Конспект занятия Цвет и настроение в пейзаже


Тема занятия:
Цвет и настроение в пейзаже.
Цель:
Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.
Задачи:
Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в разных ее состояниях: утром, вечером и т. д. Передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение, технику работы кистью; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Оборудование.
Зрительный ряд: репродукции картин с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом» и т. д.Словарь: пейзаж
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.Сообщение темы и целей.
2. Теоретическая подготовка.
- Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника .Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова  «Грачи прилетели». Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, чету прилетевших грачей! Смотришь на картину,  и, кажется, что она наполнена их криком.Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает? С французского языка оно переводится как «местность, страна». Обычно так называют реальный вид какой – либо местности. Но и этим словом обозначают, как вы уже знаете, изображение природы в искусстве.
Сегодня трудно представить, что во второй половине восемнадцатого века пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем - то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет.Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Цвет оказывает воздействие на настроение человека; большинство людей эмоционально реагируют на цвет. Наиболее трудным в пейзаже является передача настроения, которое он пробуждает. Хотя настроение и атмосфера – слишком неясные качества для выражения их средствами живописи, лучше всего их показывать через цвет, однако не обязательно множество оттенков. Монохромная картина – один из способов передачи различных тонов (светлых, темных и средних) одного цвета. Монохроматическая цветовая схема идеальна для создания настроений; картина с преобладанием низких (темных) оттенков кажется умиротворенной и таинственной, а если на полотне преобладают высокие (светлые) тона, настроение будет приподнятым и солнечным. Простая органическая палитра может давать почти те же результаты.
«Высокая тональность»
Картина, написанная в очень светлых тонах с максимальным использованием белого, называется картиной в «высокой тональности». Подобное использование цвета создает ощущение света и воздушности. В таких работах изменение тона едва уловимо.
«Средняя тональность»
«Средняя тональность» картины создается добавлением цвету серого (полученного смешиванием белого и черного). Работая над такой цветовой гаммой, надо очень продуманно смешивать краски, чтобы не переборщить с цветом. Излишек серого заглушает другие цвета, и картина становится тусклой. Идея этого метода состоит лишь в легком приглушении оттенков.
«Нижняя тональность»
Использование красок с добавлением к ним черного цвета создает в картине настроение, называемое «нижней тональностью». Лунный свет играет на водной поверхности, темные тона синего и черный подчеркивают его яркость. Тем не менее, черный необходимо использовать только для легкого приглушения цветов, иначе вся картина может стать мрачной. Старайтесь, чтобы ваши краски в смеси выглядели живо.
3. Актуализация знаний.
Сегодня на занятии вам предлагается выполнить рисунок пейзажа по памяти в одном из состояний природы.Природа нашей страны удивительно красива и многообразна. Осенью она торжественна и красочна. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки – это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая пожухлой травой.Представьте себе такую картину: поистине сентябрь – чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет – нет да раздастся лишь звонкий хруст сухих сучков под ногами да донесется еле уловимый шорох падающего иногда на землю листа. Зачарован лес последними погожими днями. Стоит словно прибран к звучному празднику. Каких только оттенков не увидишь. Тут и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.Красочная палитра сентября – этого поистине чародея цвета!Не правда ли, сразу представляем красоту и очарование этого описания, рождается замысел, так отчетливо в воспоминаниях оживает вся прелесть осеннего разноцветья.Можно приступать к рисованию.Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка, только после этого приступайте к детальной проработке рисунка.
4. Практическая работа
- выполните рисунок пейзажа  в одном из состояний природы (ветер, дождь, яркое солнце и т. д.). В рисунке должны четко просматриваться времена года (работа карандашом).
Физминутка.
Посмотрите: мы олени,Рвется ветер нам навстречу!Ветер стих,Расправим плечи,Руки снова на колени,А теперь немного лениРуки не напряженыИ  расслабленыЗнайте девочки и мальчики:Отдыхают ваши пальчики!
- выполнить рисунок в цвете (работа красками)
Во время практической работы провожу целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи воспитанникам, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
5. Итог занятия.
- что вы можете сказать о колорите своей работы? В какой тональности она выполнена? - как изменяется цвет в зависимости от освещения?- какие выводы вы сделали?
Заключительное слово педагога.
- Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком – то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.
Выставка работ обучающихся.
 
Тема: Глухие и звонкие цвета.
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «глухие и звонкие цвета».
Задачи:
Образовательные:дать ученикам понятие о цвете как средстве выражения, о борьбе цветов; продолжать формировать умения работать с цветом кругом;
Воспитательные:воспитывать чувство эстетического видения природы через показ слайд-фильма, репродукций картин; воспитывать интерес к красоте природы; воспитывать интерес к классическим музыкальным произведениям искусства.
Развивающие:развивать наглядно-образное мышление школьников; развивать навык смешения красок.
Оборудование:
1. Гуашь, кисть, листы формата А3.
2. Репродукции: Н. Рериха "Небесный бой", А. И. Куинджи "Ранняя весна", Ф. Васильев "Перед грозой".
3. Литературные произведения:  Г. Тукай.
             
Ход урока.
1.     Организация класса на работу.
- Здравствуйте, ребята!
- Долгожданный дан звонок!
  Начинается урок!
  Будьте наблюдательны,
  Слушайте внимательно!
2.     Беседа по теме урока.
- Какие цвета вы знаете?
- Как легче всего запомнить порядок расположения цветов?
- Посмотрите на слайд, какие цвета здесь изображены?
- Какие цвета относят к теплым, а какие к холодным?- Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со звонкими и глухими цветами.
- Ребята, я думаю, что каждый из вас наблюдал за явлениями природы. Скажите, как изменяются краски вечером и днем, в солнечный день и в дождь, на закате солнца?
- Как вы считаете, какими по настроению могут быть краски?
- Как цвета помогают быть ярче?
- Какие краски мы называем основными, главными?
- Ребята, послушайте стихотворение Г. Тукай. И скажите, могут ли цвета быть звонкими?
Точно воины, стояли сосны, липы и дубы,
Под сосной – щавель и мята, под березою – грибы,
Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось.
И от них благоуханье в сладком воздухе лилось.
Улетали, прилетали и садились мотыльки,
Будто с ними в спор вступали и морились лепестки.
 
- Какое настроение передает вам это стихотворение? (радостное, волнительное, приятное, доброе и т.д.)
- Какие цветы притаились в лесу? (василек, колокольчик, подснежник, мак)
- Назовите краски летних цветов? (синие, желтые, красные)
- Какой день описан: ясный или пасмурный? Как вы это узнали?
- Какие краски мы возьмем, чтобы нарисовать такую полянку цветов с мотыльками в летний ясный день?
- Правильно! Краски солнечного дня – звонкие, сверкающие, чистые.
 
- Какие чувства, эмоции вызвал у вас просмотр слайд-фильма, музыкальные произведения?
 
3.     Упражнение 1.
- А сейчас, давайте, сделаем маленькие наброски на маленьком листе. Смешаем чистые цвета.
- Итак, со звонкими цветами мы познакомились. А как вы думаете, если есть звонкие цвета, то значит, какие бывают противоположные цвета? (глухие)
- Как, на ваш взгляд, какое время года могут выражать глухие цвета? (весну)
- Правильно! Весной часто бывает пасмурная погода, гроза, туман, тогда все краски немного притухают, меркнут.
-  Посмотрите на репродукцию картины Н. Рериха. Небесный бой.
- Какие краски смешались в небе? (синие, темно-серые)
- Какие чувства вызывают у вас эти цвета? (страх, угнетение, беспокойство, тревогу)
- Мы можем все эти темные цвета назвать глухими?
- А теперь посмотрите репродукцию картины А. И. Куинджи «Ранняя весна».
- На ней изображена весна, которая только пришла к своим владениям. Начинается весна – пора света, воды, молодой зелени, свежести, солнечного тепла.
- Какие краски у такой весны? (нежные, чистые, бледные, веселые, грустные, голубые, бледно-зеленые) 
4.     Упражнение 2.
- Посмотрите на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». И скажите, как художнику удалось передать состояние природы?
- Попробуем тоже смешать цветные краски с белым, серым, черным цветом.
Учитель показывает приемы свободного смешения красок. Дети делают эту работу на маленьких листочках. Смешение краски производить не на палитре, а прямо на листе: введение белой краски – разбеление; смеси с небольшимколичеством черной краски.
- Вот, как много разных оттенков цвета мы получили!
5.     Практическая работа.
- Теперь попробуйте изобразить на больших листах две разные весны. Придумайте им название. Например, «Голубой март», «Все в розовой дымке», «Золотая весна» и др.
- Перед тем, как начать работу, предварительно определите уровень горизонта.
- Небо с облаками голубоватых, розоватых, зеленоватых оттенков.
- Весеннюю землю, без кустов и деревьев, с пожухлой травой, пятнами грязноватого подтаявшего снега или светлой молодой травой, желтыми первоцветами.
- Ручейки, которые стекают от таяния снега, по холмам изобразите голубовато-синие, можно добавить немного белой краски.
- Следите за колоритом, за качеством разбелок, за количеством введения черной краски и получением черного цвета. На этих подмалевках весенней земли можно будет работать на следующем уроке.
- Можете приступать к работе.
 
6.     Итог урока.
- Предлагаю сделать выставку ваших работ.
- Все молодцы!
- Спасибо за работу.