Статья «Формирование умения анализировать художественный текст, как средство стимулирования творческой активности учащихся»
Войтова Валентина Ивановна
СОГБОУ прогимназия «Полянка»
учитель начальных классов
Формирование умения анализировать художественный текст, как
средство стимулирования творческой активности учащихся.
Задача обучения сегодня заключается не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ по разным предметам. Но и в том, чтобы продвинуть учащихся в развитии. В своей работе я стараюсь гармонично сочетать формирование учебных умений и навыков с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Создаю такие условия, чтобы ребенок делал все с любовью, постоянно совершенствовался, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Расскажу об этом на примере работы на уроках литературного чтения.
Уроки литературного чтения – это широкое поле деятельности для развития одаренности, для творчества. Ведь чтение для ребенка – это труд и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и, конечно, удовольствие. С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения в своей работе я использую систему творческих заданий, которые направлены на актуализацию имеющихся знаний, к частично - поисковым, а затем и к собственно творческим. Они ведут к развитию гибкости ума, любознательности, а также помогают решать задачи творческого, литературного и читательского развития. Надо признаться, что работа эта трудная, сначала нужно помочь учащимся научиться анализировать текст. Для того, чтобы сделать эту работу доступной для детей, я начинаю работу с памятками.
При работе над рассказами использую следующую памятку:
План анализа рассказа
Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:
повествование (рассказывает);
описание (показывает);
рассуждение (доказывает).
Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем?
В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
Как ты думаешь, как сложиться судьба героев в будущем?
Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?
Заслушиваются ответы учащихся. Иногда дети работают в парах, помогая друг другу, иногда идет коллективный анализ произведения, используя памятку. Учащиеся чувствую себя «соавторами» читаемого произведения. Чтобы дать пищу воображению нужно продолжение такой работы. Таким продолжением являются творческие домашние задания, где ребята тоже часто используют памятки. Например, работая над произведением С.Голицына «Сорок изыскателей», получив творческое задание: «Кто же называют изыскателем и какими качествами они должны обладать», учащиеся используют памятку:
План анализа о герое
Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась) Мне очень запомнился(ась) Мне показался интересным. Я восхищаюсь Мне очень не понравился(ась)).
Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось)бы походить на этого героя?
Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер героя?
Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Для того, чтобы написать сочинение – размышление «Считаю ли я себя изыскателем?» учащиеся используют отдельные пункты памятки, которые помогут ответить на данный вопрос. Например:
Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
Ткаченко Антон, 9 лет
Я тоже считаю себя чуть-чуть изыскателем. Учение – это открытие для себя чего-то нового, те знания, которые ты получаешь, иногда приходится где-то отыскивать. А ещё я бы с удовольствием пошёл в поход и может быть поискал бы клад.
Левановская Полина, 9 лет
Я считаю себя изыскателем, потому что я учусь в школе, а значит, каждый день узнаю что-то новое. Мне хотелось самой побыть изыскателем, как герои рассказа. Я решила составить свою родословную. Мы с мамой искали фотографии и беседовали с родственниками. Пришлось ехать в другие города. У нас всё получилось, значит, мы изыскатели!
Корнеенков Денис, 9 лет
Изыскатели - это такие люди, которые изобретают что-то, разыскивают неизвестное, таинственное везде. Я тоже, как Миша, считаю себя изыскателем. Мне нравится путешествовать, ходить по лесу, искать какие-нибудь редкие вещи. Я мечтаю участвовать в раскопках, найти интересные старинные предметы. А ещё хотелось бы с аквалангом нырнуть и добраться до морского дна. Там найти затонувший в давние времена корабль, обследовать его и найти древние вещи. Находить редкие вещи – это очень интересно. У меня есть редкая монетка, которую я нашёл на берегу Балтийского моря. Когда я вырасту, я стану геологом и буду много путешествовать.
Обобщающий урок по разделу «Летние путешествия и приключения» начинается с творческого домашнего задания: «Чем похожи мальчишки – герои М.Твена, И.Дик и С.Голицына». глубокий анализ детьми каждого произведения, используя памятки помогает им самостоятельно написать сравнительные характеристики героев.
Ряжечкина Марина, 9 лет
Герои писателя М.Твена, герои повестей С.Голицына, и И.Дика говорят на разных языках, живут в разное время, но их мысли, поступки, увлечения, шалости очень похожи. Все они хотят путешествовать, хотят приключений, на своём пути преодолевают много трудностей, мечтают о самостоятельной жизни. Все мальчишки хотят быть героями, они храбрые и любопытные, они мечтают о новых открытиях, хотят быть первыми во всём. Все эти мальчишки верят в чудеса и если даже эти чудеса не сбываются, они находят оправдание этому. Если они совершают плохие поступки, то их мучает совесть. Я думаю, что все они весёлые, не боятся трудностей, предприимчивые и находчивые.
Яковлев Георгий, 9 лет
Я считаю, что мальчишки-герои повестей М.Твена, С.Голицына, И.Дика очень похожи тем, что они очень весёлые, жизнерадостные, смелые, изобретательные, часто что-нибудь придумывают, любят приключения, умеют дружить. Я считаю, что все они изыскатели.
Дети очень любят рисовать, им хочется не только описать героя словами, но и сделать так, чтобы его можно было увидеть. Я стараюсь предоставить им эту возможность. Подготовить разные творческие задания. Например: К.Паустовский «Жильцы старого дома».Творческое задание: написать фантазию в стиле К.Паустовского или подготовить письменный рассказ об одном из жильцов старого дома или нарисовать героя произведения.
Круглова Валерия, 9 лет
Одним из жильцов старого дома был барометр. Как и все приборы, он был очень важным. Он считал себя самым главным в доме. Но на самом деле он был сломан и показывал всё время «Великую сушь». Он был задиристым. Всё время спорил с чёрной курицей, с петухом и с ходиками. Но ходики считали, что без барометра прожить можно, а вот без часов нельзя. Барометр всё равно оставался при своём мнении.
Одним из жильцов старого дома был колокольчик. Он был звонкий и весёлый. Он дружил со всеми обитателями дома, но лучшим его другом была чёрная музыкальная шкатулка. По нижнему ободку колокольчика была надпись: «Дар Валдая». Он любил рассказывать друзьям свою легенду. По приказу Ивана III из Новгорода в Москву перевозили колокол, но он покатился с горы и раскололся о камень на мелкие кусочки, из которых стали отливать маленькие колокольчики. Он был одним из этих колокольчиков.
Дружинина Валерия, 9 лет
Я считаю, что у барометра был характер грустный, молчаливый. Очевидно, барометр был поломан и не реагировал на изменения погоды. Это его удручало.
Колокольчик с надписью «Дар Валдая» был хорош собой. Он умел и хотел звонить, но ему пришлось долго молчать. А сейчас он стоял, нетерпеливо поглядывая вокруг.
Зубарева Ирина, 9 лет
Колокольчик звонко играл. У него был весёлый и озорной характер. Я думаю, что колокольчик относился к жильцам дома хорошо. Наверное, он будил их звонкой песней, созывал всех к завтраку и предупреждал об опасности.
К. Паустовский «Кот - ворюга».творческое задание: нарисовать портрет кота (словесный или рисунок).
Круглова Валерия, 9 лет
Кот был рыжего цвета. У него было разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. У него были дикие глаза. Он грозно выл. Кот оказался тощим, огненно-рыжим беспризорником с белыми подпалинами на животе. Его глаза были зелёными, нахальными.
Горюнова Виктория, 9 лет
Этот кот был ворюгой, но потом всё изменилось, он стал примерным котом. Теперь его поступки благородные, а характер добрый и ласковый.
Андреева Екатерина, 9 лет
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой об наши ноги, требовал благодарности, оставляя на брюках клочья рыжей шерсти.
Геомар Куликов «Как я влиял на Севку». Творческое задание: подготовить характеристику одного из героев повести; (или) придумать и нарисовать обложку к книге Г.Куликова «Как я влиял на Севку».
Практически во всех случаях дети используют памятки, но они уже и самостоятельно могут предложить творческие задания. Например: сделать рисунок к диафильму по произведению Л.Тераскиной «В стране невыученных уроков» учащиеся предложили сами, им осень понравились герои. Работы получились яркие, красочные. Все диафильмы с комментариями автора были просмотрены.
Интересные сочинения – размышления написали учащиеся после работы над произведением Э.Успенского «Школа клоунов». Творческое задание: «Школа моей мечты».
Марков Андрей, 9 лет
Самое главное в школе – это учителя. Именно они помогают нам узнать всё об окружающем нас мире. От них зависит, какие знания мы получим, и как мы будем воспитаны. От них зависит наше будущее.
Мне повезло. Мои учителя самые лучшие, добрые, внимательные, заботливые, строгие. О чём ещё можно мечтать? Я учусь в школе своей мечты.
Корпусова Дарья, 9 лет
Был бы сад, за которым можно было ухаживать. Там бы росли летом и зимой розы, подсолнухи, фиалки, жасмин и другие прекрасные цветы.
Круглова Валерия, 9 лет
Школа – это место, где дети узнают много нового и интересного. Много школ в нашем городе. Я думаю, что многим детям нравится их школа, а кое-кто из детей рисует в своём воображении школу своей мечты. А о чём могут мечтать дети? Одни мечтают, чтобы было мало уроков, другие – чтобы не было домашних заданий. Но я думаю, что в такой школе многому не научишься. Мне нравится моя школа. Учиться в ней нелегко, но интересно. Я не хотела бы учиться ни в какой другой школе. Я уже учусь в школе моей мечты!
Дружинина Валерия, 9 лет
Мне бы понравилась школа, которая была бы окружена лесом или большим садом. Школа была бы сделана из стекла. Деревья, цветы, птицы всегда рядом. Птицы даже могли бы залетать в класс. На уроках нам бы рассказывали о разнообразии природы и её обитателях, а из окна все было бы видно.
В больших дубах были бы вмонтированы компьютеры. Всегда бы звучала красивая музыка. На переменах можно было бы гулять по лесу и летом, и зимой. В лесу могло бы расти много разных цветов. Хорошо, если бы в школе были бы лошади. Мы бы учились верховой езде. А зимой катались бы всем классом на санях, на лыжах, на коньках.
Аналогичная работа идет и при работе над сказкой, басней, для анализа используем следующие памятки:
План анализа сказки
Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
Что тебя в этой сказке больше всего увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Чего на самом деле никогда не может быть?
Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши , какие чувства ты испытывал вместе с героем.
Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
План анализа басни
Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
Перечислите основные черты характера главных героев басни.
Подумайте, какие пословицы ближе всего к морали этой басни?
Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
Подготовься к выразительному чтению басни, прочитай басню по ролям.
Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?
Ребята пробуют сами сочинять свои сказки, басни с опорой на памятку.
Работа на уроках чтения не ограничивается прозаическими произведениями. Глубокое эстетическое переживание при чтение лирических произведений – один из путей к развитию творческих возможностей самого ребенка. Дети самостоятельно и творчески смогут проанализировать лирическое произведение, если их этому научить. Помощником этого процесса является памятка.
План работы над лирическим стихотворением
Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном я зыке.
Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
Какие слова употребляются в переносном выражении?
Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты бы мог вспомнить строки этого стихотворения?
Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
Результат этой работы вы можете посмотреть. Изучая стихотворение Б.Заходера «Что красивее всего?» учащиеся проявили большую фантазию, написав сочинение в рифму и в прозе, сделав рисунки.
Корнеева Алена
На свете много красок
И в этом красота.
На людях много масок,
В них злость и доброта.
Есть белый цвет на свете:
Он в снеге и цветке,
В зиме и даже лете,
И в легком мотыльке.
А красный – он же радость.
Он праздник и огонь.
Не надо детям сладость,
Когда есть красный конь
Мечты, надежды, розы
Окрашу, не спеша,
Я розовою краской,
В которой есть душа.
Малиновый, лиловый
И нежно-голубой,
Зелёный и пурпурный –
Как выбрать цвет мне свой?
Вы в музыке найдёте
Все лучшие цвета.
Ведь красивей на свете
Лишь музыка одна.
Чмаров Данила
Мне очень нравятся дельфины. Они очень красивые, умные, общительные и дружелюбные. Этим летом я отдыхал на Чёрном море и там ходил в дельфинарий. Выступление дельфинов было великолепно. Они пели на своём языке, танцевали, рисовали кистью и даже катали людей у себя на спине. В конце выступления я потрогал дельфина. Это были незабываемые ощущения. Я запомнил это на всю жизнь.
Жбанов Кирилл
Красивей всего на свете это русские белоснежные берёзы. Берёза как невеста в белоснежном платье. Многих писателей и поэтов русская красавица вдохновляла, чтобы написать о ней. А ещё берёза как заботливая мама охраняет своих детей – подберёзовиков. Очень вкусный и полезный берёзовый сок, который нежными струйками стекает по коре. Надо беречь и охранять берёзу, потому что это символ красоты и гордость нашего русского народа.
Ткаченко Антон
Я думаю, что красивее всего –это цвета радуги. Красный и оранжевый – яркий и праздничный, жёлтый – цвет солнца, он тёплый и добрый, зелёный – новый и летний, голубой – нежный и воздушный, синий – морской и новогодний, а фиолетовый похож на осенние астры. Очень красивая получилась радуга! Так и хочется погулять по такому мостику.
Марченко Роман
Мама – одно из первых слов, которые произносит ребёнок. Оно как будто волшебное, только скажешь его – и вдруг появилась самая красивая, самая хорошая и самая-самая лучшая на свете мама.
Кондратенко Михаил
Красивее всего на свете – это яркое солнце и синее небо над моим домом. Прекраснее всего –это моя мама, мои друзья и особенно мой кот Барсик.
Ряжечкина Марина
Самым красивым является для каждого человека тот уголок земли, где он родился. Для меня самым красивым является мой город Смоленск. Когда я уезжаю куда-нибудь, то я всегда скучаю по моему городу. Я всегда с радостью возвращаюсь к себе домой. Прошу своих родителей сводить меня в Реадовский парк, потому что мы живём недалеко от парка. Мы часто ходим к Кургану Бессмертия, читаем надписи и стоим у Вечного огня. А ещё мне нравится бывать у Смоленской крепостной стены. Особенно красивы её башни. Смоленской крепостной стене больше 400 лет, и она начала потихоньку разрушаться. Но когда мы проезжаем мимо стены, то видим, что её начали ремонтировать. Значит, она ещё много-много лет будет стоять и радовать нас.
Авсюкова Виктория
Я очень люблю наблюдать, как заходит солнышко. Всё небо окрашивается в разные чудесные цвета, то оно розовое, кое-где желтоватое или бордовое. Когда я смотрю на закат, мне кажется, будто художник нечаянно обернул свою палитру, и все его краски разлились по небу. Это волшебство я наблюдаю каждый день, и мне кажется, что нет ничего прекраснее этой красоты.
Работая над стихотворением Б.Гребенщикова, А.Вознесенского, А.Хвостенко «Город», использую памятку анализа произведения, дети могли нарисовать своих жителей чудесного города.
Такая кропотливая работа по анализу каждого произведения дает свои результаты. Учащиеся учатся работать, постигая замысел автора и вместе с ним творить самостоятельно, создавая свои маленькие шедевры.
Продолжение находится и во внеурочной деятельности. Учащиеся легко могут написать отзыв о прочитанной книге в «дневнике читателя» и описать героя фильма, написав сочинение – размышление на ту или иную тему. например: мои впечатления о фильме «Руслан и Людмила». Сочинение к празднику осени.
Корнеева Алёна
Больше всего меня поразил поединок Руслана со злодеем Черномором. Мне очень хотелось, чтобы Руслан одержал победу. И вот Руслан отсёк огромную бороду карлика и завязал на своей шее.
Я радовалась вместе с Русланом, когда он нашёл свою Людмилу. Но она была заколдована и спала.
Ткаченко Антон
Мы всем классом ходили в кино. Нам показывали фильм «Руслан и Людмила» по сказке А.С.Пушкина. Мне очень понравился этот фильм. Большое впечатление на меня произвёл Руслан. Руслан – красивый, смелый, находчивый. А ещё мне понравился Черномор. Хотя это и отрицательный персонаж, но актёр своей игрой смог рассмешить меня.
Фильм снят много лет тому назад, но остаётся не менее интересным. Мне очень хочется посмотреть и другие фильмы, снятые по сказкам Пушкина.
Дружинина Валерия
Мне очень понравился фильм. Понравилась игра актёров. Особенно Людмилы. Всё сказочно и волшебно. После фильма хочется это произведение прочитать.
Марков Андрей
Мне очень понравился фильм «Руслан и Людмила». Из героев фильма мне больше всего запомнился Руслан. Он смелый, благородный, отважный.
Больше всего из героев фильма мне не понравился Черномор. Это злой волшебник, который похитил Людмилу и хотел на ней жениться. Руслан победил Черномора и спас свою невесту Людмилу.
Этот фильм о любви, о победе добра над злом.
Такие виды работы важны для самого ребенка. Выполняя творческие работы, он создает что-то новое, уникальное. Систематическая и направленная работа развивает личность ребенка, пробуждает его фантазию, учит мечтать. Открывать тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества. У детей меняется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности, они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Дети любят сочинять, творить.
Литература
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Школа творческого мышления/ М.Р. Львов. – М.: Дидакт, 1993.
Синицын В.А. Путь к слову/В.А.Синицын – М.: АО Столетие, 1997.