Конспект урока по русскому языку на тему «Способ проверки орфограмм слабых позиций». (2 класс) (Система Б.Д.Эльконина – В.В.Давыдова)


Учитель: Печенкина Елена Анатольевна
Класс: 2
Тема: «Способ проверки орфограмм слабых позиций». (Система Б.Д.Эльконина – В.В.Давыдова)
Тип урока: постановка учебной задачи
Цель урока: выявить работу основного закона русского письма в способе проверки орфограмм слабых позиций.
Планируемые результаты:
Личностные:
умение проявлять познавательную инициативу;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные:
знать основной закон русского письма;
освоить способ проверки орфограмм слабых позиций без словаря;
уметь использовать один из способов проверки орфограмм слабых позиций;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимать и принимать стоящую учебную задачу;
планировать свои действия для решения учебной задачи;
действовать по инструкции;
предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия;
Познавательных УУД:
ставить орфографическую задачу;
устанавливать тип орфограммы, на основе выделения существенных признаков;
выполнять задания с использованием модели и схем;
строить объяснение в устной форме по модели;
строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге, в коллективной беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
участвовать в совместной деятельности; высказывать свои суждения; слушать и понимать других.
Конспект урока
Этап урока Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха. 1) Проверка домашнего задания: записать пословицы, поговорки и народные приметы на тему «Зима» с пропуском орфограмм слабых позиций.
- Молодцы! Вы хорошо подготовились!
2) Учитель предлагает рассмотреть новые поговорки (раздали детям заранее на листочках).
- А эти поговорки вы знаете?
«Декабрь зиму начинает, год кончает»
«В декабре морозы – в июле жара»
Объясните смысл этих поговорок.
- Спишите эти высказывания в свою тетрадь. А что для этого нам нужно вспомнить? (алгоритм списывания)
Памятка 1.
Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.
Отметь «ошибкоопасные» места.
Прочитай вслух так, как написано.
Так же повтори, не глядя на запись.
Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай «ошибкоопасные» места.
Проверь: прочитай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены; сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы.
3) - Оцените «правильность» и «красоту» написанного по линеечкам
П А

4) – Предлагаю вам записать под диктовку народную примету: «В декабре лес трещит – мороз будет стоять долго»
Только в роли учителя будет кто-то из вас. Учитель предлагает выбрать ученика.
- Предложите способ записи для этой приметы?
- А что нам для этого нужно вспомнить?
- В этом нам поможет Таблица «Слабые позиции для гласных и согласных звуков»
- А почему мы с вами пишем с пропусками орфограмм?
- А теперь проверьте написанное учеником предложение на доске.
- А как вы считаете, мы научились писать, пропуская все «ошибкоопасные» места?
- Молодцы! Этому мы научились! Это мы умеем! Дети читают подготовленные дома пословицы, поговорки и народные приметы на тему «Зима».
Детям проговаривают алгоритм списывания по Памятке и выполняют задание.
Дети оценивают сами себя по шкале оценок.
Дети предлагают того, кто продиктует лучше.
Дети вспоминают ещё один способ записи – письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.
Дети вспоминают слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Дети говорят, что они ещё не знают всех правил правописания, чтобы писать без ошибок.
Дети записывают в свои тетради, один ученик работает на обратной стороне доски.
Дети проверяют.
2. Постановка учебной задачи. 1) Учитель задаёт мотивацию для перехода к письму без пропусков через осмысление того, что предыдущая задача уже решена и есть все основания учиться писать грамотно и понятно для других.
- Но декабрь не только первый зимний месяц, но и время ожидания самого долгожданного праздника детей и взрослых – Нового года! И каждый из вас ждёт подарка от Деда Мороза! Мы с вами написали письмо Деду Морозу. И что там, в этих письмах, знает только он!
- Но вот беда, все письма вернулись. Как вы думаете почему?
- С какой проблемой мы столкнулись? Всем ли понятно письмо «с пропусками»?
- А мы умеем писать без пропусков? Почему нет? Чего мы пока не знаем? Чему нам нужно научиться?
- Мы с вами научились видеть и пропускать ошибкоопасные места в словах и теперь нам необходимо научиться правильно выбирать букву на месте пропуска, и писать так, как это принято у всех людей.
Дети осознают, что такое письмо, которое на первый взгляд понятно им, непонятно для других.
-Правильно выбирать букву, чтобы писать без ошибок.
Создаётся проблемная ситуация, дети ставят перед собой учебную задачу и формулируют её: «Необходимо научиться писать без «пропусков», а для этого уметь правильно выбирать букву на место пропуска» (на доске учитель пишет знак вопроса)
3. Решение учебной задачи На доске пословица:
Коси, [к а с а], пока [р а с а ], [р а с а] долой, и мы домой.
Учитель даёт задание, записать пословицу, заменяя звуковые записи буквенными. Но на месте орфограмм слабых позиций пока сделай пропуски.
- Скажите, какие буквы спорят?
- Как разрешить их спор?
- Можем ли мы принять на работу и ту и другую? Почему? (по закону русского письма позиционно-чередующиеся звуки обозначаются одной буквой)
- От чего зависит выбор буквы? (от того, какой звук в слове в сильной позиции)
- Действительно. По закону русского письма позиционно-чередующиеся звуки обозначаются одной буквой, и выбор этой буквы зависит от того, какой звук был в этом слове в сильной позиции.
- В какой позиции находится гласный звук [а] в слове [к а с а]? (в слабой)
- Значит, нужно узнать, какой звук в этом слове в сильной позиции. Как это сделать? (изменить слово)
- Вы предлагаете изменить слово? Попробуем.
- Сколько предметов называет слово коса? (один предмет)
- Измените слово так, чтобы оно называло несколько предметов. Запишите это изменение звуками.
( [к о´с ы] )- Что обнаружили? В какой позиции теперь находится гласный звук?
- Можно ли этот звук обозначить буквой? Какой буквой обозначим?
- Можно ли выбрать букву о? Почему?
- Значит, вы можете записать это изменение без пропусков?
Давайте оформим наши рассуждения в записи:
1. Запишем слово [к а с а] с пропуском орфограммы слабой позиции гласного звука.
2. Запишем изменение слова, в котором звук находится в сильной позиции, покажем значком сильную позицию.
Можем ли мы теперь обозначить гласный звук в слабой позиции? Почему?
(звук в слабой позиции обозначим той же буквой, что и звук в сильной позиции - по закону русского письма)
- Какой буквой обозначим? (буквой о)
(к_са - проверяемое слово, косы - проверочное слово)
- Какая задача перед нами стояла?
- Научились мы выбирать букву для записи на месте слабой позиции?
- Каким способом?
- Давайте сформулируем тему нашего урока. Дети запишут
Коси, к_са, пока р_са,
р_са домой, и мы домой.
а - о
В сильной позиции.
Дети записывают слово с «окошками»: к_сакосы
Дети записывают: к_са - косы
Во время фронтальной работы ребята открывают один из способов проверки орфограмм слабых позиций по закону русского письма.
Изменили слово по числу.
4. Моделирование открытого способа. Учитель предлагает отобразить способ проверки в виде модели, чтобы запомнить и зафиксировать.
- А как можно быстро и точно отобразить открытый нами способ обозначения звука в слабой позиции по его сильной позиции для других слов.
Учитель предлагает рассказать, как научить пользоваться этой моделью других учеников. Учащиеся, работая в группах придумывают модель способа обозначения звука в слабой позиции по сильной позиции. Каждая группа предлагает свою модель и вывешивает на доску для обсуждения и выявления самой удачной.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Но может быть, это какое-то исключение, и такой замечательный способ проверки справедлив только для слова [к о с а] ?- Что будем делать дальше?
(продолжим наблюдение, докажем, что способ справедлив не только для этого слова).
- Как лучше ответить на вопрос? (работая в группах)
Работа в группах:
1 группа – м_ря4 группа – ст_лы2 группа – д_ма5 группа - гр_чи3 группа – к_ты- Проверьте орфограммы, пользуясь нашей моделью.
- Попробуйте рассказать, как нужно действовать, чтобы проверять орфограммы слабых позиций уже известным нам способом. Учащиеся записывают слова, комментируя своё письмо, пользуясь моделью способа проверки орфограмм.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель предлагает записать пословицу, которую записывали в начале урока без пропусков орфограмм слабых позиций самостоятельно.
Коси, [к а с а], пока [р а с а ], [р а с а] долой, и мы домой.
Дети выполняют самостоятельно. Затем сравнивают с правильной записью.
7. Итоговая рефлексия. -Какая была проблема на уроке?
-Мы её решили?
-Вы теперь умеете писать без пропуска орфограмм в слабой позиции?
-Какой способ проверки мы использовали для написания буквы на месте пропуска?
-Что мы для этого сделали?
-Умеем ли мы достаточно хорошо пользоваться этим способом или стоит потренироваться?
-А как вы думаете существуют ли другие способы проверки орфограмм?
Учитель предлагает детям рассказать родителям, какое открытие они сегодня сделали. Выполнить упражнение из учебника на закрепление этого способа. Письмо с пропусками не понятно для других.
Да.
Да.