УСПЕШНОЕ ОСВОЕНИЕ ФГОС ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»
УДК 377
УСПЕШНОЕ ОСВОЕНИЕ ФГОС ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»
Тарханова Любовь Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной категории
Государственное образовательное учреждение Республика Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский механико-технологический техникум»
Аннотация. В моей статье рассказывается об использовании проектной методики на занятиях по инженерной графике, о принципах метода проектов, значимости данной технологии.
Ключевые слова: метод проектов, творческий процесс, инженерная графика.
«Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Е. С. Полат,
Время не стоит на месте, и жизнь предъявляет новые требования к нам, педагогам и студентам. Процесс подготовки специалистов должен выражаться как в обновлении содержания профессионального образования, так и в новых подходах к организации образовательного процесса. И прежде всего, это касается реализации основных образовательных программ, ориентированных преимущественно не на сообщении обучающемуся комплекса теоретических знаний, а на формирование у выпускников совокупности «общих, профессиональных компетенций», которые позволят выпускнику стать конкурентно способным на рынке труда.
От выпускника в современном обществе требуется обладание рядом способностей, творческих, коммуникативных, проектных, способность самообучаться в течение всей жизни. В связи с этим в последнее время усилился интерес к применению проектного обучения в учебных заведениях в мире и в России, в нашем регионе и в нашем учебном заведении. Этот метод известен достаточно давно, многие авторы в разное время обращались к данному методу, чтобы решать свои дидактические задачи. Каждый из авторов по своему подходит к определению метода проектов, при этом, не противореча друг другу и фактически одинаково трактуя его сущность.
Как показывает практический опыт, для изучения дисциплины «Инженерная графика» наиболее эффективным является использование элементов проектного подхода к организации учебных занятий и самостоятельной работы студентов. В качестве тематик проекта я выбираю проблемы, которые позволяют связать темы, изучаемые в курсе «Инженерной графики» с темами дисциплин профессионального цикла. Так при изучении темы «чертеж плана цеха» студентам предлагается выполнить мини проект по теплоснабжению Абакана-Черногорской агломерации.
Проектная работа может выполняется с использованием систем автоматизированного проектирования, таких .как АutoCAD, Компас 3D, что позволяет в совершенстве изучить применяемые графические пакеты и применять эти навыки в процессе дальнейшего обучения и в будущей профессиональной деятельности. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, я разрешаю использовать эти системы. Эти знания необходимы при выполнении студентами курсового и дипломного проектов. В процессе выполнения проекта по дисциплине «Инженерная графика» студенты получают более глубокое понимание изучаемого предмета, параллельно приобретая другие профессионально важные навыки, например, сотрудничество и коммуникации. Это явно видно на таком занятии как «Технический рисунок», где студенты работают в мини группах, выполняя проект выданной детали. На занятии «Разрезы, сечения» мини группам предлагается быть конструкторским бюро, которым я выдаю задания – выполнить проект детали, применяя необходимые разрезы. Студенты выбирают начальника КБ, который будет защищать выполненный проект.
В случае применения группового проекта добавляются дополнительные критерии оценивания такие как умение работать в команде, коммуникативные умения, индивидуальный вклад в работу команды и т.д., что позволяет дать полный анализ и оценку выполненной' работы.
Этапы работы над проектом:
1.Постановка цели.
2.Выявление проблемы, формулировка задач.
3.Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
4.Самообразование при помощи преподавателя.
5.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
6.Исследование, решение отдельных задач, компоновка.
7.Обобщение результатов, выводы.
8.Анализ успехов и ошибок, коррекция.
Одной из составляющих использования метода проектов является разработка критериев оценивания результатов выполнения проекта, которые складываются из следующих составляющих:
презентации проекта,.
участия студента в дискуссии,
-ответов на индивидуальные вопросы.
В заключение хотелось бы выделить аспект, который является наиболее важным при применении метода проектов: это его направленность на результат, который можно получить при решении поставленной проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в дальнейшем. В процессе выполнения проекта студент учиться самостоятельно думать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели дополнительные источники информации, учиться устанавливать причинно- следственные связи и находить оптимальный путь решения проблемы. Я считаю, что прививание проектной культуры необходимо начинать с первого курса. Это максимально способствует развитию 'активной личности, формированию познавательных интересов, творческих способностей, формированию умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
В течение 3х лет я применяю элементы этого метода на занятиях. Качество успеваемости повысилось. Повысилась заинтересованность студентов в изучаемой дисциплине. Студенты активно участвуют в научно-практических конференциях.
Достижения студентов
2013-2014 уч.год
Грамота за 1 место в научно-практической конференции на уровне ОУ.Диплом 1 степени конференции «Открытая трибуна» на региональном уровне. Сертификат участника научно-практической конференции «От поиска - к решению. От опыта - к мастерству» на уровне РФ. 2014-2015 уч.год. Участие в дистанционном конкурсе «Лучшая презентация к уроку» на уровне РФ. Грамота за 1 место в научно-практической конференции на уровне ОУ. Грамота за 3 место в научно-практической конференции на региональном уровне.
Список использованной литературы:
Ботвинников А.Д. Обучение основам проецирования – М.: Просвещение, 2010.
Гевер В.А.Творчество на уроках черчения – М.: Владос, 2008.
Ройтман И.А. Методика преподавания черчения – М.: Владос, 2012.
© Л.А.Тарханова, 2015