Конспект урока по технологии на тему: Развитие волевых качеств2
Тема: Волевые качества личности
Цель: повышение психологической грамотности; расширение границ самопознания
Задачи:
Способствовать осознанию роли волевых качеств характера человека в его жизни
Учить определять уровень развития собственных волевых качеств
Обсудить ситуации, в которых необходима волевая регуляция
Познакомить со способами развития волевых качеств
Организационный момент
Вступительная беседа
-Сегодня мы с вами познакомимся с Волей человека и волевыми качествами человека.
-Ребята, скажите, а как вы понимаете слово «ВОЛЯ»?
-Что такое воля? «Хочу», «хочется»? Каждый человек ставит себе цель, к достижению которой он стремится. Одному хотелось бы изобрести нечто очень нужное людям, другому - стать выдающимся мастером своего дела, третьему - завоевать спортивный разряд и достичь рекордов, четвертому - вызвать восторженные рукоплескания своей игрой на музыкальном инструменте. Есть цели и более скромные: получить высокую оценку за ответ на уроке, найти работу по избранной специальности, поступить учиться. Чтобы достигнуть той или иной цели, мы совершаем сознательные действия, одни действия совершаются легко, а другие - только после преодоления трудностей.
В чем же суть этих трудностей? Например, чтобы получить профессию, нужно овладеть определенными знаниями без них к цели не придешь. Однако овладеть знаниями далеко не легко и не всегда просто. Некоторые сведения плохо запоминаются, а сидеть долго над книгой - значит пропустить множество интересных дел: встречи с друзьями, футбол, кино и т. д. Некоторые материалы трудно понять и хочется отодвинуть их в сторону, вместо занятий хочется прочитать интересную книг Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленной цели.-Воля – это психический процесс, который заключается в преодолении трудностей и препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели. Она возникла вместе с появлением общества и труда.
-Откройте свои тетради, запишите число, тему сегодняшнего урока и записываем определения «воли».
-----Учились в одном классе две девочки, обе увлекались фигурным катанием, все свое свободное время они отводили конькам, ходили на тренировки, смотрели соревнования по фигурному катанию. Обе решили получить спортивный разряд. Но прошло некоторое время - и отношение подруг к любимому делу резко изменилось. Одна из них, заходя к подруге, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется сходить в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». На следующий год одна из них получила спортивный разряд, а другая с завистью сказала по этому поводу: «Какая ты счастливая: добилась своего - выучилась фигурному катанию, получила разряд! Мне тоже хочется, да вот... не получилось».
Обсуждение.
1) Почему подруга не получила разряд, что ей помешало?
2) А как бы вы поступили на ее месте?
- Вывод. «Хочется», «не хочется» - тот, кто идет на поводу у этих слов, вряд ли добьется своей цели.------
- Таким образом, можно сказать, волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный - так, как хочется. В этом вся разница между ними. Воля составляет одну из важных черт характера. Люди сильной воли - это в то же время люди твердого характера. Люди не рождаются с сильной волей или слабой, воспитание воли доступно каждому, и воспитывать волю нужно не на любых случаях, а постоянно. Если человек хочет чего-то добиться, то он добьется. Самые разнообразные интересы, стремления, идеалы на ваших глазах воплощаются в жизнь. Не зря говорят: «Жизнь прожить - не поле перейти».у.
- Воля человека проявляется в его поступках и действиях.
Волевое действие совершается по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным.
-Скажите, как вы это понимаете?- Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, т.е. руководство над потребностями, желаниями, мотивами человека. Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий и трудностей при достижении цели требует волевого усилия.
- Волевое действие имеет 3 ступени:
1. Первая ступень – постановка цели (т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия)
2. Вторая ступень – мыслительное планирование (т.е. как и с помощью каких средств добиться поставленной цели)
3. Третья ступень – исполнение, совершение действия
Например: Ставим цель «Научиться хорошо, играть в футбол»; планирование – ходить на футбольные тренировки, слушать наставления тренера, читать литературу о футболе, смотреть игры профессиональных ФК, чтобы набраться опыта; затем все это надо осуществить.
-Запишем эти ступени в тетрадь.
-Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий, но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают 2 видов – внешние и внутренние.
Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия людей, препятствия природы. Внутренние препятствия – зависят от самого человека, это не желание делать то, что нужно; наличие противоположных побуждений; пассивность человека; плохое настроение, привычка действовать необдуманно.
-Запишем схему в тетрадь:
Препятствия
2916555107950014878051079500
внешние внутренние
(не зависят от человека) (зависят от человека)
Воля тесно связана с характером человека. Непосредственно она связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, целеустремленностью. От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не использует свой талант и не чего в жизни не добьется.
. Воля воспитывается в условиях реальной жизни человека, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Развитие воли связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. Чем выше уровень требований и бо́льшая четкость и постоянство их предъявлений — в пределах возрастных и индивидуальных возможностей человека, конечно, тем значительнее и надежнее результаты воспитания.
Поступление в школу — важный этап развития воли. Волевое поведение развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет новые и все более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов — произвольных восприятия, памяти, внимания и пр. В школе формируется умение ребенка управлять своим поведением: вы должны выполнять то, что от вас требуется, а это не всегда совпадает с тем, что вам хочется. Даже дома ради выполнения домашних учебных заданий нужно уметь отказаться от игры, прогулки, просмотра интересной телепередачи и пр. Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, вы должны быть заинтересованы самой учебной деятельностью или какой-либо другой деятельностью.
Известно, что волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным, намеренным и целенаправленным.
-А как вы думаете, что значит «волевые качества человека»? Какие волевые качества бывают?
-К волевым качествам относят: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, упрямство, выдержка (самообладание), мужество и смелость, дисциплинированность.- Давайте разберем каждое определение. Итак,…
Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.
Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям.
Решительность - способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению.
Настойчивость - способность до конца доводить принятые решения, достигать поставленной цели и без лишних задержек переходить к их выполнению.
Упрямство – это преследование неразумных целей
Выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение
Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Мужество и смелость – это готовность человека идти к достижение цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия.
- Жили два друга - Володя Большой и Володя Маленький, учились в одном классе, были неразлучными друзьями, про таких говорят: «Водой не разольешь». И вот наступил день испытания их дружбы. Володю Б. послали в соседнюю деревню навестить больного деда, и с ним пошел Володя М. Когда они отъехали на лыжах за деревню, вдруг затуманилось, поднялась метель. Володя Б. предложил вернуться, но Володя М. сказал, что они успеют доехать до темноты. Володя Б. начал жаловаться, что у него замерзли уши, Володя М. снял свой шарф, закутал его, и они поехали дальше. А метель продолжала бушевать. Володя Б. совсем выбился из сил и заплакал. Тогда Володя М. положил его на лыжи и покатил, но силы тоже покидали его. Ребята решили зарыть лыжи в снег, а передвигаться - перекатываясь по снегу. Вдруг Володя Б. почувствовал под ногами дорогу и увидел огоньки деревни. А Володя М. совсем выбился из сил, и он сказал, чтобы Володя Б. пошел один и сказал взрослым, что он здесь, и те придут за ним. Володя Б. ушел, быстро нашел дом деда, здесь его раздели, напоили чаем, а он так и не смог сказать, что там остался его друг: боялся, что ему снова надо будет идти и показывать дорогу, где он оставил друга, а ему очень не хотелось идти в такую метель. Так и не сказав о друге никому, Володя Б. уснул. Утром жители деревни нашли в снегу Володю М, привезли в больницу. Только благодаря опытным врачам ему спасли жизнь. Так трудности показали, настоящая ли дружба у друзей. Володя Б. оказался трусом, предателем, в трудную минуту он бросил друга в беде, испугался.
1) Почему Володя М. пошел с Володей Б. в деревню?
2) Как Володя М. пытался помочь Володе Б., когда ему было холодно?
3) Как поступил Володя Б., когда нашел дорогу?
4) Почему Володя Б. не сказал взрослым о Володе М.?
5) Как вы бы поступили в такой ситуации?
-Я вам зачитаю отрывок из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома», внимательно послушайте и ответьте на вопрос: Правильно ли Витя понимает, что такое воля?
«Самое главное, подумал я, это режим. Спать буду ложиться пораньше. Вставать тоже буду пораньше и повторять перед школой уроки. После школы буду играть часа полтора в футбол, а потом на свежую голову буду делать уроки. Так, значит, я подумал и пошел играть в футбол, перед тем, как делать уроки. Я твердо решил играть не больше чем полтора часа, от силы - два, но как только я попал на футбольное поле, у меня все из головы вылетело и я очнулся, когда уже совсем наступил вечер. Уроки я опять стал делать поздно, когда голова уже плохо соображала, и дал сам себе обещание, что на следующий день не буду так долго играть. Но на следующий день повторилась та же история. Пока мы играли, я все время думал: „Вот забьем еще один гол, и я пойду домой", - но почему-то так получалось, что, когда мы забивали гол, я решал, что пойду домой, когда мы еще один гол забьем. Так и тянулось до самого вечера. Тогда я сказал сам себе: „Стоп. У меня что-то не получается!" И стал думать, почему же у меня так получается. Вот я думал, думал, и наконец мне стало ясно, что у меня совсем нет воли. Т.е. у меня воля есть, только она не сильная, а совсем-совсем слабенькая воля. Если мне надо что-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя это делать, а если мне не надо чего-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя этого не делать.Вот, например, если я начну читать какую-нибудь интересную книжку, то читаю и читаю и никак не могу оторваться. Мне, например, надо делать уроки или пора уже ложиться спать, а я все читаю... И вот то же самое с этим футболом. Не хватает у меня силы воли кончить вовремя игру, да и только!
Когда я все это обдумал, то даже сам удивился. Я воображал, будто я человек с очень сильной волей и твердым характером, а оказалось, что я человек безвольный, слабохарактерный. Я решил, что мне надо развивать сильную волю. Что нужно делать для этого? Для этого я буду делать не то, что хочется, а то, чего вовсе не хочется. Не хочется утром делать зарядку - а я буду делать. Хочется идти играть в футбол - а я не пойду. Хочется почитать интересную книжку - а я не стану. Решил начать сразу, с этого же дня...
Наутро я встал - мне очень не хотелось делать зарядку, - но я все-таки сделал, потом пошел под кран обливаться холодной водой, потому что обливаться мне тоже не хотелось. Потом позавтракал и пошел в школу. В этот день я решил в футбол не играть, а просто отдохнуть часика полтора и тогда уже взяться за уроки. И вот после обеда я стал отдыхать. Но как отдыхать? Просто так отдыхать ведь не станешь. Отдых - это игра или какое-нибудь интересное занятие. „Чем же заняться? - думаю я. - Во что поиграть?" Потом думаю: „Пойду-ка поиграю с ребятами в футбол". Не успел я это подумать, как ноги сами вынесли меня на улицу. Иду я по улице и вдруг думаю: „Стоп! Что же это я делаю? Раз мне хочется играть в футбол, то не нужно. Разве так воспитывают сильную волю?" Я тут же хотел вернуться назад, но подумал: „Пойду и посмотрю, как ребята играют, а сам играть не буду". Пришел, смотрю, а там уже игра в самом разгаре. Шишкин увидел меня, кричит: „Где же ты ходишь? Нам уже десять голов насажали! Скорей выручай!" И тут уж я сам не заметил, как ввязался в игру. Домой снова вернулся поздно и думаю: „Эх, безвольный я человек! С утра так хорошо начал, а потом из-за этого футбола все испортил!"»
- Итак, правильно ли Витя понимает, что такое воля?
- Что бы вы сделали, чтобы помочь Вите в развитии его воли?
Тестирование «Волевые качества» (стр. 102-104 Е.Н. Прощицкая «Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк», стр. 27 Н.И.Дереклеева «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся )