Школа вежливых наук. рабочая программа по внеурочной деятельности
Рассмотрено
на м/о учителей начальных классов
протокол №___«____»____________2011года
Руководитель м/о начальных классов
__________Р.Г.Гнатюк
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор МОУ СОШ №11
__________Г.А.Труженникова
«_____»__________2011год
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа вежливых наук»
Разработала
Маслова Т.А. учитель начальных классов
МОУ СОШ №11 села Красногвардейского
Пояснительная записка
Курс «Школа вежливых наук» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.
Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Используемая литература:
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Тематическое планирование курса
Раздел программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, методические приемы
Кол-во часов
Дата
1
2
3
4
5
6
Я среди людей
(14 час)
1-3
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
3
4,5
Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
2
6,7
Плохо одному
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
2
8-10
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
3
11, 12
Как завоевывать друзей
Правила общения с товарищами и друзьями.
2
13
Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
1
14
Верность слову
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
1
Речевой этикет
(15 час)
15,16
Что такое этика и этикет
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
2
17, 18
Роль мимики, жестов и позы в общении
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
2
19, 20
О вежливых словах и их применении.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
2
21 -23
Правила знакомства, представления и обращения
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
3
24, 25
Правила приветствия и прощания
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
2
26, 27
Правила извинения и просьбы
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
2
28, 29
Правила благодарности и отказа
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
2
Культура поведения
(27 час)
30, 31
Отношение к старшим
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
2
32, 33
Отношение к учителю
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
2
34, 35
Отношение к малышам
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
2
36, 37
Как вести себя в школе, на переменах
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
2
38, 39
Правила поведения в столовой, за столом
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
2
40, 41
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
2
42, 43
Искусство делать подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
2
44, 45
Как правильно разговаривать по телефону
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
2
46,47
Правила поведения в общественном транспорте
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
2
48, 49
Как вести себя в общественных местах
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
2
50,51
Правила поведения в театре и кино
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
2
52, 53
Поведение в библиотеке и музее
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
2
54
Как вести себя в Храме
Знакомство с правилами поведения
в Храме.
1
55, 56
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями
Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..
2
В мире сказок
(8 час)
57,58
Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
2
59- 61
Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
3
62- 64
Сказка – ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
3
Итоговые занятия
(2 час)
65, 66
Что мы узнали и чему научились
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
1
1
15