Ночная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт литературоведческого исследования
СЕКЦИЯ: «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»
КУСОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Краснодарский край, г. Сочи
МОБУ Гимназия №15 им. Н.Н.Белоусова, 8 класс
Ночная лирика Ф.И.Тютчева
Научный руководитель: Гогилова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Гимназия №15 им. Н.Н.Белоусова
АННОТАЦИЯ
Моя работа называется «Ночная лирика Ф.И.Тютчева». Я выбрала эту тему, потому что Федор Иванович Тютчев является ярким представителем русской литературы XIX века и произвёл на меня сильное впечатление, особенно его стихи, посвящённые теме ночи. Эта тема актуальна уже потому, что это составляющая часть творчества поэта, который является ярким представителем русской литературы XIX века.
Цель исследования – раскрыть понимание Тютчевым образа ночи, выяснить, какое место занимает эта тема в его творчестве.
Задачи исследования:
проследить развитие темы ночи в русской поэзии;
определить место образа ночи в поэтическом представлении Ф. И. Тютчева;
исследовать особенности раскрытия темы ночи в творчестве поэта.
Структура работы определена поставленными задачами: от истоков образа ночи в русской поэзии к неповторимому восприятию этой темы Ф. И. Тютчевым.
Вначале я обратилась к вопросу «Развитие темы ночи в русской поэзии». Выяснила, что образ ночи и побуждаемые ею ночные мысли и чувства нашли отражение в творчестве многих русских поэтов.
Далее я попыталась определить, какой видел ночь Ф. И. Тютчев, ведь именно о нём сложилось представление как о «самой ночной душе русской поэзии». Ночь – это центральный символ поэзии Ф.И. Тютчева, сосредоточивший в себе разъединенные уровни бытия, мира и человека.
Анализируя стихотворения поэта «Святая ночь на небосклон взошла», «Как хорошо ты, о море ночное» и другие произведения, выяснила, что ночь в стихотворениях Тютчева восходит к античной греческой традиции. Она дочь Хаоса, породившая День и Эфир. Ночь предстает в лирике Тютчева в индивидуально – неповторимом стилевом преломлении.
Выясняя особенности восприятия темы ночи в творчестве Ф. И. Тютчева, обратила внимание на то, что мотив ночи является сквозным практически для большей части лирики Тютчева.
С целью более точного и полного раскрытия содержания работы были использованы различные критические источники, написанные в разное время, публикации в периодических и методических изданиях, монографии.
Материалом исследования являются поэтические тексты, взятые из сборника “Лирика Ф.И.Тютчева”.
Основное содержание работы состоит из введения, двух глав и заключения.
Блаженно-мрачный образ ночи отнюдь не является определяющей характеристикой стиля поэта. «Цветущий мир природы» улыбается Тютчеву, вызывает «избыток упоенья», когда глаз поэта видит «на всем улыбку, жизнь во всем», как «сияет солнце, воды блещут» Все, что его окружает в природе, он любит, душа лирического героя трепещет от радости. Но больше всего из того, что природа подарила человеку, ему ближе ночь. В этом и заключается уникальность лирики поэта.
. “Тютчев - поэт ночных откровений, поэт небесных и душевных бездн. Он как бы шепчется с тенями ночи, ловит их смутную жизнь и передает ее без всяких символов, без всякой романтики, в тихих, трепетных словах ”, - писал А.Л. Волынский в статье “О Тютчеве” [7, 124]. .. Душа человека стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи.
Ночная лирика Ф.И. Тютчева традиционно-романтическая и вместе с тем философская. Ночь грандиозна, величественна и трагедийна, как и сама поэзия Тютчева. Трагический характер проявляется в том, что она оставляет человека наедине с самим собой и загадками мироздания, отбрасывает те покровы, за которыми скрываются от человека бездны:
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами-
Вот отчего нам ночь страшна!
Главная мысль ночной лирики – мысль о родстве открывающейся ночью души природы и души человека. Внешний мир – лишь виденье, истинное же бытие - ночное. Именно ночью человек переживает минуты истинного самопознания. Душа настолько отделяется от материального мира, что все светлое, живое чудится сном, и человек осознает истинное родство своей души с космической бездной.
Ночь – время хаоса, ужаса и творчества. Ночь – время поэзии:
На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,
Он в небесах едва не изнемог, -
Настала ночь – и, светозарный бог,
Сияет он над усыпленной рощей!
Творчество настигает человека независимо от его воли, независимо от адреса его пребываия.
Тютчева привлекают трагические состояния мира. Вполне реальная зарисовка природы неожиданно превращается в философскую картину.
Сумрак связывается с психологическим состоянием грусти, что поддержано непосредственным восклицанием:
Какие грустные места!
Однако неожиданно последние два стиха переводят пейзаж в философский план:
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста.
Речь идет не просто о наступлении ночи, но о формах вечности, о пугающем мраке, о трагической встрече человека лицом к лицу с истиной. Предчувствие такой встречи тревожит человека.
В стихотворении «Тени сизые смесились» Ф.И. Тютчев говорит о единстве лирического героя с миром:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всём!..
. Ощущение своего физического слияния с миром («Всё во мне, и я во всём») ещё не означает подобного слияния и растворения в покое для мира духовного, исполненного “тоски невыразимой”. Этого духовного покоя и жаждет лирический герой.
Душа человека раскрывается навстречу миру, исчезают преграды, существовавшие ранее между ним и природой, между его душой и Вселенной. Его «Я» становится частью этого мира, частицей космоса.
В стихотворении «Тени сизые смесились» поэт выразил чувство растворения личного сознания лирического героя во «всемирной жизни».
«Дремлющий мир» - это одновременно и сон, и реальность, так как именно сон выявляет скрытые мысли.
Стихия сна уносит человека в беспредельность, она помогает заглянуть в бездонные тайны космической жизни.
Поэт говорит о мире «ночной души», а для нас это рассказ о нашем внутреннем мире. В ночной природе Тютчева все полно загадок: «и звездный сон», и восклицания некой «дальней музыки», и больше всего «чудный еженощный гул». Окружённый безднами и стихиями, человек «как сирота». Но в этом ночном космическом одиночестве и дано человеку познать мир и самого себя:
И, как виденье, внешний мир ушёл
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнаёт наследье родовое.
Любое лирическое стихотворение каждый прочитает по-своему Я думаю, что именно такие стихи помогают человеку почувствовать себя частицей природы или даже Вселенной.
Человек жаждет раствориться в природе, слиться с нею, стать её частью.
Тютчев видит в ночи не только «мрак», «хаос», «темноту», «тьму», «сон», но и нечто высшее, нечто божественное, святое. Примечательно, что при всём мрачном колорите в трактовке ночной темы ночь для Тютчева – «святая» («Святая ночь на небосклон взошла»).
Природа неотделима от человека и призвана помочь раскрыть человеческие тайны.
Произведения Федора Ивановича, посвященные природе, в большинстве случаев представляют собой признание в любви к ней. Поэту кажется несказанным наслаждением иметь возможность наблюдать за различными ее проявлениями.
душа поэта – «жилица двух миров», её день –«болезненный и страстный», её сон – «пророчески – неясный, как откровение духов». Жизнь сердца протекает днём. Душа оживает ночью, освобождённая сном от земного плена.
Созерцая «бездну», неподвижный человек как бы тянется к ней, «он с беспредельным жаждет слиться» и пугается этого слияния.
В стихотворении «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный» создана чудесная картина борьбы дневных и ночных стихий.
Автор любуется, восхищается цветущей весенней природой, воспевает её гармонию:
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!..
Среди стихотворений Ф. И.Тютчева у меня есть самое любимое - «Ночное небо так угрюмо». Произведение было создано[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1865 года по дороге из Овстуга в Дятьково.
Торжественно, неторопливо рисует поэт картину ночи перед грозой:
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
Стихотворение пронизано чувством неизбежности грозовых раскатов. Яркие всполохи озаряют небо, раскатистый грохот становится все сильнее и страшнее:
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
Ф. И.Тютчев зримо рисует нарастание зловещей картины. Сначала все тихо, так тихо бывает только перед грозой, вот появляются зарницы, напряжение в воздухе возрастает. Исчезает чувство реальности происходящего, мир кажется охваченным злыми, всесильными духами, сквозь рокочущие раскаты, кажется слышно,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
Они как будто совещаются, куда направить смертоносную молнию. И вдруг удар. На мгновение все освещается (« И быстро выступят из мраку поля и дальние леса»). И снова « чуткая темнота». Наверху вынесли решение о возмездии и воплотили его в жизнь. Тютчев видит грозу некой стихией, перед которой человек совершенно бессилен и одинок.
Слова «мрак», «ночное», повторы слов «темнота», «потемнело» нагнетают ощущение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] человека, его бессилия перед всевышними силами.
В своих произведениях Тютчев всегда использует вселенские размеры. Вот и в этом стихотворении заключительные строки
Как бы таинственное дело
Решалось там – на высоте
говорят нам о том, что поэт верил в высшую силу, ее безграничную власть над нами. Мне кажется, он хотел предостеречь всех людей, что злые дела навлекут на них справедливое возмездие. Это стихотворение произвело на меня большое впечатление своим глубоким философским смыслом.
Произведение «Как хорошо ты, о море ночное» посвящено памяти Елены Александровны Денисьевой возлюбленной Тютчева, скончавшейся в августе 1864-го от туберкулеза. Смерть обожаемой женщины, роман с которой длился на протяжении четырнадцати лет, поэт переживал крайне тяжело.. По мнению некоторых литературоведов, именно посвящением Елене Александровне объясняется обращение лирического героя к морю на «ты» в первом четверостишии. Известный факт поэт сравнивал любимую женщину с морской волной.
Как хорошо ты, о море ночное,
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Весь, как во сне, я потерян стою
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Лирический герой мечтает слиться с природой, полностью погрузиться в нее.
Ф. И. Тютчев видел ночь так, как не видел её ни один другой поэт.
Только во сне душа человека способна погрузиться в тайны “миров иных”. Сон раскрепощает все скованные днем силы души, не столько светлые, сколько темные. Именно эти силы ассоциируются у Тютчева с хаосом, бездной, они вызывают страх, потому что обладают разрушительной энергией, несут угрозу свету и гармонии. Душа человека стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи. Хочется, чтобы даже во тьме, мраке мы увидели тютчевский свет, который бы согрел наши души. Именно этим и объясняется выбор темы – «Ночная лирика Ф.И.Тютчева».
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15