Проект Птицы нашего края старшая группа


Проект
"Птицы нашего края"
(глухарь, кукушка, дятел, сова)
Выполнила:
Анциферова С. СВоспитатель Д/с №29
Асбест 2016
"Охранять природу - значит охранять Родину".
М. Пришвин.
Актуальность проекта.
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых , мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам) .К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходит именно средневозрастная группа детей. Дети этого возраста(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Изучению этой темы способствуют:
-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: среднесрочный. Октябрь – апрель.
Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним. 
Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:
Образовательные задачи:
- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;
- знакомить детей с жизнью птиц , их повадками, особенностями образа жизни;
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.
- дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие».
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;
- формировать экологическое сознание детей.
-воспитание любви к родному краю.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.
III этап – заключительный.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Конкретные ожидаемые результаты.
Расширение кругозора детей о птицах нашей местности (глухаре, сове, дятле и кукушке).
Улучшение предметно-развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Интеграция образовательных областей: социально – комуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое.
Образовательная область: «Социально - комуникативная»Задачи: Формировать представление о связях в природе «ЧЕЛОВЕК И ПТИЦЫ».Побуждать желание узнать о птицах больше, заботиться о них.       Развивать игровые навыки  детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх. Учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности, Поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. Изготовление скворечников, кормушек.. Образовательная область «Познавательная»:Задачи: Развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о птицах.Поощрять интерес к источникам информации.Развивать умственные способности с помощью инновационных технологий.
Формировать навыки природоохранного поведения при наблюдении за птицами  Образовательная область «Художественно - эстетическая»:Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, приговоркам. Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоций ,как положительных, так и отрицательных.             Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, конструированию.Формировать представление об изделиях народного промысла. Совершенствовать  навыки ритмических и имитационных движений.Способствовать развитию певческих навыков.  Образовательная область «Речевое развитие»Задачи : Развивать навыки общения, активизировать речь детей при составлении рассказов. Формировать желание произносить слова правильно, учить звукоподражанию.
 Образовательная область: «Физическое развитие»Задачи: Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры.
С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние.Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.Работа с родителям
Задачи: Привлекать родителей к помощи птицам зимой.
Планирование поэтапных мероприятий.
1. Этап. Подготовительный.
Подготовка материала для изодеятельности, чтения, игровой деятельности.
Подбор методической литературы.
Приобретение иллюстраций по теме.
Определение знаний детей о птицах.
2. Этап. Реализация проекта.
Подбор бесед о птицах (глухарь, сова, кукушка, дятел) .
Наблюдения.
Чтение художественной литературы.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Продуктивная деятельность.
Работа с родителями.
3. Этап. Заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями. Сделали альбом «Птицы нашего края», картотеку наблюдений за птицами, бесед о птицах, подвижных игр по теме «Птицы», стихи, рассказы, загадки о птицах, дидактические игры «Разрезные картинки», «Зимующие и перелетные птицы» «Покормите птиц зимой», «Прятки», раскраски «Птицы», изготовили шапочки для театрализованной деятельности и подвижных игр, атрибуты для пальчикового театра. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.  
Считаем необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края:
-расширять знания детей о жизни птиц, и об особенностях их образа жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка, кукушка и другие;
-расширять и активизировать словарь по данной теме;
- развивать наблюдательность, внимание, память;
- Воспитывать любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.
Используемая литература.
1.ФГОС в ДОУ «Комплексные занятия» Н.Е.Вераксы.
2. Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы» Васильева С. И.
3. « Познаем окружающий мир – птицы» Т. Куликовская4. Воронкевич О. А. "Экология".
5. Комарова Т. С. "Занятие по изодеятельности".
6.Лыкова И. А. "Изодеятельность в д/с".
7.Пензулаева Л. И. "Подвижные игры".
8. «Наши птицы» В. Бианки
9.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
10.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
11.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
Информация для воспитателя: Глухарь
Справочный материал:
Место, которое занимает среди четвероногих наших лесов медведь, в среде пернатых принадлежит глухарю.
Глухарь очень красив. Издалека он кажется черным. Но на самом деле оперение у него темно - бурое, а брюшко светлое, с черными крапинками. Клюв у глухаря светлый, а "брови" красные. Перья под носом растут так, что их можно принять за маленькую бородку.
Самка глухаря одета в рыжеватый наряд с черной рябью. И "брови" тоже красные.
Глухарей можно увидеть сидящими на деревьях. Но они часто спускаются на землю, где ходят быстрой, но неуклюжей походкой. А взлетают в воздух тяжело, громко хлопая крыльями.
Долго и высоко летать глухари не любят - трудно поднять в воздух такое крепкое тело! Зимой глухари ночуют в снегу! Упадут с дерева в сугроб, вытопчут под снегом норку и спят сладким сном.
Под снегом им тепло. И если снаружи бушует метель, глухари целыми днями остаются в этой снежной "спаленке".
Если после оттепели ударят морозы, снег покрывается ледяной корочкой - настом и тогда глухарям трудно выбраться наружу.
Славятся глухари своим весенним, свадебным обрядом - толкованием. Еще с вечера собираются глухари на ток, рассаживаются на ветках деревьев и начинают петь.
Громко раздается их песня - пощелкивание, песня - потрескивание... А потом раздается звук, словно ножик точат. Когда глухарь увлечен своей песней, он ничего не слышит - глохнет. За эту особенность птица и получила название.
Утром самцы - глухари спускаются на землю, на полянку. Теперь они ходят важно, распустив хвост, кончиками крыльев касаются снега. И поют!
У каждого глухаря - свой участок. если появится другой глухарь, дело может дойти до драки. Так самцы - глухари перед самками свою удаль и силу показывают.
Гнездо у глухаря - ямка в густом кустарнике или среди корней деревьев. Малыши всюду следуют за матерью. Но скоро они подрастут и станут самостоятельными.
Малиновые брови глухаря
Покрасила весёлая заря,
А ночь глухая глухарю дала
Два сильных, крепкихВороных крыла.
А чтоб легко в полёте Тело нёс,
Таёжный ветер дал Красивый хвост.
И старый кедр, иголками горя,
Приветствует красавца глухаря!
А он росу серебряную пьёт,
А он бруснику спелую клюёт…
И, счастлив от раздолья и простора,
Серебряную песню дарит бору.
А. Тарханов.