Методическая разработка Работа с терминами
Работа с терминами Лукинова Любовь Ивановна «Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений» Р.Декарт Терминологические проблемы: Учащиеся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя из-за того, что термины и понятия воспринимаются неодинаково;Ученик не научится владеть терминологией, если его не убедить, что без знаний и понимания понятий ему не разобраться в предмете; Терминологические проблемы:
3. Определения терминов и понятий в темах (особенно по обществознанию) достаточно объемные. Их запоминание представляет определенные трудности;4. Для учащихся представляется сложным дифференциация изученных терминов понятий, установление взаимосвязей между ними, а также смысловая связь с терминологией в рамках других разделов; Работа с терминами в ходе изучения новой темы: Усвоение термина, определение которого не дано в тексте;Усвоение термина, определение которого дано в тексте; Тема «Россия в международных отношениях начала XIX в.» (8 класс) Цель работы с терминами:Усвоение учащимися нового термина, понятия КоалицияКонтинентальная блокада Найди в тексте новое слово и по смыслу изложения материала попробуй дать определение: Одновременно ухудшились отношения России с Францией. В 1801 году Россия и Англия заключили конвенцию «О взаимной дружбе», направленную против Бонапарта. С острова Англия стремилась перенести боевые действия на континентальную Европу. В 1805 году была создана очередная(третья) антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Австрии и Швеции. Подбери синоним к данному понятию Союз государств военно-политический союз; блок государств, направленный против другого государства Составь (найди) предложение с данным понятием: континентальная блокада Ответом Наполеона на создание четвертой коалиции стало объявление в 1806 г. Англии континентальной блокады – запрета на всякие связи между ней и странами европейского континента, что должно было подорвать британскую экономику Закрепление терминов во время текущей и итоговой проверки знаний учащихся: вставь пропущенные буквы;найди ошибки;рисуем по терминам;установи соответствие;найди термины и составь с ними предложения и т.д. Вставь пропущенные буквы: После поражения русско-австрийских войск под Аустерлицем третья ……… распалась, однако своей цели она достигла: вторжение Наполеона в Англию так и не состоялось. Найди ошибки: Ответом Наполеона на создание коалиции стало объявление в 1806 году России континентальной блокады- запрета на всякие связи между ней и странами европейского континента, что должно было подорвать российскую экономику Интерактивные приемы, способствующие повышению мотивации учащихся «Ассоциации» Тема «Что такое государство?» Президент, правительство, закон, порядок, обществоСоставление собственного кроссворда с новыми понятиями или разгадывают предложенный учителем; Путаница на одной карточке и понятия или даты и значение, определение, но они не совпадают. Ученику необходимо найти пару и записать в таблицу ниже. 1.Либерализм А)-частное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью. 2.Сейм3.Маневр Б)-течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т.д.) и свободы предпринимательства.В)-передвижение войск на театре военный действий. 4.Амнистия Г)-торжественное письменное обращение верховной власти к населению. Учащиеся соотносят ряд событий с общим для них понятием промышленный переворот, буржуазные революции, развитие рыночной экономики – индустриальное общество;Смерть Александра I; 14 декабря 1825г;междуцарствие – восстание декабристов «Найди ключевые слова» Социальная дифференциация – это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.Социальный прогресс – всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации Прием «Гнездо понятий» Понятие «социальная стратификация»1) Назовите более широкие по смыслу понятия (например, «социальная дифференциация»)2) Назовите более узкие по смыслу понятия (социальный слой);3) Назовите понятия из других сфер жизни общества, связанные с понятием (образование, экономический кризис, политический режим) Понятийный диктант . Впишите понятия, соответствующие определениям: Подавление желаний, отказ от роскоши и даже большинства удобств, ограничения в пище и сне, причинение себе физических страданий с целью соучастия в страданиях Иисус Христа для искупления грехов- __________________Земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование при условии несения военной службы; церковная должность и связанные с ней доходы-_______________________________Скандинавские воины, отправившиеся за славой и добычей в чужие края-__________________Одна из двух ранних славянских азбук-__________________________ Во франкской империи – представитель короля в определенном округе, позже – один из высших титулов европейской знати-___________________________ Восточная серебряная монета-_________________________ Главная, наиболее укрепленная башня замка-___________________ У мусульман либо человек, заведующий мечетью и «предстоящий» во время общественной молитвы, либо же духовный глава-_______________________ Работа с понятиями может выступать методом развивающего обучения и в результате: у учащихся создаётся целостное представление об обществе;развивается абстрактно-логическое мышление;формируется эвристическое мышление, создаётся основа для креативности;активизируется познавательная деятельность самого ученика, который овладевает эффективными способами самоподготовки и самоконтроля. Благодарю за внимание!