Конспект урока обществознания по теме Глобальные проблемы современности (11 класс)

Управление образования и молодежной политики
администрации Арзамасского района
МОУ Большетумановская СОШ




Интегрированный урок
обществознания
и немецкого языка
в 11 классе

Учитель истории:
Кульпина И.Н.
Учитель немецкого языка:
Акинина Н.А.


2009-2010 учебный год
Обществознание

Цель:
Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности.

Задачи:
Образовательная: показать взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем, их взаимообусловленнось, акцентировать внимание на необходимости совместных усилий для их решения на межгосударственном уровне.
Воспитательная: обратить внимание на нравственный аспект глобальных проблем современности.
Развивающая: развивать умение анализировать, видеть связь между событиями, давать оценку фактам и явлениям современного общества, делать выводы, давать общественные прогнозы, развивать умение работать с дополнительными источниками информации.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: деловая игра.


Основные понятия: глобальные проблемы современности, саммит, международные организации «Римский клуб», «Пагоушское движение», «Гринпис», глобализм, пути решения глобальных проблем.


Оборудование урока: презентация в формате Power Point, политическая карта мира, глобус.


Оформление урока: класс оформлен в виде зала для пресс-конференции (микрофоны, флажки России и Германии, таблички участников российской и немецкой делегаций, бейджи корреспондентов российский и немецких СМИ).











Начало пресс-конференции
Корреспондент из России:
Добрый день! Мы ведем наш репортаж из бежевого зала Дворца Наций в Брюсселе, где недавно закончился саммит «Глобальные проблемы современного мира». Вместе с нами, корреспондентами российских СМИ, в зале находятся наши коллеги из Германии. Они представляют газеты «Юнгэвэльд» и «Нойес Дойчленд». С минуты на минуту начнется пресс-конференция. Итак, вот мы видим, как к прессе выходят участники российской и немецкой делегаций.

Участник российской делегации:
Есть проблемы, которые затрагивают всех и каждого. Их называют глобальными. Особенностью глобальных проблем современного мира является то, что они носят планетарный характер, угрожают гибелью всему человечеству, поэтому требуют коллективных усилий мирового сообщества в их решении.

Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, с другой стороны, неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

На международном саммите мы постарались классифицировать проблемы современности, определить пути их решения усилиями международного сообщества.

Пожалуйста, ваши вопросы.


Слайд №1
Саммит
«Глобальные проблемы современного мира»


Слайд №2
Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во 2 половине XX века, угрожающих существованию мировой цивилизации.






Слайд №3
Особенности
глобальных проблем:


Носят
планетарный характер.


Угрожают гибелью
всему человечеству.

Требуют коллективных усилий
мирового сообщества.



Слайд №4
Глобальные проблемы
явились результатом:

огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей
природу, общество, образ жизни людей.

неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.









Классификация глобальных проблем
Корреспондент из Германии:
(на немецком языке)
Корреспондент газеты «Юнгэвэльд». Как на саммите были классифицированы глобальные проблемы?

Переводчик:
Переводит вопрос с немецкого языка на русский.

Участник российской делегации:
На саммите глобальные проблемы были классифицированы по блокам: экологические, экономические, социальные, политические и духовные проблемы.

Переводчик:
Переводит ответ с русского языка на немецкий.


Корреспондент из России:
Газета «Аргументы и факты». Какой блок проблем, на ваш взгляд, является наиболее важным и почему?

Переводчик:
Переводит вопрос с русского языка на немецкий.

Участник немецкой делегации:
Отвечает на немецком языке.
(О том, что очень остро стоит экологическая проблема, в том числе и для Германии).

Переводчик:
Переводит ответ с немецкого языка на русский.



Слайд №5

Классификация глобальных проблем

Экологические
Экономические
Социальные
Политические
Духовные


Слайд №6

На немецком языке


Очень остро стоит экологическая проблема.



Слайд №7
Цkologische Probleme
Die Umweltkrise der Gegenwart ist nicht einen einzelnen Stadt sondern die ganze Menschheit.

Die Technik kann viele Probleme lцsen, aber sie kann diese Probleme auch verschlimmern, wenn sie falsch angewendet wird.

Jeder muЯ verantwortungsvoll handeln. Jeder Mensch soll цkologisch erzogen sein.






Экологическая проблема
Корреспондент из России:
Расскажите тогда, в чем суть экологических проблем? Они стоят перед одним государством или угрожают людям всей планеты?

Переводчик:
Переводит вопрос с русского языка на немецкий.

Участник немецкой делегации:
Отвечает на немецком языке
(Рассказывает об экологических проблемах).

Переводчик:
Переводит ответ с немецкого языка на русский.

Пути решения
экологической проблемы


Корреспондент из России:
Какие были намечены пути решения экологической проблемы?

Переводчик:
Переводит вопрос с русского языка на немецкий.

Участник немецкой делегации:
Отвечает на немецком языке
(обозначает возможные пути решения экологической проблемы).

Переводчик:
Переводит ответ с немецкого языка на русский.
















Слайд №8
Auswege aus den цkologischen Problemen.
Das Ozonloch macht die Sonne zum Feind, deshalb mьss
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·t auch durch Ьberdьngung und Mьllberge stark verseucht. Man muЯ keine Pestizide und Dьnger mehr verwenden und keinen Abfall wegwerfen.




Проблема войны и мира
Корреспондент из России:
Газета «Известия». Нас интересует, в чем вы видите главную опасность в блоке политических проблем?
Участник российской делегации:
Мы считаем, что главная проблема – проблема войны и мира.
За период с 3500 г. до н. э. произошло 14 530 войн. И только 292 года люди жили без войны.
По статистике в войнах погибло: в XVII веке 3,3 млн. человек; в XVIII веке 5,5 млн. человек, в XIX веке 16 млн. человек. А в XX веке только две мировые войны унесли жизни 70 млн. человек.
Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и, прежде всего в результате резко возросшей мощи оружия. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превосходит мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму.
На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоловый эквивалент превосходит 10 т.
Но не это главное. Мы проследили следующую тенденцию: технология ведения войн развивается в сторону все большего уничтожения мирного населения. По подсчетам ученых, применение современного оружия приведет к 100-кратному превышению количества жертв среди мирного населения по сравнению с числом погибших военных. Это будет, по существу, война против мирного населения!

Слайд №9
За период с 3500 г. до н. э. произошло 14 530 войн.
И только 292 года люди жили без войны.





Слайд №10
В войнах погибло:


XVII в.
3,3 млн. человек

XVIII в.
5,5 млн. человек

XIX в.
16 млн. человек

XX в.
(только Первая и Вторая мировые войны)

70 млн. человек



Слайд №11
Соотношение между количеством погибших мирных жителей
и военных:


Первая мировая война
в 20 раз меньше

Вторая мировая война
одинаково

Война в Корее (1950-1953 гг.)
в 5 раз больше

Вьетнамская война (19641968 гг.)
в 20 раз больше


Применение современного оружия
Приведет к 100-кратному превышению количества жертв среди мирного населения по сравнению с числом погибших военных.




Пути решения
Проблемы войны и мира

Корреспондент из России:
У нас еще один вопрос. Как можно предотвратить опасность разрастания военных конфликтов?

Участник российской делегации:
На наш взгляд, это предполагает создание такого миропорядка, который основывался бы на следующих исходных принципах:
признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как к высшим ценностям человечества;
отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск мирных, политических путей разрешения всех конфликтов и проблем;
признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;
понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.





Слайд №12

Возможные пути предотвращения военных конфликтов:

признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как к высшим ценностям человечества;
отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск мирных, политических путей разрешения всех конфликтов и проблем;
признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;
понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.


















Проблема «Север – Юг»

Корреспондент из России:
Газету «Аргументы и факты» интересует экономический блок проблем. Какая проблема в данном блоке стоит наиболее остро?

Участник российской делегации:
На наш взгляд, это проблема, условно называемая «Север – Юг». Так обозначается тенденция роста экономического отставания стран «третьего мира» от ведущих держав Запада.
Крушение колониальной системы империализма в 5060-х годах породило оптимистические прогнозы быстрого экономического и культурного возрождения стран, завоевавших политическую независимость (в первую очередь это относилось к так называемым «новым индустриальным» и нефтеэкспортирующим странам). Однако в 80-х годах этот экономический рост резко замедлился. Падение доли освободившихся стран в мировой торговле вынудило их обратиться к внешним займам. Ко второй половине 80-х годов образовался триллионный долг стран «третьего мира» Западу.
Проблема «Север – Юг» выразилась в том, что начал увеличиваться разрыв между развитыми и развивающимися странами. Сейчас соотношение между ними по валовому национальному продукту на душу населения составляет 40:1.



Слайд №13

Полюса развития:
«Север – Юг»


Увеличение разрыва между развитыми и развивающимися странами.









Слайд №14
Соотношение по валовому национальному продукту на душу населения между развитыми и развивающимися странами:


1960 год

26:1



Начало XXI века

40:1







Демографическая и продовольственная проблемы

Корреспондент из России:
Газета «Известия». Скажите, обсуждался ли на саммите вопрос взаимосвязи проблем между собой?

Участник российской делегации:
Это очень важный вопрос. Действительно, причина разрыва между развитыми и развивающимися странами тесно связана с демографической проблемой и проблемой продовольствия.
Население Земли приближается к 7 миллиардам жителей. Наиболее быстрыми темпами население увеличивается в менее социально-экономически развитых странах Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия.
По данным ООН, ежегодно от голода в мире умирает около 50 млн. человек. Подавляющее большинство их приходится на долю развивающихся стран.
Демографическая ситуация в развивающихся странах это проблема и всего человечества.
Прежде всего, потому, что рост населения требует увеличения сельскохозяйственного производства, в оборот вовлекаются все новые и новые земли. Это ведет прежде всего к уничтожению лесов в Тропической Африке, Индии и других странах.













Слайд №15

Причина разрыва между развитыми и развивающимися странами тесно связана с демографической проблемой и проблемой продовольствия.










Слайд №16

Население Земли приближается к 7 миллиардам жителей – проблема перенаселения планеты.



По данным ООН, ежегодно от голода в мире умирает около 50 миллионов человек – проблема нехватки продовольствия в развивающихся странах.





Это приводит к резкому ухудшению почв, к снижению урожайности. В результате нарастает экологический кризис и обостряется продовольственная проблема.
Такой разделенный глубокими противоречиями мир не может быть устойчивым и стабильным.

Корреспондент из России:
Есть ли выход из сложившейся ситуации?

Участник российской делегации:
Здесь полезен опыт Китая. В 80-е годы в стране была принята программа стимулирования семей с единственным ребенком (для таких семей предусматривались различные льготы, включая выплату пособий). И это принесло свои результаты: неконтролируемый рост населения удалось остановить.
Как показывает мировой опыт последних десятилетий, поддается разумному регулированию рост населения и общая демографическая ситуация на основе постепенного изменения ценностных установок и поведенческих стереотипов в области семейно-брачных отношений.
Но главное не в этом. Значительное уменьшение военных расходов даст возможность высвободить значительные средства. По имеющимся расчетам, одной десятой отчислений от военных расходов достаточно, чтобы обеспечить необходимые капиталовложения в модернизацию экономики развивающихся стран.






Слайд №17
Пути решения
продовольственной проблемы

В сфере производства
В сфере распределения
В сфере потребления

Увеличение капиталовложений.
Оснащение села современной техникой.
Создание комплексов по переработке и хранению продуктов.
Увеличение числа занятых в сельском хозяйстве.
Государственное регулирование
цен на продовольствие.
Введение уравнительного распределения продуктов на карточной основе.
Использование рыночных механизмов
(снятие ограничений на цены, поощрение конкуренции между поставщиками продукции).
Пропаганда научных основ питания.
Формирование разумных потребностей.
Убеждение населения в преимуществах отечественных продуктов перед импортными.






Слайд №18
Пути решения
демографической проблемы


Программа планирования семьи.
Стимулирование семей с небольшим количеством детей (льготы, пособия).
Изменение ценностных установок и стереотипов в области семейных отношений.
Уменьшение военных расходов для модернизации экономики.







Телемост «Брюссель – Арзамас»

Корреспондент из России:
Мы прерываем наш репортаж телемостом «Брюссель - Арзамас». На связь выходит корреспондент местной газеты «Голос Арзамаса»


Корреспондент газеты
«Голос Арзамаса»:
Добрый день! В преддверии проводимого саммита в одной из школ Арзамасского района был проведен социологический опрос, в котором приняли участие учителя и ученики старших классов.
Им было предложено расположить глобальные проблемы по степени важности. Результат был сведен в таблицу, которая сейчас перед вами.


На первое место учителями был поставлен экологический блок проблем, самым главным в блоке была названа проблема окружающей среды.
На второе место учителя поставили экономический блок, г
·лавной была названа проблема истощения ресурсов.
На третье место вышли социальные проблемы, главная – проблема охраны здоровья.
На четвертое место учителями был поставлен политический блок проблем, главными названы проблема войны и мира и терроризм.
На пятом месте стоит духовный блок проблем – уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) и обесценивание нравственных ценностей.



Слайд №19
Телемост
Брюссель – Арзамас



Слайды №20-28
Фотографии
села Большое Туманово
и Большетумаеовской школы






Слайд №29
Учителя (15)


Блок проблем


Количество человек

Самая главная в блоке


Экологические

1 место – 14
4 место – 1

Загрязнение окружающей среды (14)



Экономические

2 место – 9
1 место - 1
3м-2 4м-3
Истощение ресурсов (10)



Социальные

3 место – 10
4 место – 2
5 место - 3
Проблема охраны здоровья(12)



Политические

4 место – 9
2 место – 3
3м-1 5м-2
Проблема войны и мира (10)
Терроризм (5)



Духовные

5 место – 10
2 место – 3
3 место - 2
Уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) (7)
Обесценивание нравственных ценностей (5)




Учениками на первое место тоже был поставлен экологический блок проблем, самыми главным в блоке были названы все проблемы.
На второе место ученики поставили экономический блок, главными были названы продовольственная проблема и экономический глобализм.
На третье место вышли социальные проблемы, главная – проблема охраны здоровья.
На четвертое место учениками был поставлен политический блок проблем, главными названы проблема войны и мира и терроризм.
На пятом месте стоит духовный блок проблем – уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) и рост агрессии и нервных заболеваний из-за массовой компьютеризации.
У учителей по степени важности проблемы расположились следующим образом:
1 место – загрязнение окружающей среды,
2 место – проблема охраны здоровья,
3 место – проблема войны и мира и истощение ресурсов,
4 место – уход от реальности в мир иллюзий (наркомания),
5 место – обесценивание нравственных ценностей и терроризм.
Ученики степень опасности проблем видят таким образом:
1 место – проблема войны и мира,
2 место – проблема охраны здоровья и уход от реальности в мир иллюзий (наркомания),
3 место – продовольственная проблема и терроризм,
4 место – экономический глобализм,
5 место – рост агрессии из-за массовой компьютеризации.
До свидания! Спасибо за внимание!
Слайд №29
Ученики (26)


Блок проблем


Количество человек

Самая главная в блоке


Экологические

1 место – 17
2м-2 3м-6
5м-1
Названы все проблемы



Экономические

2 место – 13
1м-4 3м-3
4м-5 5м-1
Прод.пробл. (10)
Экон.глобализм (7)



Социальные

3 место – 12
2м-4 4м-7
5м-3
Проблема охраны здоровья (13)



Политические

4 место – 11
1м-5 2м-7
3м-2 5м-1
Проблема войны и мира (15)
Терроризм (10)



Духовные

5 место – 20
3м-3
4м-3
Уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) (13)
Рост агрессии из-за компьютер. (6)


Слайд №30

Учителя(15)
Ученики (26)



1
Загрязнение окружающей среды (14)
Экологическая

Проблема войны и мира (15)
Политическая





2
Проблема охраны здоровья(12)
Социальная
Проблема охраны здоровья (13)
Уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) (13)
Социальная и духовная




3
Проблема войны и мира (10)
Истощение ресурсов (10)
Политическая и экономическая
Продовольственная проблема(10)
Терроризм (10)
Политическая и экономическая



4
Уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) (7)
Духовная
Экономический глобализм (7)
Экономическая





5
Обесценивание нравственных ценностей (5)
Терроризм (5)
Духовная и экономическая

Рост агрессии, нервных заболеваний из-за массовой компьютеризации (6)
Духовная






Международные организации:
«Римский клуб», «Пагоушское движение», «Гринпис».


Корреспондент из Германии:
(на немецком языке)

Газета «Нойес Дойчленд». Есть ли в мире международные организации, которые созданы специально для решения глобальных проблем?


Участник немецкой делегации:
(на немецком языке)

Уже 30 лет занимается изучением причин и путей решения глобальных проблем «Римский клуб» международная организация, объединяющая ученых разных стран.
Основная задача организации проведение исследований в областях экологии, истощения ресурсов, «демографического взрыва», экономического роста, и т.д.













Слайд №31

Продолжение
пресс-конференции немецкой и российской делегаций







Слайд №32

Перевод
Есть ли в мире международные организации, которые созданы специально для решения глобальных проблем?






Слайд №33

Перевод
Уже 30 лет занимается изучением причин и путей решения глобальных проблем «Римский клуб» международная организация, объединяющая ученых разных стран.
Основная задача организации проведение исследований в областях экологии, истощения ресурсов, «демографического взрыва», экономического роста, и т.д.









Участник немецкой делегации:
(на немецком языке)

Пагуошское движение основано современными учеными-гуманистами Б.Расселом, А. Швейцером и др. Главной задачей этого движения является обсуждение проблемы ответственности ученых за судьбы своих открытий, то есть открытия не должны быть употреблены во зло, а должны органически сочетаться с гуманистической природой человека, служить ему во благо.






Участник немецкой делегации:
(на немецком языке)


Международная организация «Greenpeace» была создана в 1970 году. Эта организация занимается защитой окружающей среды.
Ее цель: показать людям, что нужно быть ответственным за планету Земля.
Более 40 научных, общественных, женских, молодежных и религиозных организаций по защите природы входят в «Greenpeace».








Слайд №34
Перевод
Пагуошское движение основано современными учеными-гуманистами Б.Расселом, А. Швейцером и др. Главной задачей этого движения является обсуждение проблемы ответственности ученых за судьбы своих открытий, то есть открытия не должны быть употреблены во зло, а должны органически сочетаться с гуманистической природой человека, служить ему во благо.





Слайд №35
Перевод
Международная организация «Greenpeace» была создана в 1970 году. Эта организация занимается защитой окружающей среды.
Ее цель: показать людям, что нужно быть ответственным за планету Земля.
Более 40 научных, общественных, женских, молодежных и религиозных организаций по защите природы входят в «Greenpeace».





Участник российской делегации:
Глобальные проблемы вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.
Подведем итоги саммита. Нами были обозначены и классифицированы глобальные проблемы, выяснены причины их возникновения, особенности, показана их опасность для людей всей планеты.
В итоге на саммите мы пришли к выводу, что глобальные проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Мы проследили возможные пути выхода, решения глобальных проблем.
Мы считаем, что только усилиями всего человечества, правительств всех стран, международных организаций и всех здравомыслящих людей мы сможем преодолеть проблемы, грозящие нашей планете. Мы смотрим в будущее с надеждой и оптимизмом!
Корреспондент из России:
«Цивилизация на нашей планете до сих пор жива благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счете, умели становиться и мудрее».
К сожалению, время нашей трансляции истекло. Мы заканчиваем репортаж с пресс-конференции. Российская и немецкая делегации отправляются домой, чтобы донести итоги саммита до своих граждан.
Пресс-конференцию в записи вы можете посмотреть завтра вечером по телеканалу «Россия» в 18.30.
До свидания!








Слайд №36
«Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы одни не поддерживали других». Сенека.






Слайд №37

«Цивилизация на нашей планете до сих пор жива благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счете, умели становиться и мудрее».
А.Назаретян.




Слайд №38

Мы смотрим в будущее
с надеждой
и оптимизмом!






Приложение 1
Результаты социологического опроса в одной из школ Арзамасского района
Учителя (15)


Блок проблем


Количество человек

Самая главная в блоке


Экологические

1 место – 14
4 место – 1

Загрязнение окружающей среды (14)



Экономические

2 место – 9
1 место - 1
3м-2 4м-3
Истощение ресурсов (10)



Социальные

3 место – 10
4 место – 2
5 место - 3
Проблема охраны здоровья(12)



Политические

4 место – 9
2 место – 3
3м-1 5м-2
Проблема войны и мира (10)
Терроризм (5)



Духовные

5 место – 10
2 место – 3
3 место - 2
Уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) (7)
Обесценивание нравственных ценностей (5)


Ученики (26)


Блок проблем


Количество человек

Самая главная в блоке


Экологические

1 место – 17
2м-2 3м-6
5м-1
Названы все проблемы



Экономические

2 место – 13
1м-4 3м-3
4м-5 5м-1
Прод.пробл. (10)
Экон.глобализм (7)



Социальные

3 место – 12
2м-4 4м-7
5м-3
Проблема охраны здоровья (13)



Политические

4 место – 11
1м-5 2м-7
3м-2 5м-1
Проблема войны и мира (15)
Терроризм (10)



Духовные

5 место – 20
3м-3
4м-3
Уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) (13)
Рост агрессии из-за компьютер. (6)

Приложение 2
Результаты социологического опроса в одной из школ Арзамасского района
Учителя (15) Ученики (26)

1
Загрязнение окружающей среды (14)
Экологическая

1
Проблема войны и мира (15)
Политическая


2
Проблема охраны здоровья(12)
Социальная
2
Проблема охраны здоровья (13)
Уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) (13)
Социальная и духовная


3
Проблема войны и мира (10)
Истощение ресурсов (10)
Политическая и экономическая

3
Продовольственная проблема(10)
Терроризм (10)
Политическая и экономическая


4
Уход от реальности в мир иллюзий (наркомания) (7)
Духовная

4
Экономический глобализм (7)
Экономическая


5
Обесценивание нравственных ценностей (5)
Терроризм (5)
Духовная и экономическая

5
Рост агрессии, нервных заболеваний из-за массовой компьютеризации (6)
Духовная



















Приложение 3

Пути решения продовольственной проблемы:



В сфере производства

В сфере распределения

В сфере потребления


Увеличение
капиталовложений.

Оснащение села
современной
техникой.

Создание комплексов
по переработке и
хранению
продуктов.

Увеличение числа
занятых в сельском
хозяйстве.
Государственное
регулирование цен
на продовольствие.

Введение
уравнительного
распределения
продуктов на
карточной основе.

Использование
рыночных механизмов
(снятие ограничений
на цены, поощрение
конкуренции между
поставщиками
продукции).
Пропаганда научных
основ питания.

Формирование
разумных
потребностей.

Убеждение населения в преимуществах
отечественных
продуктов перед
импортными.





















Самоанализ урока.

Обществознание.
Кульпина И.Н.

Данный урок входит в блок повторения материала по обществознанию за курс 8-11 классов по программе А.И.Кравченко.

Тип урока: урок обобщения и систематизации материала.
Форма урока: деловая игра.

Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся о глобальных проблемах современного мира.

Задачи:
Образовательная: показать взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем, их взаимообусловленнось, акцентировать внимание на необходимости совместных усилий для их решения на межгосударственном уровне.
Воспитательная: обратить внимание на нравственный аспект глобальных проблем современности.
Развивающая: развивать умение анализировать, видеть связь между событиями, давать оценку фактам и явлениям современного общества, делать выводы, давать общественные прогнозы, развивать умение работать с дополнительными источниками информации.

Предполагаемый результат: Ожидалось, что в процессе подготовки и проведения деловой игры учащиеся обозначат проблему, раскроют ее основное содержание и наметят пути решения.

Деловая игра является активной формой обучения и предполагает личностно-ориентированный и деятельностно-творческий подход при ее подготовке и проведении. Она может быть организована различными способами, в нашем случае была использована ролевая игра.

На этапе актуализации была поставлена проблема: выявить особенности глобальных проблем, показать, что они угрожают всему человечеству, классифицировать их и указать на необходимость их решения.



На этапе обобщения и систематизации было раскрыто содержание глобальных проблем, прослежена их взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность, предложены возможные пути решения, отмечено, что в мире это вопросы уже находят свое решение.

На этапе подведения итогов внимание было акцентировано на возможности решения глобальных проблем путем совместных усилий на межгосударственном уровне.

На этапе домашнего задания акцент был сделан на местный материал и, таким образом, была поставлена новая учебная проблема.
Так как деловая игра имеет пролонгированный характер, то знания учащихся будут оценены еще и по итогам выполнения домашнего задания, которое носит дифференцированный характер.

Заявленные цели и задачи, как на этапе подготовки, так и на всех этапах деловой игры достигались различными методами, приемами и средствами.
Методы обучения: устный, печатно-словесный, наглядный, практический.
Приемы обучения: составление плана рассказа, разработка сообщений, анализ текста учебника, анализ дополнительной литературы, аналитическое описание, анализ с последующими выводами, подготовка оформления. Приемы умственной деятельности учащихся: абстрагирование, выявление существенного, конкретизация, обобщение, синтез, анализ, сравнение, доказательства.
Средства обучения: рассказ, монолог, диалог, условно-графическая наглядность, иллюстративная наглядность, дополнительная литература, ТСО.

Все это способствовало боле четкой и полной систематизации и обобщению материала, помогло учащимся решить поставленную проблему, давало возможность использовать не только знаниевый компонент обучения, но и включение эмоциональной сферы личности. Мы постарались передать атмосферу пресс-конференции, передать научность текста и серьезность ответов. Участников делегаций на вопросы журналистов.

Урок поставленных целей и задач достиг, деловая игра как активная форма обучения на этапе обобщения и систематизации знаний является результативной.










15