Урок моделирующего типа по теме Образ Прометея в мировой художественной культуре

Образ Прометея в мировой художественной культуре
(Урок моделирующего типа)

Цель. Познакомиться с мифологическим героем; через анализ образа Прометея приблизиться к раскрытию системы ценностей и картины мира древних греков; рассмотреть образ Прометея в разных произведениях мировой художественной культуры.
Концепция. Титан! С надмирной высоты
На тех, чья горестна дорога,
На муки смертных тварей ты
Не мог смотреть с презреньем бога.
(Байрон)
Рекомендуемое оформление: фото бюста Эсхила; иллюстрации театров Древней Греции; тексты с мифом о Прометее; тексты с эпизодом из трагедии Эсхила «Прометей Прикованный»; стихотворение Д.Г. Байрона «Прометей»; музыка: Ф. Лист «Прометей», А.Н. Скрябин «Прометей. Поэма огня».
Способы деятельности на уроке: абстрагирование, анализ, сравнение и обобщение.

Образ Прометея в мифологии.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с необычным образом, который подарила нам древнегреческая мифология. Ребята, вы прочитали миф о Прометее. Расскажите историю рождения титана.

Каково участие Прометея в титаномахии?
Прометей и люди.
Как жили люди до того, как им стал помогать титан? Почему боги не хотели изменить положения людей? Как Зевс отзывался о людях?
(Работа с текстом мифа)
Почему Прометей решился похитить огонь?
(Чтение сцены похищения огня)
Чему научил людей Прометей? Почему?
Счастье – помогать слабым и видеть их просветлённые, улыбающиеся лица.
Прометей и Зевс.
Почему Зевс разгневался?
Каково поведение титана во время разговора с царём богов?
Какое наказание было назначено Прометею?
Почему для исполнения приказа Зевса был выбран Гефест?
Муки титана.
(Чтение эпизода)
Освобождение титана.
Кто освободил титана? Случайно ли освободителем титана является Геракл?

Образ Прометея в трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».

Что мы знаем об античном театре? (Сообщение учащегося)
Что известно вам об Эсхиле?

Эсхил – «отец трагедии» и «воспитатель народа». Самая известная трагедия Эсхила – «Прометей Прикованный».

Чтение и анализ монолога Прометея.

Напрасен ли труд и подвиг Прометея?

Прометей в трагедии, спасая людей, борется с тиранией.
Образ Прометея – гуманистическая идея любви к человеку.


Образ Прометея
в произведениях Д.Г. Байрона, Ф. Листа и А.Н. Скрябина.

Чтение и анализ стихотворения Д.Г. Байрона.
Прослушивание музыки Ф. Листа и А.Н. Скрябина.
(Обмен впечатлениями о прослушанных произведениях)

Почему же образ Прометея интересен людям искусства? Что они пытаются найти в образе мифологического героя?

Обобщение и выводы делают учащиеся.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Найдите произведения искусства, посвящённые образу Прометея. Сравните трактовку образа титана с мифологическим героем.
15