Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Монгуш Милана Николаевна
Класс: 6 класс
Дата: 15.12.2015
Предмет: Русский язык
Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тип урока: Урок открытия «новых» знаний
Цель урока: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов
Задачи:- активизировать ранее изученную лексику
-учить употреблять имена существительные в нужных падежах, тренировать в постановке вопроса
- определять грамматические признаки имени существительного
- учить работать в учебном диалоге, в группах
- учить анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей
Планируемые результаты
Личностные
- проявлять интерес к изучению темы;
- желание помочь ребятам;
- проявлять творческое отношение к выполнению заданий;
- осознание успешности при изучении темы.
Предметные
- Образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.
- Распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.
- Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило.
- Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными
Метапредметные
Познавательные умения:
- различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;
- определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- выполнение учебного действия в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Межпредметные связи:
Литературное чтение
Окружающий мир;
Тема – «Живая и неживая природа»
Ресурсы
Демонстрационный материал
Карточки с учебными заданиями.
дидактическое сопровождение
материалы для познавательной деятельности
Формы работы:
Фронтальная.
индивидуальная
парная
групповая
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Развитие УУД
1.Орг. момент Самоопределение к деятельности.
Цель: Создать условия для возникновения у ученика
внутренней потребности включения в учебный
процесс
Здравствуйте ребята, гости.
Все друг к другу повернулись.
Все друг другу улыбнулись.
Гости рады им всегда.
Так начнём работать? Да!
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Как вы ее понимаете?
- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
- Ребята, вы знаете, что такое лаборатория?
- Это учреждение, где проводятся различные исследования, наблюдения, опыты, эксперименты. Второе значение у слова – помещение, где располагается это учреждение.
Сегодня наш класс превращается в научную лабораторию Слова, и вы сегодня не ученики, а научные работники лаборатории Слова. Записывать результаты наблюдений и исследований будем в рабочих тетрадях. Откройте тетради и запишите дату.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей
Мы узнаем что-то новое.
УДД:
личностные (действие смыслообразования,
установление учащимися связи между целью
учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: Организовать актуализацию изученных
способов действий, достаточных для проблемного
изложения нового материала
- Запишите новое слово лаборатория (придумайте слова из букв этого слова)
Проверка фронтальная.
- Какой частью речи является слово лаборатория. Докажите.
- На какие вопросы отвечает существительное?
- Что обозначает существительное?
- Каким членом предложения может являться?
- Постоянный грамматический признак существительного?
- Как изменяются существительные?
- Сколько падежей в русском языке?
- Как определяем падеж существительного?
Исследовать сегодня будем имя существительное и узнаем что-то новое о его признаках.
- Посмотрите на слова, полученные из слова лаборатория. Слайд 3.
- Что их объединят?
- Докажите.
- Разделите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь.
- По какому принципу вы их разделили?
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?
- А на вопрос что?
-Какие слова вызвали сомнения?
- Возникла проблема, кто может сформулировать тему нашего исследования (урока)?
Мотивирует учащихся к изучению темы.
Принимают учебную задачу.
Читают слова
Существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
Может являться любым членом предложения.
Род
По падежам, числам
6 падежей.
(Ребята высказывают версии.)
Борт, брат, оратор, рот, болт, тир, раб, робот
Это имена существительные, мужской род, отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, можно подставить слова он мой, нулевое окончание; кто? и что?, одушевленные и неодушевленные.
(робот)
Знакомятся с темой урока,
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
УДД:
регулятивные (целеполагание; планирование);
познавательные (общеучебные (поиск и
выделение необходимой информации);
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желание помочь ребятам подготовиться
к конкурсу «Русский медвежонок».
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание, используя
термины, в рамках учебного диалога
3. Постановка учебной задачи.
Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий или
побуждающий диалог по проблемному
объяснению нового знания.
Чему мы должны сегодня научиться в нашей лаборатории? Слайд 4.
- Какие задачи мы себе поставим? Давайте сформулируем их с помощью опорных слов:
Учиться различать
Узнать новое об
Уметь оценивать
- Сегодня вы должны исследовать и найти различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Заполним кластер Слайд 5.
- Как можно определить одушевлённое существительное или нет?
Но есть ещё одно правило, которое поможет в определении одушевлённости.
Я приготовила для вас задания, которые помогут вам в работе.
Задание №1 В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в группах.
Капитан, чайка, айсберг, мышка, моряк, солнце, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, гусеница.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1
Оцените свою работу в группах.
- А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась девочка Вика.
Слайд 6.
- Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка записаны в 2 столбика?
- Давайте решать эту проблему.
Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 6.
Теперь разберем слово – гусеница.
Уточняет тематические рамки. Организует
формулировку темы и постановку цели и задач урока.
Организует работу на карточках, поясняет задание
Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания
Обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать
- по вопросу, по лексическому значению Заполняется кластер.
Ребята работают на карточках.
Делают вывод:
Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют (одушевлённые предметы)
Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют (неодушевлённые предметы)
Оценивают свои достижения при выполнении задания №1
Высказывают свои предположения (ученица сомневалась, не знала куда записать)
УДД:
личностные (действие смыслообразования,
установление учащимися связи между целью
учебной деятельностью и ее мотивом);
регулятивные (целеполагание, планирование);
познавательные (постановка и формулирование
проблемы;
Познавательные умения:
- раскрывать значение выражения «одушевленные
предметы», «неодушевленные предметы»;
- определять имена существительные одушевленных
и неодушевленных предметов и обосновывать
свое мнение
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку учебного задания
и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины,
в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- составлять фразу-конструкт;
- классифицировать существительные на группы
одушевленных и неодушевленных предметов;
- писать имена существительные одушевленные и
неодушевленные
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
1)Организовать уточнение и согласование
темы урока.
2)Организовать усвоение детьми нового
способа действий при решении данного класса
задач с их проговариванием во внешней речи:
3) Соотнесение нового знания с правилом
в учебнике.
От чего это зависит?
- Как называются такие слова?
- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
Задание№ 2
- Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь.
1 группа – мышка – одушевленное
2 группа – мышка – неодушевленное
3 группа – гусеница – одушевлённое
4 группа – гусеница -неодушевлённое
- Проверим несколько предложений.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №2
Задание №3
- Исследуйте, что происходит с такими словами во множественном падеже при склонении.
Оцените свою работу по эталону. Слайд 7
Понаблюдайте, формы, каких падежей совпадают у одушевленных имен существительных?
- А у неодушевленных имен существительных?
- Попробуйте сформулировать правило.
Делаем вывод:
Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
Неодушевлённые: В.п. мн.ч.= И.п. мн.ч.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании № 3
Уточняет тематические рамки. Организует
формулировку темы и постановку цели урока.
Предлагает провести исследование.
- от лексического значения слова в предложении
- многозначные
(киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)
Оценивают свои достижения при выполнении задания №2
Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать
(у одушевленных имен существительных В.п. и Р.п.)
(у неодушевленных имен существительных Им.п. и В.п.)
Одно и тоже слово может быть одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от значения, которое оно несёт, и склоняться при этом будет по-разному.
Оценивают свои достижения при выполнении задания №3
УДД:
логические (анализ; построение логической
цепи рассуждений));
коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками);
Познавательные умения:
- различать имена существительные одушевленные и
неодушевленные и обосновывать свое мнение;
- определять необходимость использования имен
существительных одушевленных и неодушевленных;
- определять различие в окончании существительных
Р.п., В.п. и И.п и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения
- проверять учебное задание и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание,
используя термины, представляя свою позицию.
Предметные умения:
- рассказывать о признаках имени существительного;
- рассказывать о падежах и вопросах;
- писать имена существительные одушевленные и неодушевленные по группам;
Производствен-ная гимнастика.
Выполняют движения.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа
действий при решении данного класса задач
с их проговариванием во внешней речи:
- Уважаемые научные сотрудники! Давайте разберёмся ещё с одной проблемой.
Слова кукла и снеговик называют неживые предметы, а Вася утверждает, что это одушевлённые существительные. Прав ли он? (Работа в группах)
Откройте учебник на странице 46 (задание для наблюдения).
- Почему Вася так считает? Что нужно выполнить?
- В каком числе?
- Какое графическое задание надо выполнить? Слайд 9.
Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания
- Записать слова и поставить в формах
Им.п., Р.п., В.п.
- во множественном числе
- выделить окончания
(совпадают окончания у В.п. и Р.п.)
(у одушевленных)
УДД:
регулятивные (волевая саморегуляция);
познавательные (общеучебные
логические (анализ; построение логической
цепи рассуждений));
коммуникативные (планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками);
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: Организовать выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действий.
Сравните склонение слов «кукла» «снеговик» «стол» во множественном числе.
Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать?
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что вы заметили?
- А у каких существительных они совпадают?
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным – одушевленные.
Назовите детские игрушки , которые не живые, но одушевлённые.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №4
Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания
Проводит индивидуальный контроль
Читают вывод в учебнике на стр.45
Например: слова –Петрушка, неваляшка, матрёшка матрешка.
Оценивают свои достижения при выполнении задания №4
Существительные снеговик и кукла склоняются как, одушевлённые имена существительные.
Познавательные умения:
- определять необходимость использования имен
существительных одушевленных и неодушевленных;
- определять различие в окончании существительных
Р.п., В.п. и И.п и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения
- проверять учебное задание и вносить корректировку;
- выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание, используя
термины, представляя свою позицию.
Предметные умения:
- проводить исследование имен существительных
и оформлять результаты в таблице;
Цель: Организовать выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действий.
7. Рефлексия учебной деятельности
(итог )
Цель:
Организовать фиксацию нового содержания,
изученного на уроке
Обобщение полученных на уроке сведений
- Уважаемые научные сотрудники, сделайте отчёт о проделанной работе. Слайд 4 (кластер)
-Какую часть речи изучали?- А что нового узнали? – Как определить одушевлённость существительного?
- Давайте вспомним с какой проблемой столкнулись в начале урока?
Докажите, что слово робот - одушевленное имя существительное.
Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок.
Достигли мы цели урока?
Над каким умением работали на уроке?
Что учились делать?
Какие необычные открытия мы сделали?
Какую оценку поставил себе
Почему?
Организует работу по обсуждению материала
Отвечают на итоговые вопросы урока
И.п. (нет) –роботы
В.п. (вижу) – роботов
Р.п.(нет)- роботов
В.п. = Р.п.
Анализируют свою работу на уроке
Отвечают на итоговые вопросы урока
Оценивают свою работу на уроке
УДД:
Познавательные умения:
- различать имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые в определенном контексте и
обосновывать свое мнение.
одушевленному и неодушевленному;
- изменять по падежам имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые;
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Домашнее задание:
Провести тест-контроль с родителями по определению одушевлённости и неодушевлённости существительных, выполнить задания на стр. 46 №4.
Спасибо за урок!
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
ЬђЗаголовок 1ЬђЗаголовок 215