ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Как помочь ребёнку стать самостоятельной личностью? Основными чертами детского поведения являются любознательность и жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать. Значит, творческая работа обучающихся может стать основой учебных исследований, предоставить им возможность проявить себя. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие  творческой активности детей. Форма этой работы может быть фронтальной, групповой и индивидуальной.
Какие условия необходимы для формирования исследовательских умений:
а) мотивированность;
б) посильность;
в) систематичность;
г) помощь и поддержка учителя и родителей.
Совместная исследовательская деятельность организуется под руководством учителя. Она реализуется посредством урока, защиты проектов и т.д. Тематика учебно-исследовательской деятельности должна соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников. Постановка проблемной ситуации включает интерес и поисковую активность.
Первым этапом работы над проектом является постановка проблемы, в результате которой возникает мотив к исследовательской деятельности. Так появляется необходимость определить цель деятельности. Дальше разрабатывается план работы. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла.
Рассмотрим алгоритм реализации исследовательского проекта:
Выбор направления исследования. (Что я хочу исследовать?)
Обоснование актуальности проблемы. (Почему я хочу это исследовать?)
Установление цели исследования. (Что я хочу узнать?)
Постановка гипотезы исследования. (Что я хочу проверить?)
Задачи исследования. (Что нужно для того, чтобы достигнуть цели исследования?)
Методика работы. (Каким образом я проводил исследование?)
Описание результатов работы. (Каковы мои результаты исследования?)
Применение методов проектно-исследовательской работы повышает эффективность обучения в начальных классах: участвуя в такой работе, младшие школьники реализуют свои возможности, развивают творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к новой образовательной среде.
Самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как это и инструмент, и дидактическое средство обучения и развития детей. Исследовательские проекты способствуют развитию аналитических способностей, критического мышления, освоению логических способов восприятия информации. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого учащемуся необходимо проводить эксперименты, наблюдения, анкетирования, опросы, интервью, анализировать результаты, обобщать, сравнивать, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор делается на мыслительную компетентность. Кроме того, ученики учатся обрабатывать информацию, работать с различными источниками.
Как точно заметил английский философ Джон Локк, «лучший путь к истине – это изучать вещи, какие они есть, а не верить, что они такие, как нас тому научили». Изучать вещи такими, какие они есть и помогает проектно-исследовательская деятельность. В начальной школе темы детских проектных и исследовательских работ могут быть близки к содержанию учебных предметов, но обязательно должны находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка и обеспечивать мотивацию включения его в самостоятельную работу.
Изучив методику организации исследовательской работы с младшими школьниками, мною на собрании в 1 классе был предложен новый метод формирования учебных знаний и навыков - проект «Умная книжка» и ко Дню окончания «Азбуки» каждый ученик выполнил первое творческое задание - создал свою книжку: о животных, растениях, технике. Работа была направлена не только на результат, но и на сам процесс. Во 2 классе учебно-исследовательская деятельность была продолжена в рамках одного предмета - окружающего мира по разделу «Из чего что сделано». Темы проектов, выбранные самими учениками, были самыми разнообразными и объединяли знания сразу нескольких учебных дисциплин, таких, как литературное чтение, окружающий мир, ОБЖ. Каждый проект был по-своему интересен, из каждого проекта мы взяли «изюминку» и составили презентацию, по которой проходила защита работ. С этого был запущен механизм исследования.
В 3-4 классах линия работы проектной деятельности с ИКТ поддерживалась такими предметами, как литературное чтение, окружающий мир, информатика, технология, продолжается формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Результатом использования проектно-исследовательской технологии стало формирование у учеников мотивации к самообразованию. Как следствие, дети научились выдвигать гипотезы в своих проектах, обосновывать их выбор.
Метод проектно-исследовательских задач позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.
Итогом проектно-исследовательской работы может быть выступление на детской конференции, на школьных, районных и городских интеллектуальных состязаниях исследователей, конференциях, форумах.
Проект позволяет ученику раскрыть потенциальные возможности, проявить себя, принести практическую пользу, показать достигнутый результат. Особенно важным является тот факт, что совместная работа над проектом или исследованием помогает сплачивать детей, позволяет выстраивать бесконфликтную педагогику.
Подводя итог, можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность многоаспектна, эффективна, перспективна и, на мой взгляд, должна стать неотъемлемой частью учебных предметов или одним их них.