Статья в соавторстве с научным руководителем


УДК- 372.851
Использование WEB-технологий для совершенствования деятельности руководителей общеобразовательных учреждений.
Гусева Н.В., Крюкова Е.Н.
Информационные и коммуникационные технологии за короткое время стали важнейшей составляющей современного общества. Теперь во многих странах понимание этих технологий и свободное владение основными относящимися к ним умениям и концепциям считается частью базового образования – наряду с чтением, письмом и счетом. В настоящее время инновационная деятельность образовательного учреждения рассматривается как главное условие модернизации образовательного процесса и является одним из основных факторов повышения эффективности в его работе. Сфера образования старается соответствовать современным условиям глобализации и глубоких экономических преобразований, в частности, образовательное учреждение формирует свою социально-образовательную стратегию для эффективного функционирования на сложившемся рынке.
Активное и эффективное внедрение WEB-технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества. Эффект от применения средств как компьютерной техники в управлении образованием зависит о того, насколько специалист предметной области не ограничивается в средствах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний. Во всех сферах использование WEB-технологий является показателем уровня их развития, в сфере образования это еще и критерий полноценной работы руководителей образовательных учреждений.
Деятельности руководителя образовательного учреждения является самой важной для эффективного внедрения информационных технологий в процессе обучения. Она включает в себя следующие действия:
Улучшать материально-техническую базу образовательного учреждения;
Овладеть ИКТ - технологиями через прохождение соответствующих курсов;
Создать положительную мотивацию для овладения ИКТ - технологиями педагогами школы;
Использовать материальное стимулирование учителей, активно внедряющих в учебный процесс WEB-технологии;
Способствовать формированию общего видения необходимости информатизации в ОУ;
Обеспечить равный доступ к ИКТ ресурсам всех учителей и учащихся школы;
Обеспечить конфиденциальность информации;
Вести разъяснительную работу с родителями о важности и необходимости использования WEB-технологиq в учебном процессе.
Необходимые действия руководителя для того, чтобы учителя более эффективно использовали информационные технологии в образовательном процессе:
Руководители образовательных учреждений продвигают и популяризируют идеи информатизации, развивают информационно-коммуникационную культуру, обеспечивают формирование образовательной среды, способной обеспечить реализацию этих идей. Руководители образовательных учреждений стремятся к тому, чтобы информационно-коммуникационные технологии, внедряемые в учебный процесс, методики обучения и образовательную среду, максимально способствовали эффективности преподавания и учебной деятельности учащихся. [68]
Руководители образовательных учреждений должны использовать WEB-технологии для повышения эффективности педагогической и управленческой деятельности, как самого руководителя, так и всех сотрудников
Руководители образовательных учреждений обеспечивают внедрение WEB-технологий для поддержки эффективной организации учебного процесса и управленческой деятельности.
Руководители образовательных учреждений используют WEB-технологии для планирования и внедрения эффективных методик экспертизы и оценки. [76]
Руководители образовательных учреждений понимают важность социальной, правовой и этической составляющих использования информационных и коммуникационных технологий и разрабатывают соответствующие положения и локальные акты.
Для эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий необходим «Комплексный перспективный план работы по внедрению в работу образовательного учреждения информационных и коммуникационных технологий».
Цель: развитие в школе образовательной информационной среды; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала. [94]
Задачи: формирование информационно-технологической инфраструктуры образовательного учреждения, оснащение образовательного учреждения средствами вычислительной техники, обеспечение доступа к сети Интернет; применение информационно-коммуникативных технологий в управлении образованием и учебном процессе; обучение компьютерной грамотности педагогов образовательного учреждения, повышение квалификации по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе (Таблица 1.1)
Таблица 1.1
План работы по внедрению в работу образовательного учреждения информационных и коммуникационных технологий
№ Система мероприятий и форм организации работы Исполнители
1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.1. Создание и оборудование кабинета информатики Директор
1.2. Подключение и настройка локальной сети Директор
1.3. Приобретение и установка программных продуктов (Server, User Gate, Total Commander и др.) Директор, учитель информатики
1.4. Подключение сети InternetДиректор
1.5. Соединение в локальную сеть кабинета информатики и кабинета директора. Директор
1.6. Создание и оборудование кабинета ТСО. Директор
1.7. Подключение к локальной сети кабинета ТСО. Директор
1.8. Приобретение интерактивной справочной, и иной продукции. Директор, учитель информатики
1.9. Пополнение материально-технической базы (сканер, цветной принтер, видеокамеры, музыкальный центр и др.) Директор
1.10. Установка спутникового Internet. Директор
1.11. Создание медиатеки. Директор, лаборант кабинета ТСО
2. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
2.1. Административный совет «О внедрении в работу школы информационно-коммуникативных технологий» Директор
2.2. Консультация для вновь пришедших учителей по внедрению в школе информационно-коммуникативных технологий Завуч по УВР
2.3. Педагогические советы:
«Использование информационно-коммуникативных технологий как одного из вариантов оптимизации процесса обучения в современной школе», «Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса», Педагогические основы пропедевтики использования компьютерных технологий», «Компьютерные технологии обучения и эффективность образовательных программ», «Интеллектуальные обучающие системы в курсе профильной и предпрофильной подготовки старшеклассников». Директор
Завуч по УВР
Завуч по УВР
Директор
Завуч по УВР
2.4. Заседания методического совета:
«Цели и перспективы внедрения в образовательное учреждение информационно-коммуникативных технологий», «Использование информационно-коммуникативных технологий как здоровье сберегающего ресурса учащихся», Составление и утверждение программы элективного курса «Компьютерная графика и дизайн» , Составление и утверждение программы работы творческой мастерской для учителей-предметников «Основа информационно-коммуникативных технологий», Промежуточный контроль по реализации плана внедрения в образовательное учре6ждение информационно-коммуникативных технологий» Завуч по УВР
Завуч по УВР, психолог, медработник
Завуч по ВР
Завуч по ВР, учитель информатики
Завуч по УВР
2.5. Состояние преподавания информатики. Завуч по УВР
2.6. Использование новых информационно-коммуникативных технологий учителями-предметниками. Завуч по УВР
2.7. О ходе работы по созданию условий для профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся Завуч по УВР
2.8. Работа творческой мастерской для учителей-предметников «Основы информационно-коммуникативных технологий» (внутришкольная переподготовка учителей) Завуч по УВР, учитель информатики
2.9. Заседания предметных методических объединений: «Внедрение информационно-коммуникативных технологий в урочную и внеурочную работу образовательного учреждения»: «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе школьного музея», «Дидактические возможности Internet». «Интеллектуальные обучающие системы по предметам естественнонаучного, гуманитарного и математического циклов». «Информационно-коммуникативные технологии в сфере дополнительного образования» Руководители МО
2.10. Научно-методические семинары:
«Готовность учителей-предметников к использованию информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения и воспитания школьников», «Образовательное администрирование», «Профильное обучение старшеклассников»
«Развитие коммуникативных навыков учащихся» Завуч по УВР
Директор
Завуч по УВР
Завуч по УВР
2.11. Индивидуальная работа педагогов по теме самообразования:
«Метод проектов как средство обучения умению сотрудничать», «Повышение информационной культуры учащихся начальных классов», «Игра как средство воспитания и развития», «Преподавание иностранного языка в свете модернизации образования», «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе школьного музея», «Социально-нравственное и эстетическое воспитание учащихся», «Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании химии», «Современные методики преподавания литературы» Учителя-предметники
2.12. Переподготовка и повышение квалификации учителей предметников Директор
2.13. Обеспечение школы ставками лаборанта кабинета ТСО и сетевого администратора Директор
2.14. Обеспечение свободного доступа учителей к сети Internet. Директор
2.15. Обеспечение эффективной обработки, хранения школьной документации и быстрый доступ к ней. Директор
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
3.1. Родительские собрания:
«Повышение информационной культуры учащихся через освоение Internet».
«Здоровьесберегающие ресурсы при использовании информатизации и компьютеризации образования». Завуч по ВР, психолог, учитель информатики.
Завуч по ВР, медработник,
3.2. Конкурсы: «Компьютер в моей семье», «Генеалогическое дерево моей семьи» Завуч по ВР, учитель информатики.
3.3. Консультации для родителей. Завуч по ВР, учитель информатики.
4. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.
4.1. Часы общения и классные часы с использованием информационно-коммуникативных технологий. Кл. рук-ли4.2. Месячник «Здоровый образ жизни» Завуч по ВР, медработник
4.3. Элективный курс «Компьютерная графика и дизайн» Учитель информатики
4.4. Использование информационно-коммуникативных технологий в урочной деятельности по предметам Учителя-предметники
4.5. Разработка детских проектов, видеопрезентаций к школьным праздникам Завуч по ВР, кл. рук-ли, учитель информатики