Доклад: Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов и ее методическое обеспечение


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Н.А.Наумова Преподаватель
ГБОУРХСПО «УТ)ОР»
г. Абакан
Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен
руководить этим самостоятельным трудом
и давать для него материал
К.Д.УшинскийНовые социально-экономические условия в России требуют значительного повышения качества профессионального образования обучающихся.
Одним из центральных задач обучения и в частности профессиональной подготовки специалиста являются формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира и себя в этом мире. Решение этих задач требует от преподавателя не только развивать обучающихся, но и создавать условия для их саморазвития. Еще К.Д.Ушинский писал, что необходимо деятельность обучающегося превратить в его самодеятельность.
Для активизации деятельности обучающихся в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых им передаются готовые знания, в пользу исследовательских эвристических, а это приобщает обучающихся к выявлению и разрешению определенных проблем, содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности и, соответственно, стимулируют интерес к учебе.Самостоятельная работа занимает исключительное место на современном уроке, потому что наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Самостоятельная работа – одна из важнейших составляющих процесса обучения, позволяющая учителю определить уровень усвоения обучающимися учебного материала и одновременно обеспечивающая качественное усвоение обучающимися учебного материала, она подготавливает обучаемых к более осмысленному сознательному усвоению нового, так как по-настоящему овладеть знаниями обучающий может лишь в результате активной самостоятельной деятельности и восприятие нового учебного материала будет наиболее полным, сознательным в том случае, если обучающийся будет в нем заинтересован.
Среди многих форм активизации обучающихся можно выделить несколько апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на занятиях.
Широкое распространение получили активные методы обучения, такие как: «Лови ошибку», «Особое задание», «Составление карты по теме», побуждающие учащихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков, или «Решение творческих задач», которые способствуют формированию познавательного интереса. Обучающиеся, выполняя творческие работы, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями и навыками, совершают поисковую деятельность.
На уроках используется блочно-модульная технология, которая позволяет сделать процесс усвоения материала компактным, экономным по времени.
Как показывает опыт, обучающиеся предпочитают разнообразие в проведение уроков. Поэтому можно предложить следующую, довольно необычную форму, которая основана по принципу составления формально-логической модели прочитанного текста – словесно-схематического изображения прочитанного, сочетающую в себе одновременно и объяснение, и закрепление материала, построенную на использовании гипертекста.
Слово «гипертекст» в 1965 году ввел в употребление программист, математик и философ Теодор Нельсон, обозначив им документ, составленный из относительно небольших фрагментов текста таким образом, что эти фрагменты можно читать не в одном, раз и навсегда определенном порядке, а разными путями – в зависимости от интересов читателя, причем пути правильного или неправильного, лучшего или худшего.Гипертекст – это графическая схема, описывающая определенный фрагмент знаний. Схема позволяет быстро уяснить определения и наглядно проследить все смысловые связи набора понятий изучаемой темы, охватив ее как бы «одним взглядом».
Гипертекст – это соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами.
В гипертекстовой среде можно добиться усиления какой-либо мысли, приложив определенный маршрут чтения и введя такую систему связей, при которой читатель приходит к однозначному выводу. Это усиливает восприятие мысли автора и способствует ее более эффективному усвоению.
Гипертекстовую среду можно организовать так, что в процессе чтения и усвоения материала читатель, намечая собственный маршрут, может прийти к совершенно новым выводам и открытиям.
По существу, это – метод наглядного графического описания понятий и их смысловых связей можно применить на любых уроках, например на уроках по «Основам экономики» при изучении темы: «Типы фирм и их особенности» или по предмету «Охрана труда» при изучении темы: «Система сохранения жизни и здоровья работника», или при изучении темы : « Требования техники безопасности при обслуживании холодильного оборудования», на уроках по документационному обеспечению управления при изучении тем: «Документы и их функции», «Служебные письма».
(Идет показ гипертекстов на мультимедиа, смотри приложения).
В процессе работы с гипертекстами обучающиеся:
- воспринимают информацию, осознают и фиксируют в памяти;
- расширяют и углубляют практические умения и навыки;
- формируют информационное мировоззрение;
- вырабатывают самостоятельную позицию и собственные суждения;
- получают возможность самореализоваться и проявить активность.
Гипертексты мотивируют(способствуют) самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности, а технические средства (компьютер, мультимедиа) организуют и направляют восприятие обучающихся, стимулируют познавательные интересы, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение обучающихся к учебной работе, позволяет проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
На уроках широко используется работа с кластерами, которые позволяют охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц. Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления.
( Идет показ по мультимедиа, смотри приложение).
Составление кластера повышает познавательную мотивацию обучающихся, и они видя свою успешность, заинтересовываются познанием нового.
Работа с кластерами на стадии рефлексии позволяет обучающимся легко пересказать текст, запомнить большой объем информации, является удачной находкой, т.к. если информация записана на бумаге, то она постоянно перед глазами и ее можно дополнить.
Таким образом, творческая активность – предполагает выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения вариативных задач, самостоятельных выводов и обобщений.
Вариативные задания позволяют в зависимости от решаемых на уроке задач:
- осмыслить учебный материал;
- закрепить полученные знания;
- формировать и развивать качества, необходимые для творческой исследовательской деятельности;
- овладеть приемами продуктивного мышления.
Таким образом, правильно организованная и постоянно направляемая преподавателем самостоятельная работа обучающихся способствует формированию у него навыков самообразования, развитию критического мышления, коммуникативных и творческих способностей, обеспечивая непрерывность продвижения от начального уровня усвоения знаний, умений и навыков до уровня, который способствует качественному овладению учебной дисциплиной и предстоящей профессиональной деятельностью.
Литература
1. Ахмадиева З.Р. Внеаудиторная самостоятельная работа..// Специалист. – 2006. № 11. – С.36
2..Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев. 2004.
3. Катаузова Н.М. Дело кропотливое, требующее затрат времени. (Самостоятельная работа).// Специалист.- 2006. № 2. – С 27
. 4.Раковская О.Л. Пути активизации творческого поиска студентов. //Научные исследования в образовании . – 2008. № 9.- С.40
5. Петрова Е. Раскрыть творческий потенциал школьника.// Учитель. – 2009. № 2. - С.
Приложение 1
Тема: «Требования техники безопасности при обслуживании холодильного оборудования»
Холодильные установки


Используются рабочие вещества


Аммиак
Хладон 22
Хладон 12
Характеризуется
Характеризуется ХарактеризуетсяЭти вещества обладают

взрывоопасностью
Токсичностью

ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ

При эксплуатации характерныПожароопастностьВозможность ожога (обморожения), отравления
Возможность взрыва и разрушения

1. Резкий запах
2.Воздействует на сердечнососудистую систему, слизистые оболочки глаз и дыхательных путей
3.Хорошо растворяется в воде.

1.Растворяет смазочные материалы
2. Обладает хорошей текучестью
3.Применяют в низкотемпературных холодильных установках
1.Тяжелый бесцветный газ со слабым запахом
2. Хорошо растворяется в маслах
3.Проникает через поры в металл
4. Недопустимо пользоваться открытым огнем


В баллонах в вертикальном положении, специальных складах, предохраняя от огня
В баллонах и бочках в специальном помещении

Меры безопасности при обслуживании
Содержание в соответствии с требованиями безопасной эксплуатации аммиачных и хладоновых холодильных установок.
Обслуживание – необходимым штатом персонала – ответственное лицо, имеющее удостоверение
Инструкции по эксплуатации вывешиваются в машинном отделении
Ответственность несет администратор
Во время испытаний холодильное оборудование включают, а обслуживающий персонал удаляют из помещения на безопасное место

Приложение 2
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Юридическое лицо
Акционерное
общество

ЭТО

создается Форма организации
крупных предприятий,
учредителями основанная на
общества акционерном капитале,
который делится
выпускаются для
резервный
капитал
уставной капитал
продажи
(эмитируются)

кем? создается

эмиссии

акции
путем путем ежегодных
чего? т.е. выпуска и продажи отчислений от это
дают право голоса на общем собрании
Ценные
бумаги
акционеров

получать кому? Кроме прибыли
привилегированных акций
акционерного
дивиденды
общества
акционерам


доход это часть
Приложение 3
Фирма –производственныйr коллектив, работающий с определенной целью

Индивидуальное – основано на личной собственности. Владелец-семья, получает доход, несущая риск от результатов деятельности
Недостатки – трудности дележки прибыли между участниками, отсутствие льгот в налогообложении
Преимущества – объединение финансовых ресурсов, простота организации, специализация в управлении
Товарищество –основано на долевой собственности членов, несущих полную ответственность перед своим имуществом, прибыль делится между участниками
Недостатки –небольшая величина стартового капитала, трудности с получением банковского кредита, сложно начать крупное дело
Преимущества – нет дележа прибыли, проще система налогообложения, возможны льготы
Частный сектор экономики
Предприятия подразделяются на два типа
Будущее малого бизнеса – будет стимулировать прогресс в экономике, будет привлекать все большее число людей, будет способствовать распространению новых видов продукции и услуг для потребления
Причина умирания малого бизнеса – Плохое управление
6% - Причины неизвестны
1% - Мошенничество или бедствие
1% - Небрежность (малое внимание к делу)
15%-отсутствие опыта в отрасли
16% -Несбалансированный опыт (маркетинг, финансы)
44%- Некомпетентность
17% - Отсутствие управ. опыта
Слабые стороны - распад по причинам:
Сильные стороны:
занятость населения,
нововведение,
быстрота реагирования
Группируется по численности: до 100 чел. - промышленность, транспорт. Строительство; до 60 чел –С/Х, научно- тех.сфера; до50 чел оптовая торговля; до 30 чел. - розничная торговля, быт. обслуживание
Первое сообщение появилось более 4000 лет назад, процветал во всех древних культурах: арабы, египтяне, греки
Малый бизнес – форма организации хозяйственной деятельности, решающая экономические проблемы
Фирма – юридическое лицо, которому необходимо получить соответствующе «звание»
Фирма – коммерческая организация (извлечение прибыли, выживание, расширение рынка сбыта продукцииФирма – комбинация производственных факторов (труд, средства труда, предмет труда)
Фирма - это коммерческое организация, юридическое лицо, осуществляющее затраты факторов производства для создания рыночных благ и их продажи в целях получения прибыли
Тема: «Типы фирм и их особенности»
Общественный сектор -
государственный и муниципальный

Приложение 4
Товарно-денежный обмен при капитализме Д-Т-Д (но возросшие)
Товарно-денежный обмен
Т-Д-Т
Товарный обмен
Т-ТФормы обмена
\Обмен
Специализация
Производство
Разделение труда
Возникновение денег
Виды денег
Бумажные:
это полноценные деньги
(рубль, доллар, марка и т.д.)
Металлические:
золотые, серебряные
Деньги -это все то, что может приниматься в уплату за товары и услугу
КАЧЕСТВА
денег
Однородность – деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость
Делимость – способность денег делиться на части
Стабильность – стоимость денег должна быть одинаковой и сегодня и завтра
Узнаваемость- деньги должны быть легко узнаваемы и трудно их подделать
Портативность- современные деньги должны быть достаточны малы и легки, чтобы люди могли их носить с собой
Износостойкость – выбранный материал должен быть достаточно прочным, иметь «продолжительность жизни»
Функции денег
Средство обращения
Мера стоимости
Средство накопления
Мировые деньги

Товарные:
(товары, участвующие в обмене: соль, мех. и т.д.)
Пластиковые карточки

Приложение 5
Естественные потребности
Физиологические потребности
Потребность в общении
Потребность в трудовой деятельности
Потребность в профессиональном самоопределении
Потребность в самообразовании
Потребность в свободе
Потребность в развлечениях
ПОТРЕБНОСТИ – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности

Потребность в самостоятельном выборе