Люблю Отчизну я… Урок литературы в 9 классе
Тема: «Люблю Отчизну я…:Цель урока: помочь учащимся почувствовать и понять «странную» любовь поэта к родине, его близость к родной природе, народу и его неприятие к «стране рабов, стране господ», углубить представление о духовных поисках Лермонтова.
Оборудование: портреты , иллюстрации к стихотворениям, опорная схема.
Ход урока:
Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. М.Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой»
«… его «Родина» - что за вещь пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских.» В. Белинский.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Ф.И.Тютчев.- Здравствуйте. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. Дома вы должны были прочитать стихотворения. Тема нашего урока «Люблю Отчизну я». Эпиграфами к уроку взяты следующие слова… Родина – тема лермонтовской лирики на протяжении всей творческой жизни поэта, начиная с юношеских лет и заканчивая последними, итоговыми стихотворениями 1841 года.
Опорная схема
Родина - земля, давшая жизнь и страдание. «1830 год, июля 15!» «Смерть»
Ощущение дисгармонии. «Монолог»
Образ идеальной, романтической Отчизны – «Отрывок»
Отрицание той России , «где стонет человек от рабства и цепей» -«Жалобы турка»
Обращение к историческому прошлому России – «Кто видел Кремль в час утра золотой…»
Борьба за Родину для Лермонтова священна.
Война 1812 года – «Два великана», строфы «Сашки», «Бородино».
Завершение темы родины
33394642406652472690240665 1841
«Прощай, немытая Россия» «Родина»презрение к «стране рабов, стране господ» признание в любви
С самого начала Россия, родина осмысливается поэтом в двух планах. В стихотворении «1830 год июля 15-го» - это счастье «семьи родной», дома, детства, «где всё верило младенческим мечтам». И та же мысль в стихотворении 1840 года – «Как часто, пёстрою толпою окружён», когда поэт, находясь в трагическом разладе со светским обществом, ласкает «в душе старинную мечту» - вновь оказаться в местах, где протекало детство, и погрузиться в мир родной природы. Память о них –« как свежий островок» среди полного противоречий мира. Но уже в юношеской лирике зарождается отрицание той России, где «стонет человек от рабства и цепей». Вспомним стихотворение «Жалобы турка». Борьба за Родину для Лермонтова священна.«Два великана» - достойные (Илья Муромец)«Бородино» - представители, утверждающие духовные начала народа (участник – очевидец). Тема одиночества, так характерная для стихов Лермонтова, символически воплощается в стихах о природе, где воплощена мечта о соединении с «душой родной» и невозможности её осуществления. И просветление, и минуты счастья и выхода из одиночества связаны у поэта с природой. В общении с природой поэт обретает связь с миром, космосом, Богом: «Когда волнуется желтеющая нива».
Анафора – приём единоначатия.(Эпитеты «желтеющая нива», «ландыш серебристый», «Малиновая слива» - красочные;«тень сладостная» - эмоциональные,олицетворения – «приветливо кивает головой», ключ «играет», «лепечет… сагу»инверсия – «смиряется тревога, расходятся морщины»
Тема природы неразрывно связана с темой Родины не как часть, а как основа любви человека к своей Отчизне. В стихотворении «Родина», написанном в 1841 году, Лермонтов произнёс признание в своей странной любви своей Отчизне.
- Расскажите об истории создания этого стихотворения. Какие события происходили в это время в жизни поэта?
Ссылка на Кавказ (дуэль с де Барантом)
Отпуск (бабушкины хлопоты)
II ссылка (журнал «Отечественные записки», А. Краевский – В. Белинский – Боткин).
Словарная работа. Патриотизм (тетрадь)- Выразительное чтение . «Родина» Вопросы для анализа.- Почему Лермонтов называет «странной» свою любовь к родине? (слова Тютчева)- С каким чувством пишет он о прошлом России?- Какие картины природы представляет поэт, когда думает о родине?- Какие два облика России рисует Лермонтов?- Как можно объяснить возникновение в стихотворении образа деревни, бесконечно далёкого от романтических образов ранних произведений?- Каковы особенности построения стихотворения? (от широкого плана к более узкому). Как это отразилось в лексике?- Средства художественной выразительности (картины)
Вывод: Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы. Лермонтов всю русскую поэзию в Родине подводит к тому порогу, за которым откроется вскоре неисчерпаемая глубина народной жизни. На смену ему придёт Некрасов – поэт, прислушивающийся к говору мужичков, включающий этот говор в свои стихи. Традиции лермонтовской «Родины» останутся жить и в русской поэзии 20 века. В годы Великой Отечественной войны они проснутся в стихах К. Симонова « Ты, помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» (сыновняя любовь) Сочинения – миниатюры. Однако Россия по отношению к поэту не раз вела себя не как мать, а как мачеха. Отправляясь в последнюю ссылку на Кавказ, возможно предчувствуя скорую гибель, Лермонтов пишет горькие строчки:«Прощай, немытая Россия…»
Вопросы. - Чем так непохоже это стихотворение на предыдущее?- Что любит, а что ненавидит, презирает в своей стране поэт?- О каких «пашах» и голубых мундирах говорит поэт?- «Прощай!» - говорит автор России и это созвучно фразе из поэмы «Горе от ума». Какой?- Почему в стихотворении «Прощай, немытая Россия» не употребляет слово «родина»? Значит ли это, что он утратил чувства?
Добролюбов писал: «Лермонтов… умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем» - писал Лермонтов в 1841 году. Такова была вера поэта. Таков и сам Лермонтов. Он с Россией в настоящем и будущем.
(Сочинения – миниатюры)