В помощь учителю по нравственно – духовному образованию родителей.
Колова Лина Васильевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель начальных классов,
ГУ «Школа – гимназия № 10 города Рудного»,
домашний адрес: РК, Костанайская область, город Рудный, улица Парковая, дом 23, квартира 3,
домашний телефон: 68168,
рабочий адрес ГУ: РК, Костанайская область, город Рудный, улица Ивана Франко 35,
рабочий телефон: 63470.
«Отдай каплю. Стань океаном».
В помощь учителю по нравственно – духовному образованию родителей.
Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребёнок встретится на своём пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Педагог совместно с родителями должны стать объединяющей силой и поддержкой для детей, которые помогут им научиться искусству жизни, самоуважения, независимости суждений, способности к самосовершенствованию, умения ориентироваться в духовном мире и в ситуациях окружающей жизни, готовности самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои мысли, слова и поступки.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребёнка во всей её полноте?
Как организовать взаимодействие педагога с родителями для создания единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись основой жизни, достойной человека? Как помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка?
Ответы на эти вопросы нам помог найти курс «Самопознание».
Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а её реализация обеспечит готовность личности к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для консолидации и единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров и жизненной философии.
Совместно с Балабиной Светланой Витальевной мы создали учебно-методическое пособие для учителей по нравственно – духовному образованию родителей «Отдай каплю. Стань океаном». Тренинги были разработаны с учётом специфики курса «Самопознание». Они помогли нам активно включить родителей в процесс воспитания на основе полученных знаний о духовных ценностях и потребностях человека как личности, помогли взрослым лучше разобраться в самих себе, своих детях, наладить и сохранить добрые, доверительные отношения с близкими людьми.
Тематика тренингов
Цели
Методические приёмы самопознания
«Всё начинается с любви»
Расширять представление о любви как о духовной ценности;
формировать у участников восприятия самих себя как источник любви.
«Круг любви», «Цитата», упражнения «Расскажи о себе», «Кристалл любви», «Свободный микрофон», «Минутка тишины», притча «Ранний, жёлтый, всемогущий», «От сердца к сердцу».
«Красота детской души».
Донести до родителей важность семьи в воспитании духовных ценностей ребёнка.
«Круг любящих сердец», «Поразмышляем вместе», «Цитата», творческая работа «Цветок положительных качеств семьи», притча «Свет в окне дома», «Минутка тишины», «От сердца к сердцу».
«Воспитывать – значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам».
Обозначить значение общения между родителями и детьми, определить пути формирования взаимопонимания.
«Круг радости», «Поразмышляем», чтение «Разговор с сыном», упражнения «Права и обязанности», «Какой я воспитатель», «От сердца к сердцу».
«Мир да лад – большой клад».
Способствовать воспитанию чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в семье, правильно оценить свою гражданскую сущность.
«Круг радости», мозговой штурм, «Цитата», притча, упражнение «Решаем проблемы», «От сердца к сердцу», «Споёмте, друзья!».
«Родительский дом – источник тепла».
Способствовать формированию у участников уважительное отношение к своим родным и близким;
родительского дома как источника тепла, любви и опоры.
«Круг радости», упражнения «Дом любви и дружбы», «Живой микрофон», «Делаем вместе», «Ролевая игра», притча «Отец и сын», «От сердца к сердцу».
«Добро и зло».
Показать родителям значимость детей в семье через представление понятий добро и зло.
«Круг радости», чтение «Юноша и морские звёзды», «Минутка тишины», упражнения «Солнышко», «Шестерёнки», «Волшебники», притча «Как иногда за добро платят злом», «От сердца к сердцу».
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное».
Способствовать формированию представлений о ценности «счастья», её силе и значимости для человека и человеческого сообщества.
«Круг радости», «Поговорим», кластер «Дерево счастья», притча о Шартском соборе, «Ступеньки счастья», «Формула счастья», «От сердца к сердцу».
«Будущее начинается сегодня».
Развивать у родителей понимание значимости проблемы о влиянии наркотиков на личность в обществе, желание предупредить проблему;
расширять представление о ценности здоровья.
«Поразмышляем», просмотр видеоролика «Золотозубый», упражнения «Выбор», «Подарок», ролевая игра «Приглашение».
В качестве примера предлагаю разработку тренинга.
Тема: Добро и зло.
Цель: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье через представление понятий, как добро и зло.
Добра и зла исток – в душе у нас, а не во вне.
Китайская мудрость
«Все хорошее в природе – от солнца,
а все лучшее в жизни человека – от человека».
«На свете, кроме тебя, есть другие люди,
и они нуждаются в твоей доброте,
понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».
Круг радости.
Этот мир несовершенный
Состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
Наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
И не станет он добрей.
Если сами мы добрей не станем. И. Тальков
2. Беседа.
- Давайте попробуем дать определение «добро».
(Участники по кругу высказываются)
«Добро» - не отвлечённое понятие. «Добро» - понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности.
Духовная личность выражается в активном отношении к добру и злу, в умении не только видеть добро и зло, но и близко принимать к сердцу всё, что происходит вокруг.
Проповедуя заповеди Христа, святой апостол Павел так наставлял римлян: «любовь да будет непритворна; отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру».
Идея добра – это мерка, с которой мы подходим к объяснению и оценке человеческих отношений вокруг себя.
Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни. Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Все в обществе взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы участники одной цепной реакции добра и зла. Добра и добрых дел нужно совершать как можно больше и никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро.
3. Чтение рассказа Марии Скребцовой «Юноша и морские звёзды».
Как-то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс:
- Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы: - Почему юноша бросал в воду морских звёзд?
- Что лежало в основе его поступка?
- Что бы вы ответили на слова – всем не поможешь, а если поможешь
нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет
много несчастных и нуждающихся?
4. Минутка тишины «Луч добра». Звучит тихая, спокойная музыка.
Сядьте удобно, можете закрыть глаза.
Представьте себе, что Солнце дарует вам свет, дарует вам всем луч Добра. Каждый золотой лучик коснулся вас, вашего тела, постарайтесь ощутить тепло лучиков. Вам тепло и радостно. Тепло от надежды, от добра, счастья, которое исходит от маленького лучика солнца. Сейчас вам хорошо, и спокойно. На душе радостно. Вы счастливы оттого, что лучик проник в каждого из вас и делает доброе дело.
Откройте глаза.
5. Упражнение «Солнышко». Участникам предлагается нарисованное солнышко с лучиками.
- Представьте, что добро – это яркое солнышко.
Напишите на лучиках этого солнышка те ценности, которые включает в себя понятие добра.
6. Английская притча: «Как иногда за добро платят злом».
Однажды змея ползла через лес. Вдруг на неё упало дерево. Как она не старалась, всё было бесполезно. Тем временем неподалёку шёл дровосек. Змея ему говорит:
- Добрый человек, освободи меня!
Человек ей отвечает:
- Нет, я не сделаю этого, ты меня съешь.
- Поверь мне, я не съем тебя!
Долго змея уговаривала человека, пока он не помог ей. Змея выползла, но была очень голодная.
- Добрый человек, я очень голодная, поэтому съем тебя!
- Что? Я же освободил тебя?!
- Да, а разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Но ты не права!
- Хорошо, - сказала змея. Тогда позови сюда животных, и ты услышишь, что они скажут.
Человек привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Все они подтвердили слова змеи, и только волк сказал:
- Я не знаю, добрый человек, как всё произошло и говоришь ли ты правду. Ложись, змея, туда, где ты была, и тогда увидим.
Змея легла, а человек накатил на неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и пригласил его домой, чтобы отплатить ему добром,
дать пару цыплят. Волк попросил принести цыплят в лес. Когда человек пришёл домой и рассказал всё жене, она рассердилась. Человек не хотел спорить с женой и положил в мешок собак – тех, что кусают за уши, и знают, что делать с волком, и отправился в лес. Волк ждал его.
- Братец волк! Я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! – ответил волк.
Человек развязал мешок и выпустил собак. Они вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Волк вырвался и убежал в лес, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом!
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Назовите, какие добрые дела вы совершали?
- Как люди реагировали на проявление вашей доброты?
- Приятно ли вам было делать добрые дела?
«Когда будешь делать какое – ни будь добро, заметь, что во время совершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, которое получает и тот человек».
Аль - Маали
7. Упражнение «Шестерёнки»
Если правильно соединить зубцы шестеренок и будете вращать правую шестеренку влево, а левую вправо – прочитаете пословицу.
- О чём она? Объясните.
«Грязь с лица можно смыть, грязь с души – нельзя»
8. Упражнение «Волшебники»
Участники делятся на 2 группы. Каждой группе предлагаются одинаковые фигуры волшебников.
Задания: 1. задание: дорисовать, превратив одного в доброго, а другого – в злого волшебника;
2. задание: придумать ситуацию, что совершили добрый и злой волшебники, закончив их пословицами или поговорками о зле и добре.
После выполнения заданий спикеры защищают работы.
Обобщение.
Восточная мудрость привлекает пристальное внимание, вызывает живой и острый интерес. Она искусно передаёт оттенки любого переживания, детально воспроизводит извечные споры между сердцем и разумом.
Для того, кто за внешностью видит нутро,
Зло с добром – словно золото и серебро.
Ибо то и другое – даётся на время,
Ибо кончатся скоро и зло и добро.
Вы, злодейству которого не видно конца,
В Судный день не надейтесь на милость Творца!
Бог, простивший не сделавших доброго дела,
Не простит сотворившего зло подлеца.
Африканская пословица гласит: «Рана заживает, а шрам остаётся».
А корейцы говорят: «Если в гневе кинешь камень, то только ноге больно».
Поэтому, прежде чем что-то сделать дурное, злое, плохое, подумай. Ведь «Жизнь дана на добрые дела», «Сам не осилишь, товарищи помогут».
Но: «Сам себя губит, кто других не любит», «Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно».
Круг «От сердца к сердцу»
- Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу.
Всем станет светлее и теплее потому, что мы добрые и сердечные люди. Ведь: «Доброта – это солнце, которое согревает душу».
Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплементы».
Уважаемая редакция, если Вас заинтересовали наши разработки, мы можем предоставить полную версию.
Рецензия
на статью «Отдай каплю. Стань океаном».
В контексте внедрения предмета «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс неотъемлемой частью работы педагога является взаимодействие с родителями, направленное на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. В данной статье автор выстраивает логическую траекторию деятельности учителя в направлениях и формах работы с родителями. Разработанные тренинги помогут взрослым лучше разобраться в самих себе, в своих детях, получить знания о воспитании в семье для налаживания и сохранения добрых и доверительных отношений с близкими людьми.
На современном этапе стремительного развития общества, связь между поколением родителей и детей становится все более хрупкой. Автор предлагает быть посредником в налаживании доверительных отношений в семье, с помощью эффективного приематренингпоказывает родителям, как помочь детям научиться искусству жизни, самоуважения, независимости суждений, способности к самосовершенствованию, умения ориентироваться в духовном мире и в ситуациях окружающей жизни.
Каждый тренинг сопровождается грамотным, целеполагающим аспектом и соответствующими методическими приемами, разнообразными по форме и содержанию.
Все приемы и методы, описанные в данной статье, доступны, интересны для родителей из разных социальных слоев населения, разных возрастных групп детей. Могут применяться педагогом на любом этапе учебно-воспитательного процесса.
Заместитель директора по УВР
ГУ «Школа-гимназия №10 города Рудного» Божкова Н. В.
Т_йін
МаKалада мaCалімдерге ата-аналармен жaмыс ж_ргізуде, олардыS рухани-адамгершілік білімін дамытуда к™мек к™рсету жолдары к™рсетілген. МaCалімдер ата-аналармен бірігіп жaмыс жасауыныS арKасында Cана адамгершілігі жоCары aрпаK т‰рбиелеп, кез-келген жас™спірімге білімді меSгерту арKылы ™зін-™зі дамытуына жол к™рсетеді. БастапKы адамгершілік сезімдер мен aCымдар, адамшылдыK мінез-KaлыKтыS еS Kарапайым даCдылары отбасында Kалыптасады.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
лина 1аІлин0 115