Технологическая карта урока Раздел: Взаимодействие тел № урока: 25 Тема урока: Связь между силой тяжести и массой тела.
Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: Югай Н.Б. Предмет: Физика Класс: 7
Раздел: Взаимодействие тел
№ урока: 25
Тема урока: Связь между силой тяжести и массой тела.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Вывести связь между силой тяжести и массой тела, познакомиться с динамометрами.
Задачи урока: - умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела;
- понимание принципов действия динамометра;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики;
Обучающие Развивающие: а) развитие творческого мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.
Воспитательные: - формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие интеллекта и речи учащихся, привитие навыков самостоятельной и аналитической работы,
- организация работы учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
- обобщение и систематизация материала по теме; продолжить формирование умения работать в парах, объективно оценивать работу одноклассников (при взаимопроверке); воспитывать добросовестное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность; стремление к получению знаний.
Планируемые результаты: Личностные: ученики научатся управлять своей познавательной деятельностью, и получат потребность к формированию и развитию познавательных способностей.
Метапредметные: классифицировать и описывать явления, характеризовать их физические свойства, сравнивать простых и сложных вещи; использовать различные источники для получения информации; уметь делать выводы.
Предметные: Ученики расширят и углубят знания о науки, которая изучает силы в механики; систематизируют знания о силах в природе.
Средства обучения: Учебное пособие; компьютер, экран, проектор.
Форма урока: Информирующая беседа: коллективная, индивидуальная, групповая.
Эвристическая беседа.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Проверка учащихся по списку, готовность их к уроку (учебник, рабочая тетрадь, принадлежности) Психологический настрой на урок. Учитель: создает ситуацию успеха, комфортные условия для всех учащихся.
Посмотрите, все ли есть у вас для успешного обучения на уроке Физики? Факты, послужившие основой связи между силой тяжести и массой тела.
Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимисяАктуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний обучающихся.
Работа у доски.
Решение расчетных и качественных задач.
1.Как вычисляют силу тяжести, действующей на тело любой массы?
2.Если опора неподвижна, или движется прямолинейно и равномерно, то чему будет равен вес тела по своему числовому движению?
3.Масса каждого груза равна 100 г. Каково показание динамометра? Работа с классом.
Вопросы для устного опроса:
1.Каую силу называют силой тяжести? По какой формуле ее можно рассчитать?
2.Что измеряют с помощью динамометра?
2.Почему покоятся предметы, имеющие опору или висящие на веревке?
3.Вес это …?
4.Каково направление веса тела?
5. Вес векторная величина или скалярная? Почему?
6.В чем отличие веса тела от силы тяжести?
7.Формула, по которой рассчитывают вес тела?
7.Объясните формулу: Р = Fт
8.Почему тело может не иметь веса, т.е. находится в состоянии невесомости? Овладение умениями
наблюдать и делать выводы. Проводить простые эксперименты.
Учащиеся научатся системно-информационному анализу сравнения, обобщения, систематизации, выявлению причинно-следственных связей, поиску аналогов; использования различных источников для получения физической информации, формулирования гипотезы, умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации. Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися; познавательные:Анализ формулировок, выводов с целью актуализации и закрепления темы.
Постановка учебной цели и задач
Вопрос классу. Проблемная ситуация.
Факты, послужившие основой связи между силой тяжести и массой тела. Ставят учебную цель.
Эвристическая беседа.
Предлагают варианты решения проблемы. Научатся по фактам и предложенным заданиям (связанным с жизненным опытом, в нестандартной форме, физика ф х/л) сформулировать тему урока.
Формулирование познавательной цели и задач, темы урока; логические варианты решения проблемы;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимисяИзучение нового материала Проводит информирующую беседу, с опорой на жизненный опыт.
Работа в тетради: запись темы урока; основных понятий.
Разбор наиболее трудных моментов.
Работа с учебником: получение информации.
Выдвижения гипотез, сбора фактов, анализ опытов, экспериментов, умение делать выводы. 1.От каких факторов зависит сила тяжести, при неизменной массе тела?
2.Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами?
3.Что значит выражение, силу, как любую физическую величину можно измерить?
4.Что принято за единицу силы?
4.Как направлена сила тяжести?
5. Сила тяжести векторная величина или скалярная? Почему?
6.В чем отличие веса тела от силы тяжести?
7. На столе стоит чайник с водой массой 1,7 кг. Определите силу тяжести и вес чайника. Покажите эти силы на рисунке. Учащиеся научаться определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. Научаться решать теоретические и практические задачи по теме урока.
Описывать явление падения тел; приводить примеры.
Объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы. Классифицировать и описывать природные явления. Ставить простейшие опыты, устанавливать определенные закономерности и находить им полезное применение.
Первоначальное закрепление нового материала Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение
Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма.
Разноуровневые задания.
1.Определите силу тяжести действующую на тело массой 3,5 кг; 400; 1,5 т; 60 г.
2. Найдите вес тела массой 5 кг; 300 г.
3.Вес человека 700 Н. Определите его массу. Сделайте рисунок и покажите его вес тела.
4. Выразите в ньютонах следующие силы: 240 кН, 25 кН, 5 кН, 0,2 кН.
5.На столе стоит телевизор. Определите силу тяжести и вес телевизора. Изобразите силы на рисунке.
Фронтальная работа
Используя динамометр установить, как связана сила тяжести с массой тела. Для этого у вас на столах находится лабораторное оборудование: динамометр и набор грузов по 100 г. Полученные данные занести в таблицу:
m, кг Fтяж, Н Fтяж /m Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Рефлексия
Итог урока Организует рефлексию
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия
На слайде показаны три рисунка: чемодан, мясорубка и корзина.
Ученикам предлагают выбрать, как они поступят с информацией, которую получили на уроке. Вопросы, возникающие по мере высказываний учащихся. Что нового вы узнали на уроке о силе тяжести и массе тела? Мы достигли цели нашего урока или нет?
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; оценивать работу своих одноклассников.
Домашнее задание § 28. Вопросы к §(у). Упр. 10.