Технологическая карта урока русского языка для 1 класса по теме Слог как минимальная произносительная единица


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка в 1 классе
по теме «Слог как минимальная произносительная единица»
Учитель: Гусельникова А.Н.,
учитель начальных классов
МАОУ «Гуринская СОШ»


Технологическая карта изучения темы: Слог как минимальная произносительная единица
Тема урока Слог как минимальная произносительная единица
УМК «Школа России» 1 класс
Цели деятельности учителя Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;
получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход;приёмы технологии критического мышления; работа с дополнительными источниками информации; самооценивание и взаимооценивание.
Образовательные ресурсы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2011.
Электронное приложение к учебнику, презентация к уроку,
карточки со словами, карточки с дифференцированными заданиями
Организация пространства Фронтальная и самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.
ХОД УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Вводно-мотивационный момент. Эмоциональное вхождение в урок. Приветствие. Организация рабочего места
-Для кого,ребята,прозвенел звонок?
Под музыку В.Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского «Улыбка» учитель выводит на доску рисунок улитки. (слайд 2)– Какое настроение у нашей улитки? Как вы определили, что весёлое, солнечное?– Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу. – У вас на столах изображения улыбок (смайлики). Они нам будут помогать во время всего урока.
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок,Постарайтесь всё понять,Интересное узнать. Прозвенел для нас звонок,
Это начался урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись,
Тихо сели
Беседа.Мотивировка к работе.
Формирование положительного настроя на работу.
Основная часть.
1. Чистописание. На слайде буквы: в, т. с, л, к, е, (слайд 3)– Какую букву будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.– Определите порядок написания букв и элементов шрифта в цепочке: Ее e, Ее e e, Ее e e e,… Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.– Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга и оцените смайликом (показывают друг другу).– Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием? Обсуждение. Нахождение общего признака и исключение лишней буквы.
Определение закономерности и написание элементов.
Взаимопроверка.Мотивировка деятельности. Формирование умения на основе анализа делать выводы.Формирование умения объективно оценить работу своего товарища.Формирование умения работать в парах.
2. Словарная работа Даны изображения: утюг, часы, ежевика, иглы, кровать. (слайд 4)– Сегодня познакомимся со словом, в котором есть буква е. Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой. Какое слово получилось? (слайд 5)– Кого можно назвать учеником? Дайте полное определение слову ученик. Найдите слово ученик в орфографическом словаре. Напишите его. Какую гласную нужно запомнить? Замените слово «ученик» другим словом (школьник). После слова «Ученик» поставьте тире и напишите близкое по значению слово «школьник», поставьте точку.  
Развивают  речь.
 
Работают со словарём. Формирование умения работать со справочной литературой.
3. Актуализация знаний. Выведение темы урока. Постановка учебной задачи. (Стадия вызова) – Назовите «лишнее» в предложенной группе: на, ле, ру, ученик, со.Обоснуйте свой вывод. А почему– Объясните,  какая взаимосвязь между слогом и словом. Дополните слог до целого слова. Попробуем определить тему урока.– Откройте учебник на стр.32. (слайд 6)
-Правильно ли определили тему урока?
- Расскажите, что вы знаете о слоге? (слайд 7)
– Приведите пример того, где нам нужны подобные знания в жизни.– Предположите, чему мы будем учиться, изучая тему: «Слово и слог»? Знание отличительных характеристик слога и слова.
Анализируют и делают выводы. Выводят тему урока «Слово и слог»
Озвучивают практическую необходимость изучения темы.
 1.Узнаем новое о словах и слогах
2.Научимся различать слова и слоги
3.Будем учиться делить слова на слоги
4.Из слогов составлять слова
5.Слова делить на слоги
6.Узнаем, как можно определять количество слогов в слове
Формирование умения на основе анализа делать выводы.Формирование умения ориентироваться в учебнике.Формирование умения высказывать своё предположение на основе предложенной темы.Умение планировать свою деятельность.
4. Совместное открытие новых знаний. (Стадия осмысления)
Как определять, сколько в слове слогов?
– Предлагаю вам провести эксперимент для того, чтобы сравнить полученные результаты: 1 ряд определяет количество слогов путём подсчитывания выдыхаемых толчков (ладонь подносим ко рту)), 2 ряд – подсчитывая количество гласных в слове, 3 ряд- касание подбородка к руке.Слова на (слайде 8)дом           ива          крапивалист          липа          ученик – Сравните результаты по первому столбику слов, обменяйтесь мнениями. Затем сравните полученные результаты по второму столбику слов– Обменяйтесь мнениями по результатам работы с третьим столбиком слов. (веером показывают количество слогов)– Сформулируйте свои выводы. Начните так: для того, чтобы узнать сколько слогов в слове…
Какие смайлики  
 
 
Дети работают по рядам(группам). Сравнивают результаты, озвучивают результат.Делают выводыРазвитие умения вести диалог. Умение высказывать предположения, прогнозирование, доказательство своей точки зрения.Умение работать в паре, соблюдая правила.Умение проявлять интеллектуальную активность.
Умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника.Умение обсуждать полученное путём эксперимента и делать обобщения.Умение чётко формулировать свои мысли.
Физкультминутка Поиграем в игру «Да-нетка»Правила игры: если называется слово – встаём и делаем хлопок, если слог – сидим и молчим
По,небо,кукла,зо,ша,шары,ко,ве,буква,улица,гу,весна,ха,жи Выполнение условия игры Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Первичное осмысление и закрепление знаний
– Определите, какая взаимосвязь между делением слов на слоги и понятиями: односложное слово, двусложное и т.д.?– Свяжите воедино это наблюдение с предыдущим. – Выберите наилучший способ определения слогов в слове и объясните свой выбор. – Откройте учебники на стр.32. Я предлагаю сравнить наши наблюдения с выводом учёных.(правило) (слайд 9)– Молодцы, вы сами вывели правило. А из чего может состоять слог? ( слайд 10) – Какая задача стояла перед нами? Справились с проблемой? У кого есть ещё трудности? Кому нужна помощь?– Предлагаю вам применить знания, которые вы сегодня получили. Какие задания по теме нашего урока вы можете предложить для самостоятельной работы?– Разработайте памятку, позволяющую без ошибок определять односложные, двусложные и т.д. слова.– Придумайте для своего соседа задание по материалу, изучаемому на уроке, используя слова для справок: парта, учитель, класс, урок, карандаш, мел. ( слайд 11) Развитие монологического высказывания.
Соотнесение своих выводов с выводом авторов учебника («учёных»).
Дети говорят о возможных трудностях.
Самооценка деятельности.
Творческое выполнение задания.
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
 
Работа в паре. Формирование умения извлекать информацию из текста учебника и соотносить с собственным выводом.Формирование умения представлять информацию в виде схемы.Умение находить взаимосвязь между количеством слогов и их наименованием.Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале и делать обобщения.
6. Самостоятельное применение новых знаний.
Выберите для самостоятельной работы задание на выбор: (слайд 12)
Разделить слова на слоги.
Разделить слова на столбики по количеству слогов.
Составь слова, используя данные слоги. Определи количество слогов цифрой.
– О чём нужно помнить при выборе задания?
Творческое задание: (слайд 13)
Составить из слогов предложение-скороговорку
Милу мама мыла мылом.
- Что одинаковое во всех словах? (буква «м», все слова из 2 слогов) Дифференцированное выполнение самостоятельной работы.
Развитие речи.
Умение делить на слоги.Умение устанавливать аналогии.Умение составлять слова.
Умение работать самостоятельно.
Итог урока.Рефлексия.(Стадия рефлексии) – В чём упражнялись на уроке?
Игра «Верите ли вы,что …» в слове дед-2слога, гном-1 слог,малина-3 слога,март-2 слога, диван-2 слогаЗакончите предложения: (слайд 16)
-Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных,...
- Я узнал, что односложные слова имеют ..., двухсложные-
- Мне было интересно выполнять …
– Чью работу вы хотели бы отметить?
– Вы довольны своей работой на уроке?– Если ваше настроение осталось таким же солнечным, то мы можем показать наше дружелюбие к маленькой улитке, прикрепив рядом свою «улыбку». Проверка знаний.
Оценка деятельности одноклассников и самооценка. Мотивировка познавательной активности  в изучении темы.Формирование умения осуществлять личностную рефлексию.
Приложение 1
Карточка 1
дом           ива          крапива
лист          липа          ученик
Задания для самостоятельной работы. ( на выбор )
1.Раздели слова на слоги. Сверху цифрой напиши количество слогов.
Лось, тополь, рыбак, берёза, трава, ученица
2.Раздели слова на группы по количеству слогов.
Пенал, резинка, школа, класс, мел, кисточка.
3.Составь слова, используя данные слоги. Определи количество слогов цифрой.
Ро, гла, ра, сли, за, до, ка, тра, га, со, ба, ва.