Рабочая программа по электротехнике для профессии: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Енакиевский профессиональный лицей»
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР Директор ГПОУ «ЕнакиевскийПЛ»
__________Н.В.Блинова _________________ В.Э.Семенова
ПодписьПодпись«____»____________2016 г.«____»____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
по профессии 15.01.05 СВАРЩИК (ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫЕ И ГАЗОСВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ)
2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 15.09. 2015 г. № 514.
.
Организация–разработчик: ГПОУ «Енакиевский профессиональный лицей»
Разработчик: Герцев Иван Игоревич, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Рецензенты:
Худолеева Вера Леонидовна, преподаватель методист, специалист высшей квалификационной категории.
Бойко Людмила Сергеевна, председатель методической комиссии профтехцикла.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
методической комиссией ___________________
протокол № ___ от «___»_________2016 г.
Председатель МК__________ Л.С. Бойко
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ
(С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ)
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
условия реализации программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Основы электротехники» является одной из общепрофессиональных дисциплин подготовки квалифицированных рабочих по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Цели дисциплины: развитие общепрофессиональных компетенций обучающихся, необходимых для реализации профессиональной деятельности, формирование умений и навыков по проведению электросварочных и газосварочных работ.
Задачи дисциплины: расширение представления об электрической энергии и ее преобразованиях в другие виды энергии; ознакомление с характеристиками электрической цепи; изучение назначения и устройства простого и средней сложности контрольно–измерительного инструмента; изучение видов и методов электрических измерений; изучение устройств и принципа действия электротехнических устройств; изучение назначения и конструкции пусковых и регулирующих устройств; умение читать простые электрические схемы в соответствии с квалификационными требованиями.
Место дисциплины в структуре ППКРС.
Настоящая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированного рабочего согласно ГОС СПО и предназначена для обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Межпредметные связи.
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении таких дисциплин, как «Физика», «Компьютерная графика».
В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении профессиональных модулей «Подготовительно – сварочные работы», «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях», «Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление», «Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений».Освоение учебной программы дисциплины «Основы электротехники» предусмотрено параллельно с изучением профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы», ПМ.02. «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях».
Принципы отбора и формирования содержания курса:
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Для изучения дисциплины студенту необходимо: знать единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр); двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия.
Изучение дисциплины построено на чередовании теоретического обучения с проведением лабораторных занятий. При обучении используются следующие технологии: развивающее и проблемное обучение, компетентностный подход, ИКТ, которые позволяют усовершенствовать процесс обучения и усвоения материала.
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая в себя подготовку по контрольным вопросам, тестированию.
Учебная дисциплина изучается при освоении профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» на 1 курсе в объеме максимальной учебной нагрузки 54 часа, из которых на аудиторную нагрузку отводится 36 часов и на самостоятельную работу отводится 18 часов.Контроль качества освоения дисциплины «Основы электротехники» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине. Заканчивается обучение итоговой аттестацией в форме дифференцированного зачета.
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015 года.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Приказ МОН ДНР № 328 от 20.07.2015 г. «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Учебный план ГПОУ «ЕнакиевскийПЛ» по специальности 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электротехники
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих ГПОУ «Енакиевский профессиональный лицей» в соответствии с ГОС СПО по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочной и газосварочной работы)».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Основы электротехники» относится к обязательной части общепрофессионального цикла ППКРС.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Обязательная часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; использовать в работе электроизмерительные приборы; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей свойства постоянного и переменного электрического тока; принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр) их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуру защиты электродвигателей; методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление.
Вариативная часть – максимальная учебная нагрузка – 18 часов, из которой 12 часов – обязательной аудиторной части и 6 часов – самостоятельной работы.

Учебная дисциплина ОП.03. «Основы электротехники» способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций:
– читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций (ПК 2.5)
– понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
– осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4).
– работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК 6).
– исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) (ОК 7).
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
– обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 36 часов;
– самостоятельная работа обучающегося – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: лабораторные работы 12
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе: «Преобразование электрической энергии в другие виды энергии» (составить 4-5 вопросов и ответить на них); составление реферата: «Электрическая проводимость» подготовить ответы на вопросы по теме «Магнитное поле» подготовить ответы на вопросы по теме «Переменный электрический ток» ответить на вопросы по теме «Классификация и устройство электро- измерительных приборов» с целью опережающего восприятия материала подготовить ответы на вопросы по теме «Принцип построения трехфазной системы переменного тока» составление реферата: «Применение машин постоянного тока» Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Место и роль электротехники в системе получаемых знаний. Связь изучаемой дисциплины с другими учебными дисциплинами. 2 Раздел 1.
Основы электростатики. Постоянный электрический ток 14 Тема 1.1
Электрическое поле Содержание учебного материала 7 1. Электрическое поле и его параметры. 1 2
2. Закон Кулона. 1 2
3. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. 1 2
4. Электрическая емкость. 1 2
5. Конденсаторы. 1 2
Лабораторная работа №1: Изучение устройства и принципа действия амперметра и вольтметра, и включение его в электрическую цепь. 2 Самостоятельная работа обучающихся
1. Преобразование электрической энергии в другие виды энергии. 3 Тема 1.2. Постоянный электрический ток
Содержание учебного материала 7 1. Электрическая цепь и его параметры. 1 2
2. Законы Ома. 1 2
3. Первый закон Кирхгофа. 1 2
4. Второй закон Кирхгофа. 1 2
5. Последовательное и параллельное соединение резисторов. 1 2
Лабораторная работа №2: Последовательное и параллельное соединение в схемах резисторов. 2 Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление реферата: «Электрическая проводимость». 4 Раздел 2.
Электромагнетизм 6 Тема 2.1. Магнитное поле
Содержание учебного материала 4 1. Определение понятия «магнетизм». 1 2
2. Ферримагнитные материалы. Диамагнитные материалы. 1 2
3. Парамагнитные материалы. 1 2
4. Основные характеристики магнитного поля. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Письменная работа: ответить на вопросы по темам: «Магнитная индукция, магнитный поток. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Энергия магнитного поля». 2 Тема 2.2. Электромагнитная индукция Содержание учебного материала 2 Лабораторная работа №3: Изучение явления электромагнитной индукции. 2 Самостоятельная работа обучающихся
Письменная работа: провести анализ проведения лабораторной работы №3 1 Раздел 3. Получение и применение переменного электрического тока 7 Тема 3.1 Переменный электрический ток Содержание учебного материала 5 1. Однофазный переменный ток, его получение. 1 2
Лабораторная работа №4: Исследование зависимости силы тока от электроёмкости конденсатора в цепи переменного тока. 2 Лабораторная работа №5: Катушка индуктивности в цепи переменного тока. 2 Самостоятельная работа обучающихся
1. Явление переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Мгновенное значение тока. Элементы и параметры электрической цепи переменного тока. 3 Тема 3.2. Трехфазная система переменного тока Содержание учебного материала 2 1. Элементы трехфазной системы. Мощность трехфазной системы. 1 2
2. Соединение фаз звездой. Соединение фаз треугольником. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся
Письменная работа: ответить на вопросы по теме: «Трехфазные электрические цепи». 2 Раздел 4. Электрические измерения, устройство, применение приборов и электрических машин 5
Тема 4.1 Классификация и устройство электро- измерительных приборов Содержание учебного материала 1 1. Классификация электроизмерительных приборов. Системы электроизмерительных приборов (магнитоэлектрическая, электромагнитная, электродинамическая). Электронные измерительные приборы. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Ваттметр: характеристики прибора, правила включения. 1 Тема 4.2. Трансформаторы Содержание учебного материала 3 1. Устройство трансформаторов. Принцип действия. Основные характеристики. Режимы работы. 1 2
Лабораторная работа №6: Изучение устройства и работы трансформатора. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
1. Методы измерения переменных токов промышленной частоты. Способ включения; амперметра в измерительную цепь 1 Тема 4.3. Понятие, классификация и принцип действия электрических машин Содержание учебного материала 1 1. Асинхронные электрические машины с короткозамкнутым ротором, устройство, принцип действия. Асинхронные электрические машины с фазным ротором, устройство, принцип действия. Синхронные электрические машины, устройство, принцип действия. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Способ включения вольтметра в измеряемую цепь. Назначение добавочных сопротивлений. Изучить принцип короткого замыкания, холостого хода, рабочего хода трансформатора. Пуск в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. Составить реферат: «Применение машин постоянного тока». 1 Дифференцированный зачет 2 Всего: 54 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально–техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Электротехники».
Оборудование учебного кабинета Электротехники:
– рабочее место преподавателя;
– посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
– комплект учебно–методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки–задания, комплекты тестовых заданий), контрольно–оценочные материалы;
– комплекты инструкционно–технологических карт и бланков технологической документации;
– наглядные пособия (плакаты, демонстрационные и электрифицированные стенды, макеты и действующие устройства);
– комплект деталей, узлов, инструментов и приспособлений.
Технические средства обучения:
– ноутбук;
– мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Прошин В.М. «Электротехника»: учеб. для нач. проф. образования. – М.: «Академия», 2010. – 288с.
2. Евдокимов, Ф.Е. Теоретические основы электротехники: Учебник для сред. проф. образования - М.: Высшая: школа, 2011.
3. Новиков, П.Н., Кауфман, В.Я., Толчеев, О.В. и др. Задачник по электротехнике: учеб. пособие СПО – М.: Академия, 2011.
4. Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: Учебник для нач. проф. образования - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
5. Бутырин, П.А., Толчеев, О.В., Шакирзянов, Ф.Н. Электротехника: Учебник для нач. проф. образования - М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники:
1. Бензарь, В. Словарь–справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике: учеб. пособие СПО – М.: Высшая школа, 2012.
2. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2012.
3. Ярочкина, Г.В. Электротехника: учеб. пособие НПО – М.: ИРПО, 2011.
Интернет-ресурсы:
1. Электронная электротехническая библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.electrolibrary.info.
2. Онлайн библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа http://energetiki.net
3. Техническая литература [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/123781/?rand=2494502
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, устного опроса, а также обучающимися индивидуальными заданиями, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
Умения: читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы – экспертная оценка выполнения исследований в процессе выполнения лабораторной работы;
– устный опрос
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей – экспертная оценка выполнения исследований в процессе выполнения лабораторной работы;
– тестирование
использовать в работе электроизмерительные приборы – экспертная оценка выполнения самостоятельной работы;
– тестирование
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании – устный опрос;
– тестирование
Знания: единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников – устный опрос;
– тестирование
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей свойства постоянного и переменного электрического тока – экспертная оценка выполнения исследований в процессе выполнения лабораторной работы;
– тестирование
принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока – экспертная оценка выполнения исследований в процессе выполнения лабораторной работы
электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь – экспертная оценка выполнения исследований в процессе выполнения лабораторной работы
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия – устный опрос;
– тестирование
правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании – устный опрос;
– тестирование
аппаратура защиты электродвигателей – тестирование
методы защиты от короткого замыкания – экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
заземление, зануление – устный опрос
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
общепрофессиональной дисциплины
ОП.03. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
по профессии: 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
Разработчик:
преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГПОУ «ЕнакиевскийПЛ»
Герцев Иван Игоревич
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.03. «Основы электротехники» предназначена для обучения студентов по профессии: 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Рабочая программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования» от 03.08.2015 года в соответствии с базисным учебным планом.
Основу рабочей программы составляет содержание, направленное на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины ОП.03. «Основы электротехники». Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
В программе отражены:
– цели и задачи дисциплины «Основы электротехники»;
– место дисциплины в структуре программы;
– использование вариативной части;
– общую трудоемкость дисциплины;
– результаты обучения представлены формируемыми компетенциями;
– образовательные технологии;
– формы промежуточной аттестации;
– содержание дисциплины и тематический план;
– перечень практических работ;
– учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Образовательные технологии обучения представлены по видам учебной работы (аудиторная и внеаудиторная).
В материально-техническое обеспечение дисциплины ОП.03. «Основы электротехники» указан учебный кабинет с перечнем технических средств обучения, обеспечивающих проведение всех видов учебной работы.
Положительными сторонами программы является применение современных педагогических технологий обучения, направленных на формирование опыта творческой деятельности, а также разнообразие форм контроля знаний и умений обучающегося.Данная рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. «Основы электротехники» соответствует современным требованиям по разработке рабочих программ и может быть использована в качестве действующей рабочей программы по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные программы)».
Рецензент __________________________________________________
____________________________________________________________