Методическая разработка урока/учебного занятия или мероприятия для обучающихся 5-9 классов по теме ДЕТСТВО 1941-1945 ГОДОВ
«Методическая разработка урока/учебного занятия или мероприятия для обучающихся 5-9 классов»
ДЕТСТВО 1941-1945 ГОДОВ.
(урок внеклассного чтения)
Автор:
Шарандина Наталья Львовна
МБОУ Тёшинская СОШ
учитель русского языка и литературы
2015
Тема: Детство 19941-1945 годов
Цель: Воспитание чувства долга и уважения к своему прошлому, к героям ВОВ Задачи:
*формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;*формирование у ребят активной жизненной позиции, чувства патриотизма. * развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, тексты произведений, тексты песен
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок литературы с небольшого лирического отступления. Послушаем и посмотрим зарисовку.
(Просмотр 4 слайдов, во время просмотра звучит добрая музыка)
- Безоблачная пора детства. Её проходил каждый, но у каждого она своя.
(5-й слад, после прочтения стихотворения со слайда песня «Священная война»)
- 6-й слад. « Великая Отечественная война Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в том отражение нашего неполного знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков на заводах и колхозных полях. От женщины – матери идет начало жизни, и как – то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь». Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо». А закончить эту мысль хочется так: «и тем более не детское». Да. Война – не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особеннойона называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. (7-й слайд). И сегодня мы поговорим о детстве 41-х – 45-х годов и о детях – героях войны. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей великой Родины – России называли их именами. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Посмотрите, запомните их лица и их детство. Ведь им мы обязаны жизнью.
(Учитель зачитывает имена со слайдов, 8-9 слайд)
-Давайте заслушаем истории тех некоторых ребят подростков, ваших ровесников, которые приняли удар на себя и стойко сражались за отчизну.
Ученики по-одному рассказывают истории про детей-участников войны, демонстрируя на слайдах информацию о них.
1-й ученик (10-11 слайд)
Марат Казей
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес.
Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
2-й ученик (12 слайд)
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
3-й ученик (13-14 слайд)
Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину
Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
4-й ученик (15-й слайд)
Валя Котик
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.
5-й ученик (16 слайд)
Володя Казначеев
1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали (Елена Кондратьевна была убита фашистами). В отряде была "партизанская школа". Там обучались будущие минеры, подрывники.
Володя на "отлично" усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей... Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее, искуснее. За голову партизана Кзаначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник - совсем еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя - освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
6-й ученик (17-й слайд)
Валя Зенкина
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам.
Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
7-й ученик (18 слайд)
Юта Бондаровская
Куда бы ни шла синеглазая девочка Юта, ее красный галстук неизменно был с нею... Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов.
Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В тот день и синие глаза Юты, и красный ее галстук сияли, как кажется, никогда. Но еще стонала под вражеским игом земля, и отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.
8-й ученик (19-й слайд)
Галя Комлева
Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу"
Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
9-й ученик (20-й слайд)
Витя Хоменко
Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр". ...В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали "Николаевский центр".
Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке... Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.
10-й ученик (21-й слайд)
Лара Михеенко
За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.
В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".
11-й ученик (22-23-й слайд)
Надя Богданова
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
(24-й слайд) – Ребенок, прошедший через ужасы войны, останется ли он обычным ребенком?! Кто отнял у него детство? Кто возвратит ему его? Что помнит он из пережитого и может рассказать? Но он должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, горят дома!
После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила с сентября 1941 года по январь 1944, 900 дней и ночей. Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали всего 250 грамм хлеба, а служащим и детям 125 грамм. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага.
Но просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!
Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, её подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи
Большая, дружная семья Савичевой спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей
Что было дальше с Таней? Надолго ли она пережила родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Она умерла 23 мая 1944 года.
( 25-й слайд) –До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к её врагам.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Леня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в керченских катакомбах, как Володя Дубинин, в подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных девчонок и мальчишек.
- Давайте прочитаем ещё несколько рассказов о таких ребятах. (Каждому на парту раздаются тексты рассказов из книги Г. Деняченко «Дети-герои» Полесье помнит. Приложение 2)
- А ещё мне хочется прочитать стихотворение татарского поэта Мусы Джалиля «Варварство», чтобы ещё раз услышать какова была цена победы, чтобы никто и никогда из вас не смел забывать то, что было для нас сделано нашими предками.
(Демонстрируется 26-27 слайд, во время демонстрации звучит секундомер)
Далее звучит «День победы» , просмотр 28-32 слайды.
На этом наш урок закончен, но я надеюсь, что он вам надолго запомнится.
Приложение №1
Полесье помнит.
Г. Деняченко. Из книги «Дети-герои»
Младший брат Арсения
Когда началась война, Лене не было и пятнадцати. Но был он человеком серьезным, ученым, как говорили в селе.После окончания семи классов он уже точно знал, что пойдет в политехнический, как когда-то Фрунзе. Потому что не было на целом свете человека, жизнью, подвигами которого Леня так бы восхищался, гордился, как жизнью и подвигами Михаила Васильевича Фрунзе.Все, что можно было достать в родной Потеевке о легендарном командарме, все, что печаталось о нем в газетах, журналах, Леня читал и перечитывал.Давно приготовлены на завтра уроки, а мальчик все не гасит свет. Ложись, сынок, поздно, уже в который раз напоминает отец. Я про Фрунзе. Вот еще страничку Хотите прочитаю. И тихонько, чтобы не разбудить мать, Леня читает вслух воспоминания человека, который вместе с Фрунзе сидел в одной камере Владимирской тюрьмы:«Как-то ночью проснулся я, смотрю, Фрунзе тоже не спит. Не спится? спрашиваю. Да, не спится. Все думаю, как бы отсюда скорее на свободу выбраться, отвечает. Тебя же дважды к смертной казни приговорили, сколько ты мук вынес, так неужели, когда выйдешь на волю, снова за старое примешься? не утерпел, спросил. Обязательно примусь»Вот он какой, Фрунзе! Вот бы вырасти таким!Мечтал Леня, а на его Потеевку, на всю страну надвигалась черная туча.Война! Раскололась тишина страшным громом.Поселился тогда Леня у деда, в Чайковке. Работал и мечтал вобрать приемник, чтобы хоть немножко ближе к Москве быть.Действовало в Чайковке подполье, и вышло так, что его связным стал Леня. Он распространял листовки, носил, куда требовалось, приказы от Черного (И. Ф. Бугайченко). Появится Леня, и отправляются на свою опасную работу оперативно-диверсионные отряды, то здесь, то там гремят взрывы. А Леня идет дальше.Мечтал когда-то мальчишка увидеть море, а теперь казалась ему бурным морем родная Житомирщина, партизанский край, клокотавший гневом. И ходил, ходил дорогами родной земли связной партизанского подполья.Но вот в конце ноября 1942 года, уже около самого дедовского дома, Леню схватила полиция.Пытали молчал. Били ни слова. Кто научил тебя? Кто? беснуясь, кричал офицер. Товарищ Арсений разжал запекшиеся губы мальчик. Кто? Кто? заорал офицер.Фрунзе! Не слышал про такого? Вот неуч Похоронен Леня Пивовар в Потеевке, в парке Вечной Славы. Указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден посмертно медалью «За отвагу».
Враг не услышал ни слова
Старший брат Бориса» Игнат Катюха был коммунистом. И не было в Тетеревке человека, который бы не знал его, секретаря парторганизации, председателя сельсовета. Борис гордился братом. Мальчик окончил шесть классов, с честью носил свой пионерский галстук и не знал никаких особых забот. Их принесла война. Беда вошла в каждый дом. Для семьи Бориса горе было страшным: фашисты в первые же дни оккупации расстреляли Игната.Мальчик решил заменить брата. Ничего, что он только пионер. Брат героя должен быть героем. Борис вместе со своим товарищем Алексеем Мельником принимает участие в бою под Новоградом-Волынским. А потом собирает винтовки, патроны. Их мальчик принес в партизанский отряд имени Щорса. Раздобыли они с Алексеем Мельником и пулемет, тол.То в одной, то в другой хате появлялись листовки, советские газеты. Это была работа Бориса Катюхи и его друзей. А слово обладало огромной силой, потому что несло оно людям правду, подавало надежду, указывало путь к борьбе. Но фашисты схватили Бориса и Алексея. Их пытали в гестапо, однако не услышал враг имен их товарищей по борьбе. 22 декабря 1942 года в Житомире, на Сенной площади, повесили фашисты Бориса Катюху и Алексея Мельника.Много времени прошло с той поры, но никогда не угаснет в сердцах житомирян благодарная память о юных героях.
Награды за подвиги
В партизанском отряде имени Суворова Первого молдавского соединения быстро привыкли к находчивому, шустрому мальчишке. Саша Худзик пришел в отряд из села Вильха Дзержинского района.Беспокоилась мать, уговаривала: Ты еще маленький, Саша, сиди дома. Враги землю жгут, людей губят, а я сидеть буду? Пойду.:. И пошел.Вот что пишет бывший партизан К. С. Павлюк о своем юном товарище по отряду: «Я хорошо знал партизана Худзика Александра Арсентьевича, 1928 года рождения. Саша был в отряде с августа 1943 года Юный партизан вместе с моей группой подрывников выполнял задания командования отряда по захвату боеприпасов, принимал участие в выведении из строя телефонного кабеля Берлинфронт»Выгнали врага из Дзержинского района, изо всей Житомирщины. И вместе с действующей армией пошел дальше ее бойцом Александр ХудзикЖестоким был бой на реке Стырь. Забросал гранатами немецкий бронетранспортер, уничтожил более десяти гитлеровцев Саша. Ходил Саша и в разведку. Это он вернулся однажды в часть с «языком» обер-фельдфебелем. Орден Красной Звезды получил Саша за этот подвиг. Он одним из первых форсировал Вислу, ходил на ее левый берег в разведку. И вот ему вручен орден Славы III степени.«Письмо это посылаю с радостным известием, писал домой Саша в мае 1944 года. Меня сегодня наградили двумя медалями «За отвагу»,..»Последнее письмо от Саши пришло домой 27 ноября 1944 года. А вслед за ним короткое сообщение: «Худзик Александр Арсентьевич, разведчик стрелкового полка, погиб 4 декабря 1944 года и похоронен в Опатувском повете Келецкого воеводства. С. Шахунов. (Польша)».А было тогда Саше чуть побольше пятнадцати летКогда заканчивался в школе учебный год, Камилла неизменно получала похвальную грамоту. Так было и в сорок первом. Девочка перешла в этом году в седьмой классКаникулы только начались, и она бегала с подружками в лес, вместе собирали ягоды, грибы, купались в озере. Знала Камилла в лесу каждый кустик, каждую тропинку. Не знала лишь о том, что скоро придется ей в этом лесу скрываться от врага.На нашу землю пришли фашисты. Покинула родное село семья Камиллы, поселилась в лесу, в землянке. Отец стал связным партизан. Дедушка часто наведывался, приносил еду, сведения о фашистах, стоявших в селе. Скоро схватили дедушку. Пытали старика, но не привел он врага в лес Его повесили. Тяжело переживала Камилла смерть дедушкиК знамени партизанского отряда подошла девочка. Став на колено, поцеловала край знамени и повторила слова присяги : Я, Камилла Шага, вступая в партизанский отряд, клянусь мстить фашистам за сожженные города и села моей Родины, за кровь героев, погибших в борьбе с фашистамиКамилла стала в строй бойцов.Это было под Сытовкой. Карательная экспедиция гитлеровцев преследовала партизан. Командование решило дать бой. В первом для нее бою Камилла доказала свою верность присяге.Через некоторое время отряд двинулся на запад. Шли днем и ночью, лесами, размокшими дорогами, продвигаясь к границе Чехословакии. Рядом с Камиллой шел, прихрамывая, дядя Сергей, партизан с ручным пулеметом. Он был ранен, потерял много крови. Когда остановились после трехчасового перехода, Камилла вынула завернутую в платочек краюху хлеба: Возьмите!Любили Камиллу все. Старшие называли дочкой, младшие сестричкой.С боями вышел отряд к Западному Бугу. Разведка донесла о приближении фашистов. Завязался бой. Камилла перевязывала раненых, подносила патроны. При переправе Камиллу ранило в ногу. Но она осталась в отряде, который вскоре влился в партизанское соединение имени Александра Невского.Снова бои. Вместе с товарищами в освобождении Чехословакии принимала участие и Камилла.Камилла Шага погибла под городом Брезно. Погибла, оставшись до конца верной партизанской клятве.Давно закончилась война. Но не гаснет память о юных , не вянут цветы на их могилах. Полесье помнит.
15