ПРОГРАММА ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Пояснительная записка
Настоящая программа по химии определяет содержание курса химии для учащихся 10 классов школ с углубленным изучением химии. Курс рассчитан на 4 часов в неделю, однако полноценная его реализация предполагает привлечение дополнительных часов для качественного проведения экспериментальных работ и освоения практики решения задач.
В разработку образовательной концепции и отбор содержания образования данного курса положены следующие принципы:
1. Обеспечение преемственности со сложившейся в отечественной школе практикой преподавания химии в химических и химико-биологических классах.
2. Обеспечение непрерывности химического образования
а) с предыдущей ступенью – программа предполагает базовый уровень подготовки за курс основной школы в соответствии с федеральным стандартом химического образования и концентрическим принципом изучения химии.
б) с последующей ступенью – программа построена с учетом продолжения химического образования в высших учебных заведениях и, в частности, согласованна с требованиями, предъявляемыми к абитуриентам при сдаче экзаменов по химии.
3. Обеспечение инноваций с целью приведения традиционных программ в соответствие с изменяющейся парадигмой образования, современным состоянием химической науки, возрастанием роли химии в развитии социума и решении актуальных проблем цивилизации: экологических, сырьевых, энергетических.
4. Обеспечение адаптивности программы к решению образовательных задач, решаемых каждой конкретной школой с учетом её специфики, выделенного количества учебных часов и возможностей обеспечения практических работ.
Программа для 10 классов весьма объемная. Это во многом объясняется тем, что в последнее время ведущие ВУЗы страны сформулировали единые требования по химии к абитуриентам, в которых реализация прав выпускника школы на получение высшее образование ставится в сильную зависимость от доступности и возможности использования дополнительных услуг, предоставляемых теми же ВУЗами, и, с целью защиты интересов учащихся, в данную программу включен материал, который студенты проходят в ВУЗах.
При выборе методов обучения особое внимание следует уделять использованию проблемного подхода в освоении материала как наиболее конструктивного метода формирования элементов творческого мышления, научного подхода к исследуемым объектам.
При изучении химии целесообразно использовать исторический подход к раскрытию её понятий, законов и теорий, т.е. возможно показывать учащимся как возникали понятия, изменялось и уточнялось их содержание, высказывались и отвергались гипотезы, формулировались законы и теории.
Большое внимание в программе также уделяется проведению практических и лабораторных работ на базе лабораторий химико-технологического факультета СОГУ им. К.Л. Хетагурова, что способствует повышению интереса школьников к химии и осуществлению ранней профилизации.
Образовательная деятельность (объект - дети)
№
п/п
Тематический план
Количества часов
Примечание
Теоретич.
Практич.
Повторение пройденного материала
2
Общие вопросы.
Предмет органической химии. Структурная теория А. М. Бутлерова как основа органической химии. Углеродный скелет.
4
Классификация органических соединений. Функциональная группа. Гомологические ряды.
4
Изомерия: структурная и пространственная. Представление об оптической изомерии. Взаимное влияние атомов в молекуле.
6
Номенклатура органических соединений.
2
Классификация органических реакций по механизму и заряду активных частиц.
2
Углеводороды.
Алканы.
6
1
Алкены.
7
2
Циклоалканы.
2
Алкадиены.
6
Алкины. Кислотные свойства алкинов.
6
Арены. Бензол и его гомологи.
12
2
Применение углеводородов.
2
Функциональные производные углеводородов.
Галогенпроизводные.
4
Спирты и фенолы.
8
2
Альдегиды и кетоны.
6
1
Карбоновые кислоты и их производные.
6
2
Амины.
6
2
Нитросоединения.
2
Гетерофункциональные производные углеводородов.
4
Гетероциклические соединения.
6
Важнейшие природные соединения.
Аминокислоты, пептиды, белки.
6
1
Углеводы.
10
2
Нуклеиновые кислоты.
4
Высокомолекулярные соединения.
Реакции полимеризации и поликонденсации. Общие вопросы ВМС. Отдельные представители высокомолекулярных соединений.
4
2
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Хомченко Г.П. Пособие по химии. М.: Новая волна издатель Умеренков, 2007 г.
2. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Новая волна издатель Умеренков, 2009 г.
3. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Органическая химия. М.: Оникс 21 век, 2004 г.
Дополнительная:
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начало химии. Современный курс для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2005г.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2500 Задач по химии. – М.: Мир и образование, 2002-2005 гг.
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс. – М.: Мир и образование, 2003 г.
Еремин В.В., Рыжова О.Н., Справочник школьника по химии. – М.: Мир и образование, 2001-2004: Экзамен, 2006 г.
Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. – М.: Мир, 1991, 1998 г.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Экзамен, 2005 г.
Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах. / под ред. Н. Е. Кузьменко и В. Т. Теренина. – М.: Издательство Моск. Ун-та, 2006 г.
15