Центр содействия развития личности ребенка – одна из форм психолого-педагогической поддержки



Центр содействия развития личности ребенка – одна из форм психолого-педагогической поддержки

Методическая разработка
Автор: Нина Николаевна Комарова , психолог КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»



Казахстанское общество находится сейчас на переломном моменте своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.
Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования и воспитания рассматривается как важнейший психолого- педагогический и социальный принцип, отражающий современные общественные тенденции построения и функционирования системы образования.
Гуманизация – ключевой элемент нового психолого- педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогами, психологами, социальными педагогами, воспитателями и другими педагогическими работниками. Гуманизация выдвигает новую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ученика. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик –воспитатель» - установление связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя, воспитателя. Но это еще не все.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, психолого- педагогического, социально- нравственного и профессионального развития личности. Данный психолого- педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологий образования и воспитания.
Опираясь на выводы многочисленных психолого- педагогических исследований, сформулированы закономерности гуманизации образования и воспитания.
Образование и воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психические явления, отмечал С.Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое или мысленное общение). Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, чтобы сделать их своими потребностями, «органами своей индивидуальности», человек вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других людей. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное,психолого- педагогическое, социально- нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек.
Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития»,т.е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Данная ориентация требует выдвижения таких целей образования и воспитания, которые обеспечивали бы базисные качества, необязательно универсальные, но обязательно необходимые для развития личности в том или ином возрастном периоде.
Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только профессиональными базовыми знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания обучения и воспитания. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре – стержневая линия гуманизации содержания образования и воспитания.
Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выделения их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно- исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой – важнейшее условие конструирования новых учебно – воспитательных планов и программ.
Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации технологий обучения и воспитания. Он позволяет «обратить» психолого- педагогические задачи в «личностный смысл» деятельности личности.
Процесс общего, психолого- педагогического, социально- нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения и воспитания. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.
Личностный подход предполагает, что педагоги, воспитатели, психологи, социальные педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, принимать за ним право на непохожесть на других. Личностный подход требует включения в педагогический процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).
Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога или воспитателя, а также позиции учащегося в личностно- равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог, воспитатель не воспитывают, не учат, а активизируют, стимулируют стремления, создают условия для самодвижения. При этом должны соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога, воспитателя учащимся в решении учебных и личностных проблем на начальной стадии образования и воспитания через постепенную активизацию учащихся к полной саморегуляции в обучении и воспитании, появлению отношений партнерства между ними.
В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально- творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от сознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально- творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении (диагностике) и развитии ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.
Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально- этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяются степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при котором человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.
Теоретическое переосмысление закономерностей и принципов гуманизации образования и воспитания позволяет не только определить стратегическое направление образовательного пространства, но и наметить тактическую программу реализации его гуманистических целей.



Чем же была продиктована необходимость создания структуры Центр содействия развития личности ребенка в интернате для детей с ЗПР?
Необходим целостный подход в работе с детьми, органично связывающий теоретические основы содержательными и организационно- методическими компонентами деятельности школьного психолога- практика.
Необходимо обозначить место и роль деятельности педагога- психолога в единой учебно- воспитательной системе интерната по поддержке развития личности каждого ребенка, определить принципы, на которых должны строиться отношения между психологом, администрацией лицея, психологом и педагогами, воспитателями, а также самими детьми.
Школьная психологическая практика по поддержке развития детей в большинстве случаев существует обособленно от других социально- психологических служб образования и здравоохранения.
4.В настоящее время необходимо говорить о специфике изменения развития современного ребенка, усложнении анализа структуры его развития, многофакторности механизмов и причин наблюдаемой феноменологии. Все это требует от современных специалистов поисков новых идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в «пространстве» интерната.
Поэтому назрела необходимость разработки модели психолого- педагогического сопровождения развития детей ЗПР в школе-интернате, где необходимо было распределить функции между его уровнями, прописать систему межуровневых связей.
Научно- методической основой деятельности Центра являются достижения отечественной и зарубежной психологии в области психологии, педагогики.
Центр был создан с целью объединения и координации усилий педагога- психолога, медицинских работников, логопеда, социального педагога и других педагогических работников по обеспечению физического и духовного становления личности каждого ребенка, реализации его потенциала, формированию неповторимой индивидуальности.
Основная задача- помочь ребенку овладеть знаниями и культурными ценностями, накопленными предшествующими поколениями, помочь овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Помочь ребенку увидеть красоту и сложность этого мира, научиться радоваться жизни как таковой, стать хозяином самого себя, осознать свое место в обществе и уметь соотносить свои личные интересы с нормами и требованиями гражданско- патриотического общества.
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением Центра.
Главная цель работы Центра – максимально возможное в условиях интерната для детей ЗПР содействие развитию личности ребенка посредством оказания оперативной и профессиональной компетентной помощи учащимся в решении личностно значимых проблем. Большое значение в этом принадлежит психологу образовательного учреждения. Являясь фактически междисциплинарным специалистом, призванным «уравновешивать», «состыковывать» и координировать деятельность всех специалистов, «замкнутых» на ребенке, он обязан быть в центре всех его проблем, включать в сферу своих интересов не только собственно психологические, но и смежные, междисциплинарные знания и умения. Поэтому руководит работой Центра психолог.
Центр реализует следующие функции:
- коррекционную;
- развивающую;
- регулирующую;
- защитную;
- компенсирующую.
Центр реализует следующие принципы:
- теоретико – методологическое «позиционирование» системы Центра;
- единство методологии и диагностики (и вытекающей из этого коррекционной помощи);
- представление о структурно- динамической целостности развития;
- необходимость учета логики и последовательности нормативного развития;
- терминологическую адекватность;
-приоритетность учебно- воспитательных задач;
-этический принцип (принципы);
- принцип профессиональной компетентности.
В соответствии с перечисленными функциями и принципами Центр проводит работу по следующим направлениям:
- осуществление мониторинга за состоянием физического, психического и духовно- нравственного развития детей, формирование позитивных отношений к неповторимой индивидуальности личности ребенка, реализации потенциала каждого ребенка;
- изучение среды развития, потенциала школьного коллектива, группы;
-оказание психологической, социально- педагогической помощи детям в решении жизненно важных и трудноразрешимых вопросов;
-проведение учебно- воспитательных мероприятий коррекционного, развивающего и компенсирующего характера, использование индивидуальных и групповых форм работы с детьми;
- психолого- педагогическое, правовое, медицинское просвещение педагогических кадров, проведение индивидуальной и групповой консультационной работы с детьми, педагогами, воспитателями.
- участие в научно- исследовательской работе, осуществление деятельности по повышению собственной квалификации и профессиональной деятельности своих коллег.
Центр состоит из четырех служб. В центре - личность ребенка. Работа каждой службы строиться на основе трехуровневого пространства: психологического, психолого- педагогического, социально- педагогического.
Итак, обратимся к структуре первой службы- «Диагностики и прогнозирования». Система работы данной службы подчиняется принципам комплексного, целостного, структурно- динамического изучения и индивидуально- личностного подходов. Комплексное изучение предполагает тесное взаимодействие всех специалистов в ходе изучения личности ребенка для составления целостного представления его состояния. Целостное (всестороннее) изучение предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации каждого ребенка в их взаимосвязи. Структурно- динамическое изучение – это определение причин, выявленных нарушений и их дифференцирование. Индивидуально- личностный подход предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития ребенка. Подобная диагностическая работа должна проводиться в едином «ключе», где основой является комплексная многоаспектная, но исключительно психологическая по своей сути квалификация состояния ребенка. Только в результате такого интегративного подхода становится возможным не только адекватно оценить актуальное состояние ребенка, но и обеспечить надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения, определить наиболее эффективные пути и средства коррекционно- развивающей работы.
Подобная комплексная системная диагностика может быть определена как интегративная психологическая диагностика. Таким образом, интегративная психологическая диагностика строиться на обобщении данных различных областей знаний и результатов выполнения комплекса методик, а сама диагностика исходит из приоритета качественного анализа особенностей психического развития ребенка. Таки образом реализуется один из основных принципов психологической деятельности- принцип единства методологии, диагностической, а затем и коррекционно- развивающей работы.
Задачи данной службы:
-разработать критерии, с помощью которых можно оценить различные аспекты психологического развития личности ребенка; уровень развития определенных психических процессов, содержание различных сторон психической жизни детей;
- отбор системы методик для диагностики различных составляющих УВП;
- углубленное психолого- педагогическое изучение реализации потенциала детей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов, затрудняющих развитие детей;
-подобрать конкретные методики для обследования учащихся, которые позволяют выявить и оценить важные для сопровождения аспекты их психической жизни.
Поэтому кажется более важным для практической деятельности психолога образования типологизировать, в первую очередь, саму организацию диагностического процесса. Следует отметить, что вид диагностического инструментария определяется еще и возрастом ребенка, особенностями его состояния, в первую очередь - его операционными возможностями, диагностической гипотезой психолога. С этой точки зрения можно говорить, что характер диагностической процедуры определяется следующими критериями:
- формой проведения обследования: индивидуальная или групповая диагностика;
- видом диагностического процесса: скрининговая психологическая диагностика или углубленная;
-этапностью процедуры обследования: первичная или повторная оценка (последнюю, в свою очередь, можно подразделить на динамическую и итоговую);
-пролонгированность оценки: мониторинговая оценка и срезовая (единичная);
Характером оценки. В данном случае можно говорить об экспертной оценке (дифференциально- уровневой) и дифференциально- типологической.
Скрининговая диагностика направленная исключительно на выделение групп детей, обладающих теми или иными особенностями, что позволяет говорить о данном виде диагностического процесса как об экспертном, дифференциально- уровневом. В то же время такой групповой вкрининг может быть как мониторинговым, так и срезовым.
Углубленная психологическая диагностика ориентирована на выявление специфики психического развития, понимании механизмов и причин, приведших к данному типу условно- нормативного или отклоняющегося развития. Углубленная оценка может проводиться только в индивидуальной форме (режиме) обследования.
Первичная (название говорит само за себя – первая оценка психического развития ребенка).
Динамическая – с помощью которой отслеживается динамика развития, эффективность обучения, динамика развивающих и / или коррекционных мероприятий.
Итоговая – целью последней является оценка состояния ребенка «на выходе», в конце определенного этапа его обучения, цикла развивающей или коррекционной работы.
В то же время и мониторинговая диагностика, и срезовая (единичная) могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Нами были определены модули, составлен психолого- педагогический инструментарий и разработана мониторинговая система.
Диагностика психологического пространства объединена в несколько блоков: диагностика познавательных способностей, эмоционально- волевой сфер, потребностно- мотивационной, диагностика морально- нравственной, действенно- практической сфер; определение доминирующей ориентации перцептивной сферы.
Диагностика образовательной среды включает: уровень воспитанности, состояние микроклимата в классе, состояние обучающей и воспитывающей деятельности; состояние физического и лечебно- оздоровительной работы; состояние внеурочной воспитательной работы; воспитывающее воздействие среды общения.
Исследование взаимодействие с социумом включает: диагностику воспитательного воздействия средств массовой информации; изучение социально- правовой ситуации в масштабах микрорайона, города; изучение деятельности учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем; изучение уровня занятости детей в учреждениях культурного досуга; изучение особенностей микрорайона, его воспитательного потенциала. Скрининговая психодиагностика - познавательные способности (внимание, мышление, память, восприятие, мотивация), атмосфера в классе, социально- психологическая самоаттестация коллектива, диагностика эмоциональной сферы, шкала самооценки, диагностика влияния СМИ, диагностика утомляемости и перегрузки учащихся; углубленная психодиагностика (диагностика умственного развития, удачные комбинации в обучении . Также следует остановиться на результатах диагностико- коррекционных программ «Феноменология трудностей обучения», «Повышение эффективности обучения посредством развития систем восприятия» .
Задачами второй службы просвещения и консультирования являются:
- формирование у обучающихся, воспитателей, учителей потребности в психолого- педагогических знаниях;
- наполнить психолого- педагогическим содержанием просветительскую работу с педагогами; ознакомить их с психолого- педагогическим статусом ребенка и причинами возникающих у них психологических проблем;
- передача знаний о психологических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития детей в условиях образовательной среды интерната;
- передача знаний о методах психологического и дидактического проектирования учебного процесса, образовательной среды и ее разновидностей;
- выдача рекомендаций по способам улучшения как отдельных составляющих УВП, так и процесса в целом в работе с детьми.
Так, Г.В.Бурменская с соавторами общую задачу возрастно- психологического консультирования определяет как «контроль за ходом психического развития на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса». Ю.Е.Алешина говорит о работе с людьми, направленной на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями развития у ребенка. Таким образом, подчеркивается необходимость постоянной и регулярной работы психолога в этом направлении. В интернате психолог, ежедневно получая информацию о деятельности ребенка со стороны учителей, воспитателей может заниматься столь необходимым в коррекционных образовательных учреждениях консультированием.
Особое внимание нами уделяется таким формам работы, как проведение заседаний Центра на параллелях 1-4 классов, педагогических и методических советов, семинаров. Важную роль играют проведение мероприятий в рамках программы «Правовой всеобуч», «Школа здоровья». Проводятся занятия с учащимися по теме: «Риски и принятие решений» с использованием видеоматериала (по проблеме профилактики токсикомании), «Профилактикавредных привычек»; с учителями начального звена – практические занятия по программам «Феноменология трудностей обучения» (диагностика трудностей обучения), «Повышение эффективности обучения посредством развития систем восприятия» (диагностика репрезентативной системы), теоретический семинар «Использование удачных комбинаций в обучении учащихся, испытывающих трудности в обучении», а также практический семинар для воспитателей «Методики арт-терапии в работе воспитателя».
Задачами третьей службы – службы коррекции и развития являются:
- наполнение коррекционно- развивающей работы содержанием, которое позволяет сопровождать развитие личности ребенка;
- модификация существующих коррекционно- развивающих программ в соответствии с требованиями и возможностями, которые предъявляют детям данная социально- педагогическая среда;
- психологическое сопровождение и поддержка детей, испытывающих трудности в обучении.
Система работы данной службы включает следующие направления: создание условий для формирования индивидуального стиля деятельности ребенка, создание нравственно- духовного климата в интернате, создание системы взаимодействия с социумом. В рамках нашей модели коррекционно- развивающая работа связана с диагностической не только в плане организации, но и в сроках проведения. Коррекционно- развивающая работа проводится интенсивным блоком вслед за диагностикой, что на наш взгляд существенно повышает ее эффективность. Коррекционные занятия проводит психолог, формируя с этой целью разноуровневые группы (1,2,3). Они не статичны на протяжении всего учебного времени, а меняются с учетом динамики личностного развития и результатов учебной деятельности. Важное место отводится и таким формам, как практические упражнения (деловые дискуссии, ситуативно-коммуникативные игры, технике слушания и др.). Создание системы взаимодействия с социумом по поддержке детей обеспечивается через организацию деятельности и взаимодействия различных категорий специалистов по реализации комплексных социально- педагогических, медико- психологических программ; организацию общественно- значимой деятельности детей в решении социально- педагогических, медико- психологических задач улучшения жизнедеятельности детей; организацию взаимодействия различных групп детского населения в микросоциуме. На пути к решению обозначенных нами задач нами используются следующие программы: «Феноменология трудностей обучения», «Повышение эффективности обучения посредством развития систем восприятия», «Отражение», «Программа развития эмоционально- волевой сферы», упражнения на снятие тревожности, страхов и др.
Последняя служба – Служба контроля за результатами работы Центра, где анализируются ключевые психологические, социально- педагогические параметры систем обучения и воспитания учащихся интерната:
- иерархии содержания потребностей и ценностей личности ребенка;
- реализации потенциала ребенка;
-изучение профессионального мастерства учителей;
-изучение стилей педагогического общения;
-состояние внедрения инновационных технологий в образовательный процесс;
- анализ воспитательных и обучающих программ с точки зрения соответствия системе научных психолого- педагогических требований;
- соблюдение нравственно- правовых основ взаимодействия учителей, воспитателей и учащихся;
- оценка удовлетворенности учащихся и учителей процессом обучения и воспитания;
- изменение объема и содержания ЗУНП;
- состояние развития общешкольной физической культуры;
-уровень внеурочной воспитательной системы;
- воспитывающее воздействие СМИ;
- формы и методы сотрудничества интерната с социумом;
Важное место отводится различного рода совещаниям, собеседованиям, где рассматриваются аналитические справки о личностном развитии учащихся, результативность УВП, итоги различных контролей. С этой целью нами используются карты наблюдений, разработанные нами.
В настоящее время для реализации подобных задач все больше используется психологическая оценка (для отслеживания хода развития ребенка) Под психологической оценкой понимается сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями (интервью, наблюдение, психологические тесты, продукты деятельности ребенка и т.п.). На каждого ребенка ведется писхологическое портфолио.

В заключение хотелось бы отметить, что с нашей точки зрения
- данная модель позволяет гибко моделировать необходимые условия для развития каждого ребенка;
- объединяя усилия различных специалистов по поддержке развития личности каждого ребенка, можно при данной системе оперативно и профессионально решать возникающие проблемы развития;
- данная модель позволяет использовать меры воздействия комплексно, что в свою очередь повышает эффективность результата.
15