальным. Средства контроля могут быть представлены учащимся на печатной основе в виде специальных бланков или интерактивных компьютерных тестовых заданий, подготовленных с помощью соответствующих конструкторов и генераторов тестовых заданий. В инструментальной среде педагогического назначения предлагается набор таких бесплатных программ (конструкторы тестов закрытого типа и компьютерных кроссвордов). Контрольные практические задания ПЗ определяются предметной областью и конкретным содержанием обучающего модуля. Контрольные творческие задания ТЗ могут быть предложены учащимся с повышенным интеллектом на добровольной основе. Инструментальная среда обеспечивает возможность генерации большого числа творческих заданий. КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 5. Состав проекта (стр. 27) Блок управления самостоятельными учебными действиями 32 КП 5.5 Блок управления – это набор инструментальных средств для управления самостоятельными учебными действиями с встроенными возможностями мониторинга и системного анализа учебных действий, рейтинговой оценки учебных достижений. Блок управления может быть подготовлен на печатной основе или в интерактивном варианте на основе использования программы MS Excel. ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В СОСТАВЕ ОБУЧАЮЩЕГО МОДУЛЯ МУД – матрица учебных действий и образовательных ресурсов СМ – универсальный визуальный интерфейс управления учебными ресурсами АУД – индивидуальный алгоритм учебных действий (электронная таблица) МСА_у – индивидуальная матрица системного анализа учебных действий МСА_гр –матрица системного анализа для учебной группы В инструментальной среде педагогического назначения предусмотрены три способа управления учебными действиями и образовательными ресурсами: матричный способ управления (МУД) визуальный способ управления (СМ ) алгоритмический способ управления (АУД) Для системного анализа структуры учебных действий и рейтинговой оценки учебных достижений предлагается МСА – матрица системного анализа (электронная таблица для автоматической обработки данных мониторинга и самомониторинга из таблиц АУД) КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 5. Состав проекта (стр. 27) Пояснительная записка КП 5.6 33 Пояснительная записка является обязательным компонентом учебного проекта на этапах курсового и дипломного проектирования. Предлагается примерная структура пояснительной записки, включающая в себя стандартные информационные разделы – введение, объект исследования, предмет исследования, заключение, список информационных источников, приложение. ВВЕДЕНИЕ (проблема, противоречие, актуальность выбора темы, цель и задачи проектирования, объект и предмет исследования)ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (современные образовательные технологии, информационные технологии в образовании, возможности пакета программ MS Office для проектирования электронных учебных ресурсов)ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (оптимизация и привязка к содержанию обучающего модуля компонентов инструментальной среды педагогического назначения, разработка учебной среды по теме проекта, методические рекомендации по организации учебного процесса на основе применения информационного продукта)ЗАКЛЮЧЕНИЕ (рефлексивный анализ, практическая ценность проекта, перспективы развития исследования данной темы)СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВПРИЛОЖЕНИЕ КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 5. Состав проекта (стр. 27) Презентация учебного проекта 34 КП 5.7 Презентация учебного проекта, подготовленная средствами PowerPoint, – это мультимедийное обеспечение защиты учебного проекта перед экспертной комиссией и потенциальными потребителями информационного продукта. Эта презентация основывается на материалах пояснительной записки и должна обеспечивать опорный визуальный канал восприятия во время доклада. Совокупность когнитивных информационных слайдов и тезисов – это концентрированное представление содержания курсовой (выпускной квалификационной) работы. Предлагается следующий минимальный набор текстовых и графических слайдов для обеспечения и визуальной поддержки доклада: тема учебного проекта, информация о докладчике проблема (противоречие) – актуальность выбора темы цель и задачи исследования объект и предмет исследования алгоритм (методика) исследования выводы по результатам системного анализа объекта исследования структурированное представление проектных предложений деловая графика (результаты педагогического эксперимента) рекомендации по применению информационного продукта практическая ценность учебного проекта перспективы развития исследования данной темы КП. Критерии оценки качества учебного проекта (стр. 3) КП 5. Состав проекта (стр. 27) ПОБЕДИТЕЛЬ (оптимист) Проактивное (позитивное) мышлениев о л ш е б н и к настроен на успех заставляет события происходить имеет программу и щ е т о т в е т ы у него есть план видит ответ на вопрос говорит «Я это сделаю» видит стакан наполовину полным находит возможности в каждой трудности НЕУДАЧНИК (пессимист) Реактивное (негативное) мышлениежертва – тиран (агрессор) живет в ожидании неудачи позволяет событиям случаться имеет оправдания и щ е т п р о б л е м ы у него есть причина видит вопрос на ответ говорит «Это не моя работа» видит стакан наполовину пустым находит трудности в каждой возможности Станьте победителем ! Присоединяйтесь ! ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТИзменение мыслей Хотите ли вы: структурировать свой педагогический опыт и методические материалы, подготовленные вами ранее, вложив эти ресурсы в системную инструментальную интерактивную оболочку?привлечь учащихся к проектной деятельности, используя компьютерные технологии и инструментальную среду педагогического назначения? научиться структурировать учебную информацию и кодировать ее, представляя в виде когнитивных опорных схем и слайдов?получить представление о принципах организации работы над учебным проектом на основе использования информационно-коммуникационных технологий?научиться создавать демонстрационные видеоролики и GIF-объекты?узнать о дополнительных возможностях и нестандартных приемах работы в среде PowerPoint? Вараксин Геннадий Сергеевич 8 902 833 6830 8 919 443 9607 vgs1949@mail.ru МОИ ИНТЕРЕСЫ модульное обучение личностный рост проектирование электронных ресурсов картотечный органайзер основы управления и системный анализ психология НЛП и ТРИЗ графическое кодирование учебной информации Геннадий Сергеевич ВараксинКритерии оценки качества учебного проектаМетодическое пособиеРедактор Т. Д. ЛукиныхК печати .11.2009. Бумага офсетная. Формат бумаги 84х60 1/16Отпечатано на ризографеУсловная площадь листа 2,25Тираж 100 экз. Заказ 48Пермский краевой институт повышения квалификацииработников образования614068, г. Пермь, ул. Большевистская, 210