Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа вежливых наук
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Городищенская средняя общеобразовательная школа № 1
Городищенского района Волгоградской области»
Образовательная программа «Школа России».
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школа вежливых наук».
духовно - нравственное направление
3 класс.
Учитель Рыкова Ольга Анатольевна
р.п.Городище
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Школа вежливых наук» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Основная задача данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, инсценировать рассказ или стихотворение, придумать диалоги к картинке, нарисовать и обсудить ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
Целью данной программы является формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества; научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения и избежание конфликтных ситуаций;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Отбор содержания курса осуществляется с учетом знаний о человеке, жизненного опыта учащихся, их возрастных особенностей.
С целью перехода знаний в убеждения широко используются жизненные ситуации.
Основными принципами работы программы являются:
учет современных требований и возрастных особенностей;
доступность, последовательность, системность;
личностно-ориентированный подход;
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы стимулирования и мотивации:
игры, соревнования, инсценировки
познавательные беседы, создание ситуации успеха;
эмоционально-нравственных ситуаций и творческие задания
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Данный курс предназначен для учащихся 3 классов, которые прошли первый (теоретический) уровень данной программы общения. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты –общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка, умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаковосимволических средств;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных
для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере.
представление о русском языке, как средстве выражения
мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям через загадки,
пословицы, сказки, литературные произведения;
развитие чувства прекрасного;
умение следовать плану в своём учебном труде.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и
культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей,
формирование личности.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они
поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты нравственного развития и воспитания учащихся:
обогащение личного опыта общения детей;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других
людей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе
общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к людям других поколений и социальных групп; элементарные представления правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к другим людям, к внутреннему миру и результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственности за других людей, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
Контроль уровня воспитанности:
По окончанию изучения курса «Школа вежливых наук» умения проверяют по следующим показателям:
Уровни
Характеристика проявления
Высокий уровень
Б - сам видит состояние окружающих и адекватно на них реагирует в деятельности, поступке.
А - сам видит состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно на них реагирует в деятельности, поступке.
Средний уровень
Б – по инициативе взрослого замечает состояние
окружающих, эмоционально реагирует на него
эмоционально
- А - по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, действенно реагирует на него.
Низкий уровень
по инициативе взрослого замечает состояние окружающих, но не реагирует на него (реагирует на эмоциональн уровне)
Коммуникативное общение
Диагностика коммуникативной сферы
Данный блок включает три методики, которые направлены на определение формы общения со взрослым, выявление отношения к близким взрослым в семье и на диагностику коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками.
1. Форма общения со взрослым определялась по известной и многократно апробированной методике, разработанной на основе концепции генезиса общения М.И. Лисиной. Методика включает три ситуации общения ребенка со взрослым. Каждая из ситуаций представляет собой модель определенной формы общения. На основе сопоставления показателей поведения ребенка в каждой из них делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне развития общения в целом.
2. Отношение ребенка с близкими взрослыми и эмоциональное самочувствие дошкольника выявлялись с помощью известного и широко применяемого в психологической практике теста «Рисунок семьи». Специальная формализованная методика обработки данного теста позволяет не только дать клиническую качественную картину состояния ребенка, но и определить некоторые количественные показатели семейных отношений его глазами.
3. Для выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками использовалась методика «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Стимульный материал данной методики представляет собой картинки с изображением знакомых ребенку конфликтных проблемных ситуаций (один ребенок отнимает у другого игрушку, или ломает его постройку). Ребенку предлагается рассказать о том, что он видит на каждой картинке, и найти выход из сложившейся ситуации. Понимание изображенных событий и характер предложенного решения проблемы являются показателями социальной компетентности.
Высокий уровень
А- легко вступает в общение, умеет договариваться (идти на компромисс), самоконтроль в действиях и эмоциях.
Б - легко вступает в общение, высокий уровень самоконтроля в действиях и эмоциях.
Средний уровень
испытывает затруднения в общении со взрослыми, не конфликтен, слабый уровень самоконтроля в эмоциях и действиях.
Низкий уровень
А - не идет на контакт со сверстниками
Б) не проявляет самоконтроля в действиях и эмоциях, конфликтен.
Портрет ученика
Обобщенный результат внеурочной деятельности начальной школы как итог реализации программы «Школа вежливых наук» фиксируется в портрете ее ученика:
умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в обсуждении, поддержать разговор;
обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказать свою мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
За основу взята программа Урванова Любовь Владимировна
учителя начальных классов. Мною внесены дополнения и изменения, некоторые темы удалены или заменены другими.
Тематическое планирование курса
Тема занятия
Приобретение школьником новых социальных знаний
Развитие позитивных отноше ний школьника к базовым общественным ценностям
Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия
Дата
Как стать волшебником?
Чтение и обсуждение прочитанного стихотворения Сергея Погореловс кого«Попробуй волшебником стать»
Инсценирование стихотворения
Конкурс рисунков на тему: «Я – волшебник»
03.09
Почему ты плачешь, бабушка?
Обсуждение реальных событий, близких детям, случившихся дома.
Ролевые игры с превращениями, предполагающие проживание ситу аций выбора и принятия на себя ответственности за них.
Исполнение и осознанное понимание исполняемой роли.
10.09
Как поделить печенье?
Чтение и обсуждение прочитанных рассказов В. Осеевой «Печенье», «Сыновья»
Инсценировка рассказа
Отстаивание своей точки зрения
17.09
Несколько вредных советов.
Чтение и обсуждение прочитанных отрывков из книги Гр. Остера «Вредные советы»,
Усваивание иронии «вредных советов»
24.09
Если будешь ссориться, если будешь драться.
Анализ ситуаций из сказки Сергея Седова «Сказка про Сережу и Лену»
Групповые дискуссии, обсужде ния. Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.
Обоснование собственного выбора в конкретной ситуации.
01.10
Пригласительный билет
Рассмотрение ситуаций, их решение - создание ситуаций для общения с детьми, имеющими разные пози ции, и последующее обсуждение.
Планирование конкретных дел ценностного содержания (индивидуально и в классе).
Отстаивание своей точки зрения
08.10
Я приду к тебе в гости
Чтение и обсуждение прочитанного стихотворения Олега Григорьева «Гостеприимство».
Разыгрывание сценки «В прихожей». Игры.
Исполнение и осознанное понимание исполняемой роли.
15.10
Чтобы гости не скучали
Разучивание игр
Участие в театральных постанов ках, исполнение ценностно-окрашенных ролей
Выполнение разных ролей в игре.
22.10
Каким должен быть гость?
Чтение и обсуждение прочитанного отрывка из книги Б. В. Бушелевой «Поговорим о воспитанности»
Умение выразить свою точку зрения.
05.11
А ты поступи по-другому.
Ролевые игры. Совместное с деть ми проживание сложных жизнен ных ситуаций и обстоятельств.
Выбор правильной ситуации.
12.11
Не мед, а ко всему льнет
Слово лечит, слово-калечит – приме ры из своей жизни
Творческая деятельность: нахож дение ценностных сюжетов для рисунка, подбор слов-синонимов
Умение осознавать и прини мать свои ошибки. Нахож дение пра вильного решения
19.11
Как разговаривать по телефону
Моделирование и проигрывание ситуаций, которые помогут обратить внимание ребят на основные правила
Разбор реальных ситуаций, прого варивание и обоснование выборов в конкретной ситуации
Выбор правильного решения.
26.11
С кем бы ты хотел дружить?
Чтение и обсуждение прочитанного стихотворения Якова Акима «Жадина»
Умеем ли мы признавать свои ошибки – примеры из жизни.
Умение признавать свои ошибки.
03.12
За что мы сами себя иногда не любим.
Ценностные опросы. Общение с одно классниками, родными; создание ситуаций для оказания помощи, сострадания.
Разбор конфликтных ситуаций.
Умение избежать конфликт, нахождение компромисса.
10.12
Порадовать маму так просто
Разучивание стихотворения «Если в доме кто-то плачет, вы ему скажите, что»
Моделирование и проигрывание си туаций, которые помогут обра тить внимание ребят на проявле ние заботы, помощи близким
Забота о разных людях.
17.12
Что мы видели в лесу?
С помощью беседы подводим детей к выводу: нужно учиться слушать лес, нужно учиться видеть его чудеса,
НУЖНО БЫТЬ ДОБРЫМ и ПО-ДОБРОМУ ОТНОСИТЬСЯ ко всему, что в лесу растет и живет.
Акция «Поможем лесным жителям» - пишем письма взрослым и детям
24.12
Кто оборвал телефонную трубку?
Обсуждение реальных событий (близких детям), случившихся в городе
Публичная нравственная оценка событий и поступков.
14.01
Как относиться к людям.
Чтение и обсуждение прочитанной сказки Ганс Христиана Андерсена «Дикие лебеди»
Опыт принятия других; забота о других, о тех, кто болеет (в том числе животных).
Установление и поддержание ценностных традиций класса, школы.
21.01
Добрый день.
Подготовка к празднику.
Приготовление декорации для сюжета: сказочный город и его обитатели, оформление плакатов со словами приветствий и прощаний.
Ролевые игры и театральная драматизация.
Исполнение и осознанное понимание исполняемой роли.
28.01
Добрый день – праздник с родителями.
Общение с родителями, выступление для родителей.
Участие в театральных поста новках, исполнение ценност но-окрашенных ролей
04.02
Волшебные слова - подготовка
Прочитать рассказы по теме: «Волшебное слово», «Три товарища», «Просто старушка» В.Осеевой.
«Лучший пригласительный би лет». Подготовить инсценировки отрывков. Разучить с детьми игру «Вежливый ручеек».
Изготовление бумажных самолети ков, на крыльях которых слова волшебные
11.02
Волшебные слова - подготовка
оформление плакатов со словами приветствий и прощаний
Составление рассказов «Каким я представляю себе сказочный город», «Волшебные слова».
Творческая деятельность: нахож дение ценностных сюжетов для фотографии
18.02
Волшебные слова
Праздник совместный с родителями
Участие в театральных постанов ках, исполнение ценностно-окра шенных ролей.
Разбор конфликтных ситуа ций. Празднование ценност но-окрашенных праздников.
25.02
О дружбе и рыцарстве
Выучить с детьми стихи и песни о дружбе, подобрать пословицы
04.03
О дружбе и рыцарстве
Законы дружбы
Практикумы
Праздник для мальчишек и не только.
11.03
Вежливые пассажиры. Подготовка.
Предложить каждой семье совер шить с ребёнком поездку в общест
Венном транспорте. При этом обра
тить внимание на его поведение и поведение других, объяснить ему правила пользования обществен ным транспортом.
Организовать семейный конкурс на лучший макет одного из видов общественного транспорта. Офор мить приглашение родителям на занятие в виде аппликац. автобуса.
Подготовить с детьми инсце нировки по теме занятия.
18.03
Вежливые пассажиры. Праздник.
Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций.
Инсценировки по теме занятия, практикумы, соревнование.
Опыт принятия других; забота о других.
01.04
Вежливые зрители
Оформить в виде аппликаций билеты-памятки
Выучить с детьми стихи о театре, цирке, кино. Подготовить инсцени ровку стихотворения «В театре».
Оформить и написать пригла шения родителям на занятие в виде аппликаций зверюшек-циркачей
08.04
Вежливые зрители
Путешествие в сказочный город
Погружение в атмосферу – посещение театра
15.04
Азбука вежливости
Решение задач по культуре вежливости. Ролевые игры
Участие в театральных поста новках, исполнение ценност но-окрашенных ролей
22.04
Практикум доброты
Проведение репетиций с детьми. Разучивание песен и постановка сценок и сказки
Инсценировка русской народной сказки «Белка и волк».
Изготовление реквизита и костюмов.
29.04
Правила дружбы.
Познавательный разговор о дружбе
Сценка «Урок дружбы»
Разработка правил дружбы детьми совместно с родител.
06.05
Тест «Знаешь ли ты правила вежливости»
Выбор правильного ответа
Выбор правильного решения.
13.05
34. Итоговое занятие
Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств.
Положительные эмоции при общении.
Участие в театральных поста новках, исполнение ценност но-окрашенных ролей
20.05
Учебно-методическое обеспечение курса:
Данный курс обеспечен разработанными конспектами занятий, литературой для детей в электронном виде.
Перечень рекомендованной литературы для учителя:
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Васильева-Гангнус Людмила «Азбука вежливости»
Перечень рекомендованной литературы для учащихся:
В. Дмитриева «Уроки вежливости для самых умных малышей». Электронное издание. 2008г.
В. Волков «Школа вежливости или как себя вести». Издательство: Ярослав. 2004г.
15