Родительское собрание «Поощрения и наказания в семье»
В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания.
Макаренко.
Как-то осенью по лесу
Прокатилася молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех Сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На тревожный этот зов.
Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может, твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Ой, не говори, Енот,
Он и дома сущий черт.
Волк, дружище, твой сынок
Не сорвал Сове урок?
Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть!
А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал «прекрасным пеньем»?
Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос.
Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Зашумела тут толпа.
Что за глупости, Сова!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Про медведей говорят:
«Он на ухо глуховат».
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно, с пафосом изрек:
Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону.
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
«Не ходите на ушах,
Не грызите двери.
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели».
Протрещала тут Сорока.
Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу.
Я ремень беру в подмогу.
Зашумела вновь толпа,
Кто был «против», кто был «за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова.
Я прошу вас, звери- мамы,
А в особенности папы:
Прекратить в своей семье
Воспитанье на «ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Как не бить? Сказал Енот.
Да, да, да. Тут вторил Крот.
Ну, а мне..Всплакнула Белка.
Делать что с своей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает по поляне,
Где танцует до утра.
Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Перекрыть их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна несовременной
Если мир царит в семье.
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.
Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Одобрение, поощрение мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить, учиться, работать ещё лучше. Поэтому это всегда профилактика против проступков.
Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:
Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.
Материальные поощрения.
Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: то, что вы обычно покупаете или разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили это в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.
Социальные поощрения.
Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, что вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми
О чём нужно помнить при поощрениях
Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Поощрение должно быть строго индивидуальным.
Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
Заслуженное поощрение необходимо выдать.
Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
Возможно, награды придётся менять.
Поощрение должно быть достижимым.
Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях. Цель наказания не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его ребенком, а сознание вины ребенком. Для этого нужно, чтобы он понимал справедливость наказания.
Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.
Потеря привилегии.
Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок.
Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.
Это эффективная мера наказания, но, чтобы она была максимально эффективна, параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
Запрет на приятные для ребёнка занятия.
Например, дочь затевает спор в магазине из-за игрушки. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь капризничать; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.
Лишение поощрения.
Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой
Вербальные наказания.
Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей
Физическое наказание.
Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”.
Обычный метод воздействия - наказание ремнём, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию родителей, является наименее пригодным из всех мыслимых приёмов воспитания.
О чём нужно помнить прибегая к наказаниям
Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы:
Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
Индивидуализируйте наказания.
Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
Сохраняйте холоднокровие.
Не злоупотребляйте наказаниями.
Старайтесь наказывать сразу.
Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.
На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.
Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?
Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать. Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.
ПОМНИТЕ!
Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Тест "Какие Вы родители?"
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"
Результат
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Памятка для родителей.
Как поощрять ребенка в семье.
-Как можно чаще одобрительней улыбайтесь вашему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушкам.
-Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
-Используйте чаще выражение: «Ты прав, мы согласны с тобой» - Это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
-Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать их.
-Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
-Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок ими распоряжался разумно.
-Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
-Когда вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
-Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
Памятка родителям
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Уважаемые родители, поощрения и наказания важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим судьбу. Посеешь поступок пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!
Любите своих детей! Удачи вам и счастья!
Анкета для родителей.
Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
Что может послужить в вашей семье поводом для наказаний?
Как реагирует ваш ребенок на наказание?
Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?
Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или делаете это в одиночку?
Как долго помнит ваш ребенок наказание?
Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Родительское собрание
«Поощрения и наказания в семье»
для 3 класса
Данный материал содержит много нужной информации для начинающего педагога. Тесты, анкеты, памятки для родителей помогут учителю ближе узнать о взаимоотношениях в семье их учеников и родителей, направить свою работу по сплочению детского коллектива в нужное русло.