Презентация на тему Платон Алексеевич Ойунский — великий сын народа саха


Жизнь и творчество Платона Алексеевича ОйунскогоАвтор-составитель: учитель якутского языка и литературы Попова Анна Михайловна.МБОУ “Алтанская СОШ” Мегино-Кангаласского улуса, Республика Саха (Якутия) Родился в Таттинском улусе. В 14 лет поступил в сельскую школу. После окончания ее переехал в г. Якутск, где учился в учительской семинарии. Начало революционной и литературной деятельности относится к марту 1917г. Тогда же, по заданию Ем. Ярославского, написал стихотворение “Үлэһит ырыата” (“Песня труженика”), ознаменовавшее собой рождение якутской советской поэзии. Поэтическое творчество П.Слепцова-Ойуунского неразрывно связано с его революционной и общественной деятельностью. После “Песни труженика” он перевел на родной язык “Песню о Соколе” М.Горького, написал в 1919г. Свое боевое послание другу М.К.Аммосову – стихотворение “Син-биир буолбаат?” (“Не все ль равно”) и работал над драматической поэмой “Кыһыл ойуун” (“Красный шаман”). В декабре 1921г. перевел “Интернационал”. В поэзии поэта отражены основные события революционного преобразования и социалистического строительства в Якутии.Слепцов Платон Алексеевич-Ойуунускай (10.11.1893-31.10.1939) – основоположник якутской, советской литературы. Таатта – родина П.А.Ойунского. Таатта – внучатый приток великой Лены, она впадает в Алдан – правый приток Лены. Тохтобул – самый красивый алас Таатты, Здесь находился сайылык (летник) родителей Платона и многих их односельчан Юрта-мазанка с пристроенным хотоном (хлевом) да хозяйственный амбар – вот и вся усадьба родителей П.А.ОйунскогоТаттинская земля щедра на таланты – здесь родились писатели А.Е.Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй, А.И.Софронов-Алампа, здесь родилась династия художников Поповых. Здесь родился Платон Слепцов-Ойуунускай. Рано познав нищету и унижение, юный Платон всей душой принял идеи социальной революции: свободу личности, справедливость и равенство перед законом. В дни февральской и октябрьской революций 1917 года, он, подобно Марату и Робеспьеру, был пламенным трибуном-оратором, призывающим угнетенную якутскую бедноту на борьбу за светлое будущее. “Марсельеза” Руже де Лиля, рожденная на баррикадах Великой Французской революции, стала любимой песней и якутов. В марте 1917 года Платон Ойунский написал стихи “Үлэһит ырыата” (по мотивам “Рабочей Марсельезы” Петра Лаврова). Сюжет и идея “Марсельезы”, были близки и понятны простому люду и стали массовой песней. Платону Ойунскому был созвучен и революционный дух поэзии Эжена Потье. С большим воодушевлением Ойунский перевел на якутский язык гимн парижских коммунаров. По воспоминаниям боевых соратников и современников поэта, неграмотные якуты далеких захоолустных наслегов пели “Интернационал” на многолюдных митингах и собраниях тех бурных лет на родном якутском языке. (...)П.А.Ойунский выступает на ысыахе перед трудящимися, 1936 год Семья писателя П.А.Ойунский был трижды женат. Первая жена Фекла АлексеевнаСокольникова была болезненной, детей не было. Умерла в 1923 году, когда Платон Алексеевич повез ее на лечение, похоронена на станции у г. Красноярска. В 1926 году женился на Татьяне Дмитртиевне Александровой, был один ребенок – девочка, умершая в младенчестве, жена скончалась в начале 1930 года. Вскоре женился на Акулине Николаевне Борисовой, от которой родилось четыре девочки, две умерли в раннем возросте, в живых остались Саргылана и Сардана. Еще приемная дочь Мария, родившаяся от первого брака Акулины Николаевны... Нежные чувства супружеской и отцовской любви он выразил в стихотворении, посвященном Акулине Николаевне: Мать моих четверых Малышей озорных! Огнедышит бокал, Жарок сердца накал. Пьем, родная моя, Свет Акуча моя! П.А.ОЙУНСКИЙ - ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬВ 1922 г. П.Слепцова-Ойунского избирают председателем совнаркома Якутской АССР, затем председателем Центрального Исполнительного Комитета Советов ЯАССР. Член ЦИК ССРС второго и третьего созывов, делегат X съезда РКП(б), XI Всероссийского, II Всесоюзного съезда Советов и I Всесоюзного съезда советских писателей. На съезде был избран членом правления СП ССРС. В декабре 1937 г. избран депутатом Верховного Совета ССРС. Воссозданный им народный эпос “Дьулуруйар Ньургун Боотур” (“Нюргун Боотур Стремительный”) (свыше 36 тысяч стихотворных строк) стал ныне достоянием всероссийского и мирового читателя благодоря переводу на русский язык выдающимся русским поэтом В.Державиным.П.А.Ойунский - сказитель“Мне посчастливилось прикоснуться к олоҥхо - я написал послесловие к русскому изданию “Нюргуна Боотура Стремительного”, этого бессмертного творения якутского народа. Оно вполне достойно стать ряд с великими эпическими творениями народов мира. Воссоздав в совершенной и стройной форме якутский героический эпос, Платон Ойунский совершил подвиг...” В.Державин Cказание “Нюргун Боотур Стремительный” “... Неиссякаемым источником его творчестве вдохновения был родной фольклор. С десяти лет отец сказывал эпические песни-олоҥхо, а в зрелом возрасте создал монументальное сказание “Нюргун Боотур Стремительный” (свыше 36 тысяч стихотворных строк). ... Благодаря титанической работе талантливого поэта-переводчика Владимира Державина, “Нюргун Боотур Стремительный” стал доступен к русскоязычному читателю и занял достойное место рядом с киргизским “Манасом”, с калмыцким “Джангаром”, с “Витязем в тигровой шкуре” грузинского поэта Шота Руставелли, с “Песней о Гайавате” американского поэта Лонгфелло и многими другими шедеврами,памятниками мировой культуры”. Сардана Ойунская “Слово об отце” вошло в сборник “(Үһүс төгүлүн букатыннаахтык эргиллии” (Ничто не смыло его величия). Составитель-редактор Кустуров Д.В. Изд. Бичик: Якутск, 1997. Олоҥхо – эпос народа саха П.А.ОЙУНСКИЙ-ПЕРЕВОДЧИКП.Слепцов-Ойуунускай переводил на родной язык произведения классиков русской и мировой литературы: Пушкина, Горького, Жуковского, Гете, Петефи.“Платон Ойунский еще в юные годы пробовал свое перо на ниве перевода... В чудом сохранившейся поэтической тетради П.А.Ойунского... Есть перевод басни И.Крылова “Кот и повар”, сказки В.Жуковского “Кот в сапогах”, стиха М.Лермонтова “Молитва” (На мотив “В минуту...”) и А.С.Пушкина “Туча”. Перевел и другие произведения Пушкина: “Кинжал” (1936), “Пророг”(1930), сцену у фонтана из драмы “Борис Годунов”...” Сардана Ойунская Он отдавал много сил и энергии развитию письменности и печати на родном языке, книгоиздательского дела, народного образования, науки и культуры в республике. На I Всеякутской конференции советских писателей (1934) был избран председателем правления Якутского отделения СП СССР. В 1935 г. в Институте Национальностей при ЦИК СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата лингвистических наук и стал директором созданного по его инициативе первого в республике Научно-исследовательского института языка и культуры. Велика заслуги П.Слепцова-Ойунского и в разработке проблем развития якутского литературного языка, новых форм в поэзии.П.А.ОЙУНСКИЙ-УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Основные произведения П.А.ОйунскогоПоэзия: “Син-биир буолбаат?!”(1919), “Көҥүл ырыата”(1922), “Былааһы-Совекка”(1926), “Өрүөл кэриэһэ”(1929), “Бырастыы”(1932), “Кэтэһии”(1936), “Туруҥ,туруҥ, туойуҥ”(1930)... Лириката: “Доҕорбор Сүөкүччэҕэ”(1922), “Ийэм Дьэбдьэкиэй уҥуоҕар”(1937), “Таатта үрэх үрдүгэр”(1936), “Татыйык ыллыыра”(1932)... Проза. Рассказы: “Түүл дуу, олох дуу?”(), “Сүрэх”(1937), “Иирбит Ньукуус”(1923), “Александр Македонскай”(1935), “Омуннаах оҕо”, “Бултаах сир”. Повести: “Дьэбэрэттэн тахсыы”, “Улуу Кудаҥса”(1929), “Дойду оҕото Дорогуунап Ньукулай”. Драма. “Большевик”, “Оҕоҕо баҕарбыт”(1923), “Ыраахтааҕы ыйааҕа”, “Туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо”(1930), “Кыһыл ойуун”(1917-1925) и.т.д. Произведения, входящие в школьную программу“Оҕо куйуурдуу турара” (рассказ)-6 класс“Сүрэх” (рассказ)-7класс“Өрүөл кэриэһэ”, “Муора” (стихотворение)-7класс“Иирбит Ньукуус”(рассказ)-9 класс“Улуу Кудаҥса” (повесть)-9 класс“Кыһыл ойуун” (драма-поэма)-10 класс ВИКТОРИНАНачало литературной деятельности П.А.Ойунского? Первые его произведения? Какие? (Ответ: 1917с. Емельян Ярославскай сорудаҕынан «Үлэhит ырыата» - диэн хоhоону суруйбута. «Ыраахтааҕы ыйааҕа» - комедия, 1917 с.)Когда и где вступил в ряды ВКП(б)? Хас сыллаахха, ханна П.А.Ойуунускай партия чилиэнэ буолбутай? (Ответ: 1918 с. кулун тутарга Томскайдааҕы учительскай институкка үөрэнэ сылдьан).В каких учебных заведениях учился? Дойду ханнык үрдүкү үөрэҕин заведениеларыгар үөрэммитэй? Какая ученая степень присвоено? Когда? (Эппиэтэ: Бастаан Томскайдааҕы учительскай институт юридическай факультетыгар 1917 с. үөрэнэ киирбитэ. 1935 с. ССРС КСК национальнай институтугар филологическай наука кандидатын аатын ылбыта). Какие драматические произведения написал? П.А.Ойуунускай ханнык драматическай айымньылары суруйбутай? (Эппиэтэ: «Ыраахтааҕы ыйааҕа», «Оҕоҕо баҕарбыт», «Большевик», «Туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо», «Кыhыл ойуун», «Улуу Куданса», «Бырастыы», «Алампа, Алампа»).На каких ответственных должностях работал? Ханнык эппиэттээх государственнай дуоhунастарга үлэлээбитэй? (Эппиэтэ: 1922 – 1926 сс. Саха АССР народнай комиссариатын Советын председателэ, онтон САССР Киин Ситэриилээх Советын председателэ, үөрэҕэрии уонна доруобуйа харыстабылын народнай комиссара. Саха государственнай издательствотын уонна типографиятын директора, итини тэнэ тылы уонна культураны чинчийэр научнай институтка эмиэ директорынан ананан үлэлээбитэ).Длина косы Туйаарымы Куо из олоҥхо «Ньургун Боотур» ? Олоҥхоҕо баар суhуоҕун уhуна төhөнүй? (Эппиэтэ: тоҕус былас).Кто переводил олоҥхо «Ньургун Боотур» на русский язык? Олоҥхону нууччалыы тылбаастаабыт кимий? (Эппиэтэ: Владимир Державин).«Дьэ дьикти – дьиибэ буолар эбит, үрүҥнэр былаастарыгар киhини уматар сокуон баар эбит, хабаланы уматар сокуон суох эбит…Кулут бииhигэр куhаҕаны онорбут айыым суоҕа, кумалаан аймаҕы холдьохпут, хоннорботох буруйум суоҕа…Дьүhүн уларыйар, уот – сиэмэ буолар кэмим кэллэ. Умата тардын!!! Умата тардын!!!» Какие артисты сыграли роль Красного шамана на сцене драмтеатра «Кыhыл ойуун (Красный шаман)» диэн драматическай поэма театр сценатыгар толоруллуутугар оонньообут артыыстар кимнээхтэрий? (Эппиэтэ: Н.П.Слепцов, Н.Баскаров). Лауреаты государственной премии ЯАССР имени П.А.Ойуунуского. П.А.Ойуунускай аатынан САССР государственнай премия лауреаттарыттан кими билэҕит? С какого года присуждается премия?! хаhан олохтоммутай? (Эппиэтэ: Премия 1996 с. Тохсунньу 27 кунугэр олохтоммута. Софрон Данилов - «Сүрэх тэбэрин тухары» кинигэ автора, Н. Христофорова, Алексей Попов – артыыстар, Сивцев Суорун Омоллоон – суруйааччы, Семен Курилов – поэт, Владимир Державин - поэт, «Дьулуруйар Ньургун Боотур» олоҥхо тылбаасчыта).П.А.Ойуунускай үстэ кэргэннэммитэ. П.А.Ойунский был трижды женат. Как звали этих жен? Кинилэр ааттара кимнээхтэрий? (Эппиэтэ: Фекла Алексеевна Сокольникова, Татьяна Дмитрьевна Александрова, Акулина Николаевна Борисова).Сколько было детей у Ойунского? Ойуунускай хас оҕоломмутай? Имена? Ааттара кимнээхтэрий? (Эппиэтэ: 4 – Саргылана, Сардаана, Октябрина, Платонида).Кому посвятил П.А.Ойунский свое стихотворение «Бу уоттаах бакаалы»? «Бу уоттаах бакаалы»диэн хоhоонун кимиэхэ анаабытай? (Эппиэтэ: 3-с кэргэнигэр Акулина Николаевна Борисоваҕа).Кому посвятил Платон Алексеевич произведение «Туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо» ? (Эппиэтэ: 2-с кэргэнигэр Татьяна Дмитрьевна Александроваҕа). Максим Кирович Аммосов – друг П.А.Слепцова-Ойунского Их имена стоят рядом – когда говорят о Платоне Ойунском, то вспоминают имя Максима Аммосова. Узами взаимной дружбы и верности были связаны жизни Максима Аммосова и Платона Слепцова-Ойунского. Судьбе было угодно завязать жизни Максима и Платона в неразрывный узел: учились в одном учебном заведении, жили “на хлебах” у одного хозяина – сколько же было юношеских мечтаний, задушевных бесед, разговоров и споров о судьбе родного края и родного народа саха. В их жизни было все: и первые молодежные нелегальные кружки зарождающейся национальной интеллигенции, и подпольные кружки ссыльных большевиков-ленинцев. И опьяняющие свободой первые дни Февральской, и бурный круговорот Октябрьской революций 1917 года, и годы гражданской войны, и годы разрухи, и годы строительства новой социалистической жизни. Имена Максима Аммосова, Платона Ойунского и их соратников Степана Аржакова, Исидора Барахова, Степана Васильева и многих других навечно вписаны в историю Якутии. Да, только так, друзья мои!На путь борьбы мы смело стали,Чтоб пламя битвы разгорелосьНа нашей на родной земле,Чтоб всем якутам-беднякамОткрылись в будущее двери.Мы ниспровергнем старый строй!А где бороться нам с врагамиИ где прольется наша кровь –Не все ли равно?!?!!?!... Да, только так, друзья мои!Я не могу себе представить,Чтоб мой собрат, мой современникПридет в унынье оттого,Что предстоит ему разлукаС родимым краем навсегда.Куда судьба ни занесет насИ где бы ни пришлось работать -Не все ли равно?!Юный поэт-романтик посвятил своему другу одно из первых стихотворений, написанное в деревне Казанка в Томской области во время ссылки в 1919 году “Не все ли равно?!” Вскоре, действительно, разошлись их пути-дороги. Максим Аммосов работал в аппарате ЦК партии, был направлен секретарем Обкома ВКП(б) в Казахстан, а потом в Киргизию, но духовная связь их была крепка до конца жизни... Платон Ойунский свое программное философское произведение “Красный шаман” посвятил другу: Максим! Ты мне, как брату, говорил: “Цени слова, не распыли их пыл, Не отступайся от мечты своей, Не падай, не сдавайся, не робей!..” Да будет так, как ты сказал, Максим! Да светит свет твой над путем моим! Максим и Платон до трагического конца жизни остались верными друзьями, и тот и другой погибди в годы сталинских репрессий, были почти одновременно реабилитированы посмертно... Конкурс “Вспомни биографию писателя” Какое значение имели эти дни в жизни писателя?24.05.191401.05.192218.06.192628.03.193416.12.193404.04.193517.04.193511.09.193602.02.193731.10.193917.04.1970 02.199101.02.199329.10.199305-07.12.1993 Именем П.Слепцова-Ойунского названы Якутский академический драматический театр, писательский музей, одна из улиц г.Якутска. В 1966 г. Совет Министров Якутской АССР учредил Государственную премию им. П.Слепцова-Ойунского, присуждаемую за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры.В годы культа личностиП.Слепцова-Ойуунуского был необоснованно репрессировани умер в тюрьме. Полностью реабилитирован 15 октября 1955 г.Увековечение имени великого сына народа саха Үс саха төрүөҕэр,Үөрүүлээх күнүгэрМин ырыам ылланыа,Мин аатым ааттаныа...* * *А якутский народМою песню споет,Среди ясного дня,Вспоминая меня... Клянусь цветеньем и теплом,Чертами женщины моей,Чьи взоры ярче вешних дней, -Прервется боль, сгорит беда,Придут счастливые года, Испепелят жестокий век –И станет богом человек!П.А.Ойунский . “Красный шаман”. Перевел В.Корчагин