Классный час Дорожите именем своим
Классный час «Дорожите именем своим»
«Имя человека – это самый сладостный
и самый важный для него звук на любом языке»
(Дейл Карнеги) - слайд 1
Цель: Познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени; Дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества. Расширять кругозор учащихся. Учить соотносить цвет буквы на карточке со своей половой принадлежностью; довести до сознания идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; углубить понятие «тёзка»; Развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность. Развивать умение представлять себя коллективу сверстников; создавать условия для самостоятельного выбора детьми способа украшения своего имени (рисование, аппликация); Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход
Постановка учебной задачи.
Слайд 2
Учитель: ребята, отгадайте загадку.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть.
- Без чего на свете нельзя обойтись?
- Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя!
Учитель: Ребята, как вы думаете, как будет называться тема нашего классного часа. (Ответы учащихся.) – слайд 3
Сообщение темы классного часа
- Тема классного часа «Дорожите именем своим»
- Сегодня, мы познакомимся с историей образования имен, подумаем, что означают наши имена.
«Как выбирали имя в старину?»
(колыбельная мелодия, зажигается свеча)
Мама: Вечер закатил
Солнышко за море
В дверь ко мне
Стучится дрёма
Баю-бай, спи Красава засыпай.
Учитель: - Каким необычным именем мама называет дочку? (Красава)
Учитель: - А как в Древней Руси выбиралось имя? (Ответы детей)
В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена - клички. Как правило, такие имена отражали какое - то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, Надежда, Вера, Любовь – это все древнерусские имена и т. д. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Учитель: Какие еще были имена в древности, нам об этом расскажут ребята. Мы провели небольшое исследование на эту тему.
Предлагаю заслушать выступление ребят. (5 человек).
История русских имён тесно связана с историей русского народа и его языка. Любое древнее имя являлось своеобразной характеристикой человека, ведь имя давалось как примета, по которой можно было выделить человека из семьи или рода. Были имена, которые давались сразу при рождении, например: Улыба, Глазко, Брыка. Иногда имена отражали порядок рождения ребенка: Первой или Первуха, Второй или Вторах, Третьяк, Четвертуха. Время рождения детей имело свое значение. Так появились имена Зима, Метелица, Ярец.
2.Многочисленные внутрисемейные имена отражали внешность младенца. Светлые и белокурые получали имена Белой, Светлой, смуглые и черноволосые - Черной, Чернуха, Чернушка.
3.Имена могли даваться по черте человеческого характера : Добрыня, Храбр, Молчун, Умник, по профессии родителей: Кожемяка, Селянин. За каждым именем стоял понятный всем смысл.
4. Даже в сказках многих народов мира имена главных героев основаны на древних традициях: «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка», «Снегурочка», «Золушка». Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала).
5. А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась. Сказочный персонаж Незнайка получил свое имя за такие качества, как невежество, нежелание учиться! Имя может обозначать и качество личности, и его характер.
6. После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20 - х и 30 - х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая).
7. Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по - рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.
Итог: Какие имена давали детям раньше?
Какие имена вам понравились?
IV. Тайна имени.
- Ребята, а вы знаете, почему ваши родители вас назвали именно так?
- Интересно, что означают Ваши имена? Можете ли вы раскрыть тайну своего имени? (ответы детей).
Учитель: - Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.
- Ребята, мы с вами выяснили, что в нашем классе самые распространённые имена это Максим и Никита? Почему? (ответы детей)
- Самое редкое имя в нашем классе это Альберт.
- Ребята, сейчас, каждый из вас, раскроет тайну своего имени.
Имя Артем в переводе с греческого — «безупречное здоровье». В играх с детьми спокоен, ненавязчив. В школе внимателен, все запоминает, учится хорошо. Взрослея, становится более активным, подвижным, берет на себя инициативу и роль лидера в классе, но руководить собой никому не позволит. Не конфликтен, легко разделяет лидерство с друзьями. Не жаден, готов поделиться самым дорогим с товарищем. Дисциплинирован, Артем никогда не нарушает правил этики, корректен и галантен.
Анастасия — «воскресшая» (греч.) Настенька — имя из русских сказок. Девочке с таким именем как бы предопределено быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Анастасию любят в детском садике, в школе. Она не обманет ожиданий — никогда не будет злобной и мстительной, напротив, беззащитна перед хитрыми, злыми людьми, ее легко обмануть или обидеть. Девочка мечтательна, любит сказки. И в дальнейшем, повзрослев, Настя будет выполнять домашнюю работу только по настроению, хотя в юности научится и шить, и готовить. Любит украшать комнату цветами, ей нравятся изящные вещи.
Мужское имя Альберт считается греческим. В переводе оно звучит как «благородный блеск». Данные представители сильного пола отличаются повышенной сентиментальностью. У Аликов прекрасно развита интуиция. Благодаря аналитическому складу ума Альберт быстро воспринимает информацию и очень точно ее оценивает. Плюсы и минусы личности позволяют говорить об Альберте как о человеке гибком и лояльном. Особенно сильно такие качества помогают ему в работе. Альберт достаточно быстро подстраивается под окружающие его условия. Характеристика имени Альберт позволяет судить о нем как о весьма медлительном человеке. Он привык все делать неторопливо и продумывать свои планы и поступки. Верное решение Альберт способен принять только после долгих раздумий.
Одним из популярных мужских имен сейчас является имя Данил, или Данила. Многие великие люди носили имя Данила, что означает «Бог есть судья». Среди святых и полководцев много людей с таким именем. Данил – очень общительный человек, умеющий находить «нужных» людей и выстраивать с ними крепкие отношения. К положительным характеристикам можно добавить отличное чувство юмора, уравновешенную психику и стальную волю. Маленький Данила любит не только подвижные игры, его может заинтересовать любая головоломка, только вот книги читать он не любит. Учеба будет удаваться только в том случае, если Данил справится со своей энергичностью и неусидчивостью, хотя определенные успехи ему гарантированы.
Катя - красивое женское имя происходит от греческого - катариос, что означает чистый. Характер у обладательницы этого имени спокойный, уравновешенный. В детстве Катя очень подвижный ребенок. Любит шумные игры, всегда хочет находиться в центре внимания, стремится быть на первом месте. С самого раннего детства у Кати проявляется множество способностей и талантов. Екатерина обладает отличной памятью, общительна, незаурядна.
Значение имени Михаил нужно искать в древности. Михаил - богоподобный (имя Михаил еврейского происхождения). Всегда и сейчас это имя популярно. Маленький Миша с малого возраста дружелюбный и компанейский мальчишка. Он любит компании и если компания подобралась хорошая, то это заметно облегчает жизнь родителям и учителям. Если вы найдете компанию Михаилу, то на время игры вы ему совсем не нужны. Михаил очень старательный мальчишка и если он берется за дело, то сделано оно будет на совесть.
Красивое русское имя – Мария. Мало кто знает, что оно имеет несколько разных значений. Оно переводится и как «красивая», и как «горькая», и как «упрямая». В учебе Мария проявляет себя превосходно. Она получает хорошие оценки по всем предметам. Необычайная солнечность, теплота души, способная согреть и поддержать каждого нуждающегося – основная характеристика имени Мария. Она будет самой лучшей подругой, которая всегда выслушает, и поможет действительно верным советом. Она нетороплива, и поэтому никогда не принимает скоропалительных решений, несмотря на всю свою чувствительность и ранимость. Однако девочка прекрасно умеет постоять за себя.
Имя Никита в переводе с греческого означает – победитель.
Мальчик по имени Никита эгоистичен, самолюбив, честолюбив и целеустремлен. Он знает себе цену, с юных лет ставит перед собой цель и упрямо идет к ней прямым путем. У него сильный, волевой характер, но одновременно он чувствителен и очень раним. Любая несправедливость воспринимается им как вызов. Никита прирожденный боец, всего в жизни добивается сам. Никита - лидер по характеру, не умеет приспосабливаться. Никита очень рассудителен, целеустремлен, практичен. Умеет дать дельный совет, поддержать ближнего в нужную минуту. Обаятелен, остроумен, находчив.
Наташа активная общественница, повсюду успевает, любит быть на виду, удваивает свои усилия, когда слышит похвалу в свой адрес. У нее веселый и живой характер, решительные манеры, деятельная доброта. Может опекать и бросаться грудью на защиту какой-нибудь девочки в классе, горячо отстаивать интересы обиженных. Самолюбива, похоже, это ее движущая сила. Несколько прямолинейна и вспыльчива. Нетерпимо относится к критический замечаниям. В школе если не будет первой ученицей, то во всяком случае не окажется в последних рядах.
Имя Максим, пришло к нам со времен Древнего Рима. Происхождение имени Максим связывают с одним известным древнеримским родом Максимуса, а означает оно «величайший». Это решительный человек, умеющий убедить кого угодно в чем угодно. Максим невероятно заносчив и просто помешан на своей гордости. У него отличная интуиция, живое воображение, удивительная память и чувство юмора. С детства главная черта Максима - самостоятельность. Маленький - на любые действия кричит: «я сам!», постарше - четко знает, чего хочет, и будет этого добиваться. Имя Максим хороший товарищ, но все знают, что если он что-то задумал и решил, вряд ли его кто-то остановит.
Юрий спокоен, благороден, сдержан, рассудителен - у него поразительное самообладание! Это светлый, душевно богатый мальчик, веселый и общительный. Юрий аристократичен, всегда выделяется в толпе и любой компании.
Имя Роман в переводе с латыни означает «римский», или «из Рима. Маленький Рома — непоседа, понятие терпеливости для него — что-то запредельное. При этом чаще всего Роман достаточно сообразителен, все схватывает на лету, но из-за того, что часто отвлекается и получаются все его проблемы.
Имя Виктор латинского происхождения означает – победитель.
В детстве Виктор доверчивый и добрый мальчик, изобретательный на шалости. В его голове множество идей и фантазий. Виктор будет расти настоящим борцом за справедливость и уже с юных лет постарается поучать родных совестливыми поступками. В дальнейшем он будет призывать окружающих, которые поступают не по справедливости, быстро стать на путь благоразумия.
Итог: мы с вами раскрыли тайну вашего имени.
Физминутка«Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
Воспитатель: Мы оказались на поляне (обратить внимание учащихся на карточки на столе). Только поляна эта не цветочная, а буквенная. Посмотрите, сколько здесь карточек с буквами. Скажите мне, буквы на карточках одного цвета или разных цветов. (Разные). Какого цвета буквы на карточках? (Красные, синие).
Воспитатель: Правильно. Буквы синего цвета – это буквы мальчиков, а красного цвета – буквы девочек. Это поляна имен.
Воспитатель: Давайте каждый найдет букву своего имени. Будьте внимательными и правильно выбирайте цвет вашей буквы на карточке.
Игра «Выбери букву своего имени»
Задание: найти карточку с буквой, на которую начинается имя ребенка (с красной буквой, если это имя девочки, с синей буквой, если это имя мальчика).
Воспитатель: Все нашли свою карточку с буквой? Давайте вернемся на свои места и проверим, все ли правильно выполнили задание.
Вопросы:
- Катя, почему ты выбрала этот карточку? (Потому что меня зовут Катя и мое имя начинается на букву К).
- Катя, а почему у тебя красная буква? (Потому что я девочка, а у девочек буквы красного цвета).
Воспитатель: Молодцы, все правильно нашли свою карточку. Вот какие у вас имена все красивые, яркие.
Вопросы:
- Ребята, а бывают люди, у которых нет имен?
- А как вы думаете, для чего нужны имена? (Для того, чтобы отличаться друг от друга, знакомиться, обращаться друг к другу).
Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Таких людей называют «тёзками». А в нашем классе есть ребята с одинаковыми именами? (Максим, Никита). Если у них одинаковые имена, значит они… (тезки).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам взять фломастер и дописать своё имя полностью. А затем украсить ваши имена так, как вам хочется.
(Обратить внимание учащихся на тарелочки с материалом). Вы можете использовать тот материал, который лежит у вас на столе или нарисовать что-либо с помощью фломастеров.
Практическая деятельность «Укрась свое имя»
Воспитатель: Посмотрите на свои карточки. Какие у нас получились яркие и красочные имена. Как заиграли ваши имена всеми цветами радуги, какие веселые и нарядные ваши карточки. Полюбуйтесь. Так же как нет сейчас двух одинаковых карточек, потому что каждый украсил по-своему, так и нет двух абсолютно одинаковых людей, даже если имена у них одинаковые.
Упражнение «Сердце класса»
- Знаете ли вы, что у каждого класса есть свое сердце? И у нашего класса тоже есть свое сердце. Вот оно на доске. (Обратить внимание учеников на доску). Оно олицетворяет сплоченность нашего коллектива. Сейчас я предлагаю вам каждому подойти и прикрепить свое имя на это большое сердце. Кто желает, может подписать на самом сердце пожелания всему классу.
Учащиеся подходят и крепят свои карточки с именами на плакат, желающие пишут пожелания.
Итог: закончить классный час хочется строчками из стихотворения Владимира Агапова «Дорожите именем своим»
Дорожите именем своим
Имена даются не случайно
В них простая маленькая тайна
Дорожите именем своим.
Ах! Как много ласковых имён
У мальчишек наших и девчонок!
Вечером и утречком спросонок
Слушайте их звучный перезвон:
Никита, Машенька, Максим,
Сколько знает каждый - сосчитайте!
Никого друзья не обижайте:
Дорожите именем своим!