Статья Планируем тему ВВЕДЕНИЕ
Учебно-тематический план темы №1 «ВВЕДЕНИЕ» курса «ФИЗИКА-7».
№
Наименование разделов и тем курса
Всего часов
В том числе
Форма контроля
ОК
РЗ
ЛР
СР
УОЗ
КВВК
КР
1.
ВВЕДЕНИЕ
6
3
1
5
1
1.Что изучает физика?
2.Как изучают физику?
3. Зачем изучают физику?
1.Определение цены деления измерительного прибора.
1. Примеры физических явлений.
2. Физика-наука.
3. Физика-техника.
4. Старинные меры длины.
5. Физика - ученые.
Групповая игра
«Что, как и зачем изучает физика?»
1.ВВЕДЕНИЕ (6 часов).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме:
Иметь представление о методах физической науки, её целях и задачах; знать и понимать такие термины, как физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.
Уметь объяснять устройство, определять предел, цену деления, погрешность измерения и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
Номер урока
Тема урока
Цель урока
Тип урока
Основное содержание учебного материала
Демонстрации
Домашнее задание
1.
Что изучает физика?
Ознакомить учащихся с физикой как наукой о природе, выяснить её связь с другими науками; пробудить интерес к изучению физики и развить любознательность.
Урок изучения нового материала
(лекция с элементами беседы).
Физика и другие науки о природе. Задача физики. Понятие о физических и химических явлениях.
Примеры физических явлений: колебание маятника, звучание камертона, скатывание шарика по желобу, взаимодействие электрически заряженных тел, магнитов и др.
§1
(примеры физических явлений),
ОК-1
2.
Как изучают физику?
Сформировать представления о видах научного знания и методах изучения физических явлений.
Урок изучения нового материала.
Основные методы физики: теоретический и экспериментальный.
§ 3
ОК-2
3.
Физические величины и приборы.
Сформулировать правила ответа о физической величине, о физическом приборе; развить практические умения (определять цену деления и погрешность измерения физического прибора), внимательность, собранность и аккуратность при пошаговом выполнении измерений.
Комбинированный урок.
Понятие о физической величине (ФВ), ёе обозначении, измерении, единицах (основных, дольных, кратных). Понятие о физическом приборе. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерения.
Измерительная линейка, секундомер, термометр, мензурка.
§ 4, 5
У1(2)
ОК-2
4.
Лабораторная работа №1
«Определение цены деления измерительного прибора»
Перенести умение определять цену деления и объем жидкости по рисунку мензурки на реальный объект.
Лабораторная работа.
Определение цены деления мензурки, предела измерения, погрешности измерения, определение объема жидкости, объема тела произвольной формы.
Мензурка, стакан с водой, пузырек произвольного объема, тело неправильной формы на нити.
ОК-1,2
(по выбору)
§ 6
СР: составить схему:
физика-техника,
физика - наука
5.
Зачем изучают физику?
Развить кругозор учащихся при выяснении значения физики в жизни человека и общества; показать невозможность физического прогресса без знания физических законов.
Комбинированный урок.
Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. Научно-технический прогресс.
Современные электронные устройства.
§6
ОК-3
СР: составить схему:
Физика - Ученые
6.
Что, как и зачем изучает физика?
Повторить ранее изученный материал, формировать умение вести рассказ, выражать свои мысли правильным «физическим» языком, проявлять коммуникативные способности в групповой работе.
Урок закрепления знаний.
Урок - групповая работа состоит из этапов:
Разминка (ответы на ключевые вопросы темы)
Определи явление (какие из явлений химические, какие физические)
ФВ и её измерение (Что значит измерить ФВ?, Кратные и дольные единицы метра, Старинные меры длины, Составь фразу, Опиши прибор по плану)
Отгадай кроссворд
Исторический конкурс (ученый – страна- открытие)
Подведение итогов.
Сигнальные карточки
Конверт с фразой «Наблюдение и опыты – основа физических знаний»
Приборы: термометр, барометр, мензурка, безмен, линейка, часы.
Сетка кроссвордов и их описание.
§ 1-6
ОК-1,2
(по выбору)
П. «Что я знаю о движении?»
Ф-7 ВВЕДЕНИЕ (6 часов)
Урок 1/1
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА?
§1 (примеры явлений), ОК-1
Урок 2/1
КАК ИЗУЧАЮТ ФИЗИКУ?
§ 3 ОК-2
Урок 3/3
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПРИБОРЫ.
§ 4,5 У1 (2) ОК-2
Урок 4/4
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
«Определение цены деления измерительного прибора»
§6 (Составить схемы физика-техника, физика- наука)
ОК-1,2 (по выбору)
Урок 5/5
ЗАЧЕМ УЗУЧАЮТ ФИЗИКУ?
§6 (Составить схему физика -ученые) ОК-3
Урок 6/6
ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА?
ОК-1,2 (по выбору) П «Что я знаю о движении?»
Ф-7 ВВЕДЕНИЕ (6часов)
КВВК темы «ВВЕДЕНИЕ»
Что такое природа?
Что вы знаете о слове «фюзис»?
Что такое физика?
Что называется явлением природы?
Что такое закон природы?
Какие явления существуют в природе?
Приведите примеры химических явлений.
Приведите примеры физических явлений.
Какие явления помогают изучать природу?
Что входит в понятие «знание»?
Какие методы изучения природы вы знаете?
Что такое физическая величина (примеры)?
Что такое физический прибор (прибор)?
Что такое дольные ФВ?
Что такое кратные ФВ?
Что значит измерить ФВ?
Каково назначение физики как науки?
Как способствует физика развитию науки?
Ф-7 ВВЕДЕНИЕ (6 часов)
Урок 1/1
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА?
§ 1 (примеры явлений) ОК-1
ОК-1
ПРИРОДА (П) – ( лес, вода, Земля, человек)
Гр. «фюзис»
Аристотель (Древняя Греция) – IV в до н. э.
Ломоносов М.В. (Россия) – XVIII в.
ФИЗИКА
География
НАУКА О ПРИРОДЕ
Биология
ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДЫ
Астрономия
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
Химия
ПОЧЕМУ? КАК?
История
ОБЩИЕ ЗАКОНЫ
(ПРИЧИНЫ, СВЯЗИ)
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
ФИЗИЧЕСКИЕ
ХИМИЧЕСКИЕ
Механические
Тепловые
Звуковые
Световые
Электрические
Магнитные
Ф-7 ВВЕДЕНИЕ (6 часов)
Урок 2/2
КАК ИЗУЧАЮТ ФИЗИКУ?
§ 3 У1 (у) ОК-2
ОК-2
ЗНАНИЕ (З)
ФАКТЫ
ПОНЯТИЯ
ЗАКОНЫ
ТЕОРИЯ
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
ГИПОТЕЗА НАБЛЮДЕНИЕ
ИДЕЯ ОПЫТЫ
МОДЕЛЬ ИЗМЕРЕНИЕ
ФИЗИЧЕСКИЕ
ВЕЛИЧИНЫ (ФВ) ПРИБОРЫ
длина (l) [l]=1м линейка
площадь (S) [S]=1м2
объем (V) [V]=1мв мензурка
время (t) [t]=1c часы
температура (t°) [t°]=1°C термометр
масса (m) [m]=1кг весы
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ДОЛЬНЫЕ КРАТНЫЕ
микро- милли- санти- деци- гекто- кило- мега-
(13 EMBED Equation.3 1415) (м) (с) (д.) (г) (к) (М)
10-6 10-3 10-2 10-1 < 1 < 102 103 106
III. ИЗМЕРИТЬ ФВ – сравнить с единицей измерения
Цена деления (ц.д.)
2 3 Погрешность ц.д./2
1 ШКАЛА 4 Предел (max)!
Ф-7 ВВЕДЕНИЕ (6 часов)
Урок 3/3
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ПРИБОРЫ.
§ 4,5 ОК-2 (II, III)
тетради для СР,ЛР,КР
ПЛАН ОТВЕТА О ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЕ (ФВ):
1.Название, характер (СФВ, ВФВ)
2.Условное обозначение
3.Определение
4.Формула для расчета
5.Единица измерения (основная – эталон)
6.Прибор для измерения (прямой, косвенный)
ПЛАН ОТВЕТА О ФИЗИЧЕСКОМ ПРИБОРЕ:
Название
Назначение (для чего?)
Устройство
Принцип действия (физическое явление)
Применение (где?)
Урок 4/4
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
«Определение цены деления измерительного прибора»
§6 (СР с учебником «физика-наука», «физика-техника»)
ОК-1,2 (по выбору)
НАЗВАНИЕ
МЕНЗУРКА
ТЕРМОМЕТР
ЛИНЕЙКА
НАЗНАЧЕНИЕ
Измерение объема жидкости
Измерение температуры
Измерение длины
ПРЕДЕЛ
150 см 3
100°С
25 см=0,25м
ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ
2см3
1°С
1мм=0,001м
ПОГРЕШНОСТЬ
1см3
0,5°С
0,5мм=0,0005м
Ф-7 ВВЕДЕНИЕ (6часов)
Урок 5/5
ЗАЧЕМ ИЗУЧАЮТ ФИЗИКУ?
§ 6 (СР с учебником, дополнительной литературой «физика-ученые»,
«старинные меры длины») ОК-3
ОК-3
ФИЗИКА-НАУКА
Открывает и проверяет факты
Определяет термины, понятия
Открывает и проверяет законы
Создает теории, предсказывает явления, объясняет факты
ФИЗИКА-ТЕХНИКА
Новые виды техники (радио, телевидение)
Новые материалы (полиэтилен, капрон, каучук, вольфрам..)
Новые источники энергии (атомная, солнечная, геотермальная, приливная, ветряная)
Автоматы и роботы для производства
Новые средства передвижения (пароход (воз), теплоход (воз), электровоз, автомобиль..)
Новые средства связи (телефоны, радио )
Электронные устройства, ЭВМ .
ФИЗИКА-УЧЕНЫЕ
Аристотель, Архимед (Древняя Греция)
Н. Коперник (Польша)
И.Кеплер (Германия)
Г.Галилей, Э. Торричелли (Италия)
Б.Паскаль (Франция)
И.Ньютон (Англия)
Ломоносов М.В., А.Попов, Н.Жуковский, П.Яблочков, А.Лодыгин, С.Вавилов, Э.Циолковский, С.Королев, И.Курчатов (Россия)
Ф-7 ВВЕДЕНИЕ (6часов)
Урок 6/6
ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА?
(повторительно-обобщающий урок, групповая работа )
РАЗМИНКА.
Что такое природа?
Что вы знаете о слове «фюзис»?
Что такое физика?
Что называется явлением природы?
Что такое закон природы?
Какие явления существуют в природе?
Какие физические явления вы знаете?
Какие науки помогают физике изучать природу?
ОПРЕДЕЛИТЬ ЯВЛЕНИЕ.
Какие из перечисленных явлений физические, химические? (работа с сигнальной картой)
Таяние снега
Нагревание воды
Гниение соломы
Сверкание молнии
Почернение серебряной монеты
Горение свечи
ЧТО ЗНАЧИТ ИЗМЕРИТЬ ФИЗИЧЕСКУЮ ВЕЛИЧИНУ?
Приведите примеры физических величин.
Назовите дольные и кратные единицы длины.
Назовите старинные единицы длины
Составьте фразу «Наблюдение и опыты - основа физических знаний»
Расскажите по плану о приборах: термометр, барометр, мензурка, весы, линейка, часах.
IV. ОТГАДАЙ КРОССВОРД
Слова по горизонтали должны означать:
греческое слово, означающее в переводе «природа» (фюзис)
изменения, происходящие в природе (явление)
связь явлений природы (закон)
окружающий человека мир (природа)
измерительный прибор (мензурка)
источник физических знаний (наблюдение)
Если все слова отгаданы верно, то в выделенных клетках по вертикали получится слово, означающее науку о природе (физика)
1
2
3
4
5
6
V. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС
АРИСТОТЕЛЬ -ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ – «ФЮЗИС»
ЛОМОНОСОВ М. – РОССИЯ- первый учебник физики
ДЕМОКРИТ – ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ- дискретность строения вещества
КОПЕРНИК Н. – ПОЛЬША –законы движения планет
КЕПЛНР И. – ГЕРМАНИЯ – закон всемирного тяготения
ГАГЛИЛЕЙ Г. – ИТАЛИЯ – явление инерции
НЬЮТОН И. – АНГЛИЯ – законы движения планет
АРХИМЕД – ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ- законы плавания тел
ПАСКАЛЬ Б. – ФРАНЦИЯ- закон давления газа
ТОРРИЧЕЛЛИ Э. – ИТАЛИЯ- измерение атмосферного давления
ГЕРИКЕ О. – ГЕРМАНИЯ - измерение атмосферного давления
ДЕКАРТ Р. – ФРАНЦИЯ – гидростатика
БРОУН Р. – АНГЛИЯ –движение молекул
КАВЕНДИШ Г. – АНГЛИЯ – постоянная всемирного тяготения
РЫЛЕЙ Р. – АНГЛИЯ – размеры молекул
ПОПОВ А. – РОССИЯ – радио
ЖУКОВСКИЙ Н. – РОССИЯ – авиация
ЦИОЛКОВСКИЙ К. – РОССИЯ – космические аппараты
ЯБЛОЧКОВ П. – РОССИЯ – лампа накаливания
ЛОДЫГИН А.- – РОССИЯ – лампа накаливания
КОРОЛЕВ С. – РОССИЯ – исследование космоса
ВАВИЛОВ С. – РОССИЯ – лампа дневного света
КУРЧАТОВ И. – РОССИЯ – ядерная энергетика
УАТТ Д. – США – паровая машина
ДЖОУЛЬ Д. – АНГЛИЯ – закон сохранения энергии
Root Entry